Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечества и литературе"
1. Хронологические
границы древнерусской
2.Характерные особенности древнерусской литературы. Древнерусская литература(ДРЛ)-фундамент всей литературы. Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.Характерной особенностью древнерусской литературы является р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности. Другой особенностью нашей древней литературы является а н о н и м н о с т ь, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого.Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия. Характерная особенность древнерусской литературы — и с т о р и з м. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. С историзмом связана и тематика: красота и величие Руси, исторические события. ДР писатель творит в рамках устоявшейся традиции, взирает на образцы, не допускает художественного вымысла.
3. Поэтическое своеобразие
«Слова о полку Игореве». Уникальный памятник древнерусской
литературы. Рукопись произведения обнаружил
в конце XVIII века известный собиратель
древностей А. И. Мусин- Пушкин. Во время
московского пожара 1812 года оригинал «Слова»
сгорел, но, к счастью сохранилась копия,
сделанная для Екатерины П. Вот уже два
столетия «Слово» является объектом исследования
для ученых, вдохновляет художников и
композиторов, восхищает читателей. Многие
крупные поэты создавали свои варианты
поэтического перевода «Слова» Жуковского,
Майков. Бальмонт, Заболоцкий, Евтушенко.
«Слово» посвящено небольшому историческому
событию - неудачному походу русского
князя на половцев в 1185 году. Гениальность
автора состоит в том, что он сумел увидеть
в этом событии глубокий символический
смысл и воплотить его в произведении
с необычайной художественной силой. Форма
«Слова» удивительно точно соответствует
его содержанию. Все: композиция, сюжет,
образы, стиль - ярко отражает авторский
замысел. Создатель «Слова» не случайно
выбрал тему произведения. Центральная
идея «Слова» заключается в том, что русские
князья должны объединиться перед угрозой
нашествия кочевых племен. Пример неудачного
похода князя Игоря доказывал необходимость
объединения. Композиция «Слова» строго
отвечает авторскому замыслу. Первая половина
произведения посвящена походу князя
Игоря. Не обращая внимания на дурные предзнаменования,
Игорь ведет дружину к Дону и одерживает
победу в первой битве с половцами. Автор
кратко сообщает об успехе русского войска,
потому что для доказательства идеи объединения
важен конечный результат похода. Во второй
битве русские потерпели сокрушительное
поражение: превосходящие силы половцев
взяли их в кольцо, и три дня Игорева дружина
пыталась вырваться из него. Во время боя
Игорь отдалился от своего войска и попал
в плен. Автор видит причину поражения
не в какой-то тактической ошибке полководца,
а в разобщении князей. Вторая половина
«Слова» посвящена художественному анализу
последствий поражения князя Игоря. Киевский
князь Святослав переживает из-за бесславного
окончания похода, вспоминает былую славу
и призывает князей прекратить междоусобицы
и сплотиться
для защиты родной земли. Горько плачет
жена Игоря, Ярославна, тоскуя о любимом
муже. Финал произведения светел: Игорь
бежит из плена, и его с радостью встречают
на Руси. Показав, к чему может привести
попытка в одиночку добыть себе славы,
автор надеется, что русские князья забудут
распри и вместе победят захватчиков.
«Плач» Ярославны придает историческому
повествованию общечеловеческий смысл.
Ярославну можно назвать первой героиней
русской литературы. Она вобрала в себя
лучшие черты народного женского характера:
преданность, верность, способность самоотверженно
любить, поэтичность. Несмотря на злободневность
и исторический материал, «Слово» является
художественным произведением, которое
восхищает нас великолепным языком, яркими
образами, поэтическими открытиями. Произведение
во многом близко к фольклору. Например,
монолог Ярославны восходит к традиционному
народному «плачу», в котором обращаются
к солнцу, ветру, реке. Описание побега
Игоря напоминает сказку с превращениями
героя в животных. Невозможно перечислить
всего богатства этого древнерусского
шедевра. Ценность „Слова“ для Белинского
в этой органической связи его с народной
поэзией: „Слово — прекрасный, благоухающий
цветок славянской народной поэзии, достойный
внимания, памяти и уважения». Итак,
с начала и до конца события в „Слове“
развертываются на широком фоне природы,
конкретной природы Донецких степей, с
их растительным и животным миром. Именно
эта природа во всей ее реальности и ставится
автором в органическую связь с настроениями
и поведением героев, когда он — „по фольклорному“
показывает ее сочувствующей, помогающей,
когда он из мира этой реальной природы
берет образы для символического и метафорического
выражения своего отношения и к действующим
лицам, и к событиям. Реалистическое и
метафорическое в картинах природы органически
слито, и все вместе составляет неразрывное
единство с собственно сюжетной линией
повествования. Оттого природа в „Слове“
глубоко лирична, пейзаж в его реальном
и метафорическом осмыслении представляет
не самоцель в художественном языке автора,
а средство поэтического выражения авторской
оценки, авторского отношения к теме. В
этом своеобразие автора „Слова“ как
художника, поставившего себе ту же задачу,
какую ставит фольклор, рисуя жизнь человека
и природы как единое целое.
Опираясь на народные основы
литературного языка, — заключались
ли они в самой выразительности
живой русской речи или в отработанных
уже поэтических средствах
.
4. Русская повесть XVII в. Движение от исторического к вымышленному. XVII в., особенно вторая его половина, отмечен в истории русской литературы значительным развитием повествовательных жанров. Здесь соседствуют традиционные дидактические благочестивые повести, тесно связанные с церковной традицией, и светская развлекательная повесть, нарождаются сатира и пародия. На Русь хлынул поток разнообразной переводной литературы, которая быстро завоевала широкий круг читателей. Церковная реформа Никона, воссоединение Украины с Россией, проникновение западно-европейской литературы, в центре литературы уже не религиозная тематика, не князья, а новый герой – простой человек – купеческий сын, дворянин, путешественник. Русские повести также отличаются богатством и разнообразием тем и сюжетов. Наряду с нравоучительными повестями существуют повести исторические, бытовые, сатирические с элементами литературной пародии. Стихотворная назидательно-бытовая «Повесть о Горе-злосчастии» свидетельствует о широком проникновении фольклора в книжную литературу. Повесть начинается с повествования о том, как прародители Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, обрекли на горе и скорби людской род. После такого вступления начинается рассказ о герое - добром молодце, нарушившем домостроевские заповеди старины, попытавшемся жить по своему разумению и горько за это поплатившемся. Избавляет молодца от Горя-Злосчастия - «босого, нагого, лыком подпоясанного» - только уход в монастырь. Сатира, пародия, юмористическая повесть, осмеивающая приказные порядки или церковный быт, ярче всего свидетельствуют о росте светских тенденций в русской культуре XVII в. В основе знаменитой «Повести о Шемякином суде» лежат похождения крестьянина-бедняка, приведшие его на скамью подсудимых, и хитроумное избавление его от обвинителей (богатого брата, попа и горожанина) благодаря ловкости судьи Шемяки. Казуистика Шемяки воспринималась как пародия на судопроизводство XVII в. В связи с судебными порядками Московской Руси написана и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», изображающая тяжбу между боярским сыном Лещом и «лихим человеком», «ябедником» Ершом Ершовичем за владение Ростовским озером. Выслушав свидетелей - Сига и Сельдь, судья Осетр выносит приговор бить ябедника Ерша кнутом и повесить. Автор сатиры-пародии хорошо знаком с судными грамотами и ведением судебных процессов на Руси. Как и «Шемякин суд», повесть о «судном деле» Леща и Ерша вошла в XVIII в. в лубочную литературу, а также перешла в устную сказку.
5. Период классицизма в русской литературе XVIII века. Своеобразие русского классицизма. Предпосылкой возникновения русского классицизма – стало укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Русский классицизм изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус ведущего направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 — 1730-х гг. Поэтому социально-критический пафос свойствен ему изначально. Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных. Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего блага, но настаивает на своих естественных правах, защищая свой персонализм от тиранических посягательств. И самое главное то, что эта национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями: Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не столь отдаленной русской истории. Эстетический идеал писателей-классицистов нашел свое наиболее яркое воплощение в образе нового человека - гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться» (Ломоносов). Этот герой должен проникнуть в тайны мироздания, стать активной, творческой натурой, повести решительную борьбу с общественными пороками, со всеми проявлениями тирании и «злонравия» на троне и в помещичьей усадьбе. Для осуществления этой программы ему необходимо отказаться от стремления к личному благополучию, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства «должности». Сама же литература и театр должны стать «училищем бродягам по жизни человеческой» (Сумароков).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"