Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечества и литературе"

Файлы: 1 файл

723934_EB892_shpory_po_istorii_otechestvennoy_literatury.docx

— 166.66 Кб (Скачать)

Высшее предназначение поэта  Н. А. Некрасов видит в беззаветном  служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего  творчества поэта. Он уверен: до тех  пор, пока актуальна тема страданий  народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям  — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении  “Элегия”, одном из самых любимых  своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый  ему,

Но я ему служил —  и сердцем я спокоен...

Мысль поэта постоянно  устремлена к острейшим социальным проблемам.

В его стихах, обращенных к любимой женщине - писательнице А. Я- Панаевой, вместе с чувствами, свойственными любящим во все времена, звучат мотивы, отражающие духовный мир именно человека 60-х годов, разночинца и демократа.

Любимая в стихах Некрасова - друг, разделяющий его взгляды, товарищ в работе, соратница в  борьбе. Поэт восхищается веселым, насмешливым  умом возлюбленной, ее стойкостью и  жизнерадостностью. И часто он делится  с ней своими мыслями и чувствами, навеянными картинами деревенской  жизни, связанными с темой народа и его страданий.

Природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она  постоянно связана с его чувствами и переживаниями. С изменением мировоззрения поэта меняется и облик русской природы в его стихах. Состояние грусти и тоски характерно для его стихов, написанных в 40-х годах.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

Используя такие изобразительные  средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими  чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным  состоянием русского народа.

Центральное место в творчестве поэта занимает женщина-крестьянка, эта новая героиня русской  литературы. Вспомним, что до Некрасова  писатели и поэты создавали замечательные  образы русских женщин, в основном, из дворянской среды. В поэтическом  мире Некрасова появились образы крестьянок, в которых поэт воплощает  свое представление о лучших чертах национального русского характера. Некрасов создает образы женщин из народа в стихотворениях «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», в поэмах «Мороз, Красный  нос», «Кому на Руси жить хорошо». Другой тип положительной героини, стремящейся  к активной гражданской деятельности, поэт рисует в поэмах «Саша» и «Русские женщины». Большое место в творчестве Некрасова занимает образ матери, который нашел воплощение в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», "Орина – мать солдатская«, »Внимая ужасам войны", в неоконченной поэме «Мать».

Муза Некрасова не похожа на традиционный образ прекрасной девы - богини поэзии:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: Гляди!

Сестра твоя родная!    1848

Уличная сцена, привычная  для петербуржца, превращается под  пером поэта в символ народного  страдания, гордого терпения и гнева. И вместе с тем образ крестьянки воплощает духовную сущность некрасовской поэзии. Его Муза становится кровной  сестрой народа.

«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный нос». Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но всё-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть — Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья — все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, потому что написано великолепными стихами и потому что здесь все образы, все картины. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).

Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876) уже по одним своим размерам (около 5000 стихов) не могла вполне удаться автору.

В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения  и сгущения красок, но есть и множество  мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное.

Сторонники чистого искусства  пытались убедить Некрасова в  том, что поэзия заключается не в  реальности, а в изящности как формы стиха, так и предмета стихотворения. Они поучали поэта: Брось воспевать любовь ямщиков, огородников и всю деревенщину. Однако поэт твердо стоял на своем: Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русских мужиков от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов я беру из их среды...

 

26. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.

    Раскольников, молодой,  талантливый, гордый, мыслящий человек,  поставлен лицом к лицу со  всей несправедливостью и грязью  тех общественных отношений, которые  определяются властью денег, обрекают  на страдания и гибель честных  и благородных людей, неимущих  тружеников, вроде семьи Мармеладова,  и дают богатство и власть  преуспевающим циничным дельцам  Лужиным. Достоевский беспощадно  обнажает эти вопиющие социальные  противоречия, показывает несправедливость  собственнического общества, преступного  в своей основе.

Закон и мораль охраняют жизнь  и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное  существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Раскольников жаждет мести  за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова  против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение  к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению  о неизбежности сильной, властвующей  личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все  разрешается».

Ошибка Раскольникова  в том, что причины общественного  зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным  мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и  его законов, он следует им и действует  по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что  суд других ему безразличен. Но после  убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

Причины, заставившие Раскольникова  «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам  убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Идея, которую проповедует  Достоевский в романе «Преступление  и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает  зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему  счастью — «призвать Русь к  топору».

 

25. Драматургия Александра Николаевича Островского.

1823-1886. Родился  в семье чиновника-юриста. Литературная  известность О. принесла опубликованная  в 1850 комедия «Свои люди —  сочтёмся!». Комедия была запрещена  к представлению на сцене, а  автор, по личному распоряжению  Николая I, отдан под надзор  полиции.

В своих литературных дебютах О. придерживался направления, которое сам определил как  обличительное, «нравственно-общественное». Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен  сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык — первые завоевания реализма молодого О. В комедии «Бедная  невеста» (1851) драматург попытался  создать социально-психологическую  пьесу из чиновничьего быта. В пьесах О. «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так  живи, как хочется» (1854) зазвучали  мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический пафос О. Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая техника О. Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной в 1853, пьесы О. быстро завоёвывают репертуар: в течение более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

В годы общественного  подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова — воплощение тёмной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово «самодур», закрепившееся за целой галереей типов О. Комедия «Доходное место» (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса «Воспитанница» (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества О. увенчивала драма «Гроза» (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857.

В «Грозе»  О. — сатирик и «бытовик» —  рисует затхлую атмосферу провинциального  городка с её грубостью, ханжеством, властью богатых и «старших». О. — драматический поэт — даёт почувствовать привлекательность  другого мира: мира природы, Волги, красоты  и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. «Тёмное царство» страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных — таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у О. две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, которая — пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры — этому миру враждебна. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини «Грозы» как знак глубокого протеста, зреющего в стране.

В 60-х гг. О., верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863, «Шутники», 1864, «Пучина», 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время О. обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866).

Период творческого  подъёма О. переживает с конца 60-х  гг., когда в его драматургии  появляются темы и образы новой пореформенной  России. В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца  довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные  иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и «европеизированных» купцов. Приёмы психологической сатиры О. в эту пору иногда родственны сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о «мудрецах», Милонов и Бодаев в «Лесе»). Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша («Горячее сердце»), Аксюша, актёр Несчастливцев («Лес»). Представления О. о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и — в форме поэтической утопии — в сказке «Снегурочка» (1873).

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"