Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечества и литературе"

Файлы: 1 файл

723934_EB892_shpory_po_istorii_otechestvennoy_literatury.docx

— 166.66 Кб (Скачать)

. В лирике Лермонтова  на общем ее фоне наиболее  определенно выделяются три темы: гражданская, философская и любовная.

, Лермонтов не столько  решает вопросы, сколько их  ставит, но ставит так, что в  самой их постановке во многих случаях у него уже намечаются определенные решения. Поднимается проблема добра и зла, их столкновения в душе человека и в человеческом обществе. Любовной теме молодой Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений. В самом деле, стихи молодого Лермонтова о любви, если брать их в целом, ближе к подлинной биографии поэта, нередко точнее отражают ее реальные факты, чем его лирические произведения на другие темы. Отсюда — «предметность» и жизненная конкретность этих стихов.

Индивидуализм, сказавшийся  в стихах Лермонтова о любви, проявился  и в лирической характеристике их героя. Выявление внутреннего мира этого героя не сводится к демонстрации его чувства. Мысли о любви  смешиваются в его монологах  с его заветными мыслями о  себе и обо всем. Таким образом, и стихи Лермонтова о любви  выходят из рамок своей непосредственной темы, воссоздают личность поэта в  ее целостности и полноте.

.

Стихотворениями, открывающими новый период в лирическом творчестве Лермонтова, следует считать «Бородино» (1837) и «Смерть поэта» (1837). Каждое из этих прославленных стихотворений  по-своему знаменательно.В «Смерти поэта» с поразительной для того времени политической остротой и аналитической сложностью подымается вопрос о трагической судьбе Пушкина, ставшего жертвой светской черни и придворной олигархии. Зрелая, как и юношеская, лирика Лермонтова остается трагической во всех ее проявлениях. Любовь к свободе, порывы страсти, беспокойства и негодования сочетаются в его новых стихах, как и прежде, с голосами разочарования, одиночества и горькой безнадежности. Целый ряд поздних стихотворений Лермонтова, главным образом 1837 года («Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Не смейся над моей пророческой тоскою...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Гляжу на будущность с боязнью...» и другие), и по форме своей напоминают его прежние монологи-признания с их напряженным пафосом лирической исповеди и обнаженной эмоционально-логической структурой.

К таким же лирическим произведениям, тесно связанным с мыслями  о современной жизни, принадлежат  так называемый «тюремный цикл» («Узник», «Сосед», «Соседка»; ср. «Пленный рыцарь»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Благодарность», «И скучно и грустно», «Тучи» и даже «Выхожу  один я на дорогу...». В эту сторону направлены также многие стихотворения, в которых ведущей темой является дружба («Спеша на север издалека...», «Памяти А. И. О‹доевск›ого», «Графине Ростопчиной») и любовь (в особенности «Ребенку», «Отчего», «Договор»). Во всей этой лирике господствует тема трагического разлада с действительностью, хотя герой и пытается иногда сопротивляться наплывающему на него мраку («Когда волнуется желтеющая нива...», «Из-под таинственной холодной полумаски...», «Есть речи — значенье...»). Основной пафос поэзии Лермонтова, по словам. Белинского, заключается в нравственных вопросах, о судьбах и правах человеческой личности. Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.

 

18. Проза М.Ю.Лермонтова.

В развитии лермонтовской  прозы отчетливо намечаются три  стадии, соответствующие трем центральным  прозаическим произведениям Лермонтова. Первое из них — «Вадим» (1832—1834) — является романтической повестью. Второе — повесть «Княгиня Лиговская» (1836), незаконченная, как и «Вадим», Третье произведение — «Герой нашего времени» (1838—1839) — как бы подытоживает все предыдущее лермонтовское творчество, реализует скрытые в нем возможности и прокладывает пути в будущее русской литературы.  «Герой нашего времени» роман о России, о судьбе и трагедии русского человека с пробудившимся сознанием.

 «Герой нашего времени», над которым Лермонтов работал в 1838 — 1839 гг. и где нашли выражение впечатления, полученные во время кавказских странствий летом и осенью 1837 г., был представлен читателю как «собрание... повестей» . Каждая из повестей, посвященная какому-то отдельному эпизоду биографии героя (особенно значительному для создания его портрета), написана в определенном отношении к той или иной жанрово-стилистической традиции.

«Бэла», например, — особым образом интерпретированный сюжет  о любви героя, воспитанного цивилизацией, к девушке-черкешенке, выросшей среди  «детей природы» и живущей по законам  своей среды. Лаконическая простота рассказа, аналитическая точность в  изображении чувства присущи  произведению. Примечательно, что в  «Бэле» драматическая новелла вставлена  в рамку путевого очерка, который, утратив жанровую независимость, начинает играть сюжетообразующую роль. То же функциональное преобразование путевого очерка в «Максиме Максимыче», где его значение сводится к тому, чтобы ввести в повествование  персонаж, чрезвычайно важный в контексте  романа в целом. «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист» — повести, составляющие «Журнал Печорина», — также внешне ориентированы на романтическую  традицию; при этом очевидна их полемическая направленность по отношению к ней. Излюбленные романтические штампы становятся объектом авторской иронии. По этому принципу, например, создан образ Грушницкого в «Княжне Мери». «Тамань», по выражению В. В. Виноградова, — «реалистическая перелицовка» распространенной романтической сюжетной ситуации.

Структурные элементы светской повести («Княжна Мери»), авантюрной новеллы («Тамань»), романтической новеллы  на тему судьбы, рока («Фаталист») трансформируются; теперь все они выступают в  единой роли — становятся тем материалом, которым оперирует автор, рисуя  психологический портрет своего героя.

Разнообразные острые ситуации — от светской интриги до едва не закончившейся гибелью героя  встречи его с «честными контрабандистами»  — ставят Печорина перед необходимостью решения серьезных нравственно-психологических  проблем; важнейшая из них, в известной  мере подводящая итог исканиям героя, мысль которого постоянно томит  беспокойство, — проблема судьбы, предопределения. Действовать или подчиняться? Отвечая на этот главный вопрос, Печорин утверждает право личности на внутреннюю свободу: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».

В «Журнале Печорина» характеристика героя строится в основном на его  собственных признаниях, на его исповеди. В центре «Журнала Печорина», таким  образом, — история «внутреннего человека», история его интеллектуальной и душевной жизни.

Повести сгруппированы вокруг главного героя особым образом. Лермонтов  находит новый, отличный от уже известных, принцип сцепления сюжетных частей. При том порядке расположения повестей, который был принят в  романе, нарушался действительный, реальный ход событий, из которых  складывалась картина жизни героя. Но Лермонтову и не нужно было последовательное изложение его биографии. Она дана в виде цепи жизненных эпизодов, хронологически не следующих друг за другом. Последовательность же новелл, составляющих роман, определяет глубоко продуманный автором путь читателя к герою. После внешнего, первоначального ознакомления, которое происходит с помощью стороннего наблюдателя, читатель, обращаясь к дневниковым записям героя, составляет свое мнение о нем уже на основании его собственного рассказа. Читатель постепенно как бы приближается к герою — от общего плана в «Бэле» и «Максиме Максимыче» к детальным описаниям «Журнала Печорина», от внешнего изображения характера к изображению «внутреннего» человека. 

«Герой нашего времени» —  высшее достижение лермонтовской прозы, шаг вперед не только по сравнению  с его ранними опытами; по своему методу это принципиально новое  произведение в контексте всей прозаической литературы его времени. Объективный, исключающий прямое авторское участие  характер подачи героя, осуществляемый, с одной стороны, с помощью  сопутствующих ему персонажей, с  другой — через его «самораскрытие»  — вот отличительная особенность  лермонтовского романа. В образе Печорина весьма заметны черты внутреннего  облика того, кто этот образ создал; между тем самопризнания Печорина — это ни в коей мере не самопризнания  автора, решительно возражающего против отождествления его с изображаемым героем.

Представление о главном  герое романа создается без авторского вмешательства, самим движением  художественного текста — по этому  пути объективного повествования в  дальнейшем и развивалась русская  реалистическая проза.

Отрывок «У графа В. был  музыкальный вечер», известный под  названием «Штосс», и очерк «Кавказец» — последние прозаические произведения Лермонтова, написанные в 1841 г. И то и другое произведение, глубоко отличные друг от друга по своей жанровой и поэтической природе, обнаруживают связь с определенными направлениями в развитии литературы самого конца 1830-х — начала 1840-х гг.

В «Кавказце» проявилось намечающееся в русской прозе этого времени  тяготение к очерку, нравоописанию. Это типичный физиологический очерк, один из первых образцов этого жанра, предвосхищающий физиологические  зарисовки Даля, Панаева, Буткова, Григоровича. Здесь нет развернутого сюжета; внимание автора сосредоточено на деловом, почти  научном описании некоего человеческого  «вида»; это не отдельный индивидуализированный  характер, но обобщенный социальный тип, порождение определенного общественного  слоя, определенной общественной группы, категории. Появление «Кавказца» в творчестве Лермонтова вполне закономерно: его интерес к описаниям такого рода зафиксирован и в «Сашке», и в «Княгине Лиговской», и в «Тамбовской казначейше», и в «Герое нашего времени», содержащих немало элементов «физиологии».

«Штосс» — произведение незаконченное, и эта его незавершенность  в значительной мере затрудняет окончательное  определение его идейно-художественного  смысла. Повесть, в которой легко  найти известные соответствия с  предшествующим творчеством Лермонтова как в идеологическом, так и в стилевом отношениях (лирика 1840 — 1841 гг., «Герой нашего времени»), создавалась на пересечении многих литературных влияний. В ней соединились и черты светской повести, ориентированной на Пушкина, и романтической новеллы о художнике-безумце, заставляющей вспомнить имена Ирвинга и Гофмана, и «черного» романа о привидениях, и очерка с его «физиологическими» картинами петербургской окраины. Но это не был разнородный сплав чуждых друг другу стилистических элементов, как в «Княгине Лиговской». Все эти темы и мотивы, определенным образом преломившись в художественном сознании Лермонтова, становились структурными элементами произведения, предлагающего оригинальную трактовку проблемы фантастического в литературе: сама реальность, действительная жизнь заключает в себе фантастику, а не наоборот. В своем решении проблемы Лермонтов противостоял В. Ф. Одоевскому, его рационалистическому мистицизму.

То, что Лермонтов успел  сделать, позволяет говорить о нем  как об одном из создателей русской  классической прозы.

Знакомство читателя с  прозой Лермонтова произошло лишь после  смерти поэта. При его жизни увидел свет только «Герой нашего времени».

 

21. Художественный мир поэзии Николая Алексеевича Некрасова.

Некрасов как поэт и  прозаик был реалистом. Некрасову  свойственны важнейшие черты, объединявшие всех мастеров критического реализма: изображение жизни в ее развитии, в реальной сложности и противоречивости, стремление к правде, критика несправедливого  социального устройства, художественное выражение интересов своего народа. Вместе с тем поэзия Некрасова  обладает своими неповторимыми чертами.

Еще до Некрасова русская  поэзия устами Пушкина и Лермонтова заявила о своем сочувствии крестьянству, о неразрывной связи любви  к родине с любовью к русской  деревне. Но только некрасовская поэзия поистине открыла читателю духовный мир русского крестьянства, выразила его чувства, стремления, идеалы.

Неослабевающий интерес  поэта к жизни народа, к жизни  страны во всех ее проявлениях привел к расширению тематики его лирики. В область поэзии включаются все  стороны жизни. Некрасов говорит  в своих поэтических произведениях  о повседневных, непоэтических явлениях: о грязной и шумной петербургской  улице, о крестьянке. В поэзию приходят новые темы, новые герои населяют поэтический мир художника-новатора. И они приносят с собою новую  речь - подчас грубую, неблагозвучную, с точки зрения сторонников чистого  искусства. Интонации живой устной речи влияют на характер стиха, на ритмическую  структуру некрасовской лирики. Поэт широко разрабатывает трехсложные  ритмы, передающие разнообразные оттенки  живого человеческого голоса.

В лирике Некрасова возникает  своеобразное явление, названное впоследствии исследователями многоголосием: рядом с образом автора появляются образы других людей, их голоса то сливаются, то как бы спорят с голосом поэта. Так раздвигается область лирики - она сближается с эпосом, шире охватывает явления общественной жизни, в некрасовскую лирику врывается эпический элемент.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна, всегда поднимает  острые вопросы общественного устройства и человеческих отношений, всегда проникнута гражданственностью. Поэзия Некрасова - выражение мыслей и чувств гражданина, для которого его личные интересы неотделимы от интересов народа.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Гражданственность некрасовской поэзии несет на себе отчетливые признаки своего времени. Это гражданственность  революционера-демократа, который стремится  приблизить народную бурю.

В лирику Некрасова врываются  ораторская речь, политическая публицистика, сатира

Ирония становится сильным  оружием некрасовской поэзии. В Колыбельной (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника. Нянька поет младенцу:

...Будешь ты чиновник  с виду

И подлец душой.

Провожать тебя я выйду

- И махну рукой!

Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед  обществом, что и отразилось в  творчестве. 
Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа. Таков мир поэта: социальные противоречия, жестокая борьба тружеников, неимущих и угнетенных, с нищетой, болезнями и смертью. В этом лирическом пространстве царят промозглая сырость, резкий, пронзительный ветер. Человек тут страшно одинок в своем несчастье. Никто ему не помогает, а судьба-злодейка все посылает испытания – одно тяжелее другого. Сюжеты стихотворений Некрасова – трагические: проводы рекрута, смерть ребенка, неравный брак. Вот, например, ямщик жалуется на жену: воспитанная в господском доме, обученная «всем дворянским манерам и штукам» она теперь не может жить как крестьянка, погибает от непосильного физического труда и, главное, от непонимания близких: Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие Некрасов страстно доносит до нас свои надежды. Он вообще был очень эмоциональным человеком.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"