Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечества и литературе"
Крепостников-помещиков
он называет «знатными
В
комедии Фамусов и Чацкий
Служить бы рад,
А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.
Противоречиями во взглядах м/у «веком нынешним» и «веком минувшим» пронизана вся комедия. И чем больше общ-ся Ч. с Ф. и его окружением, тем большая разделяет их пропасть. Ч. резко отзывается об этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем», «якобинцем», «карбонарием». Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Кто же Ч. — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может. А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге и достоинстве человека.
13.Поражение декабристов Пушкин пережил как личную трагедию. Несколько месяцев ожидал он решения царя о своей судьбе. В бумагах почти каждого арестованного декабриста находили его стихотворения, поэтому для его ареста были все основания. Но в ходе следствия никаких данных против поэта собрать не удалось, и Николай I, зная о большом влиянии поэзии Пушкина на образованную часть общества, решил освободить его из ссылки и этим привлечь на свою сторону. Однако свобода, полученная от царя лично, была обманом. За Пушкиным был установлен тайный надзор полиции. На почте просматривались его письма. Цензура запрещала печатать трагедию ”Борис Годунов”.
13.Творчество А.С.Пушкина конца
двадцатых годов 19 века. Поражение декабристов укрепило его разочарование
в их методе борьбы за свободу, но не подорвало
преданности самой свободе. Пушкин не скрывал
своей духовной связи с декабристским
движением: «Нас было много на челне… Пловцам
я пел». Он признается в верности свободомыслию: «Я гимны
прежние пою» ( «Арион», 1827); «И тайные стихи
обдумывать люблю» ( «Близ мест, где царствует
Венеция златая“, 1827). Поэт открыто и смело
сочувствует рыцарям 14 декабря и после
их поражения. Его послание, направленное
в 1827 году в «каторжные норы» Сибири, исполнено
уверенности в торжество свободы. Преданность
свободе, ненависть к тирании, поэтизация
участников освободительной борьбы звучат
и в ряде других лирических откликов Пушкина
этих лет: «Так море, древний душегубец» (1826), «Песни о
8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву в этот же день был представлен Николаю I. Результаты этого свидания были следующие: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на разрешение самому Николаю I, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф. Приехав в Москву Пушкину пришлось испытать несколько разочарований. В сентябре возникло дело о распространении в списках стихов из "Андрея Шинье", истолкованных как стихи о событиях 14 декабря. Пушкина допрашивали, требовали объяснений. Дело закончилось только в июле 1828 года. В ноябре 1826 г. Пушкин вернулся из Москвы в Михайловское, получив задание от Николая написать записку о народном воспитании. Исполнение требования должно было носить характер политического экзамена Пушкина. Он написал записку уклончиво, стараясь удовлетворить требованиям Николая и в то же время не противоречить себе. На записку была наложена резолюция, сообщенная Пушкину Бенкендорфом. Этой резолюцией Пушкин был признан не выдержавшим испытание. После публичного чтения "Бориса Годунова" Пушкину был разъяснен смысл решения о царской цензуре. Ему было указано, что он лишается права печатать что либо на общих основаниях, и все его произведения в обязательном порядке изымаются из ведения общей цензуры и представляются на рассмотрение Николаю через Бенкендорфа. Политика правительства по отношению к Пушкину диктовалась стремлением привлечь его на свою сторону и употребить в качестве глашатая казенных идей. С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни. В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной. Попытка эта расстроилась по вине самого Пушкина. В эти годы выходят в печать многие его произведения. В это время он пишет неоконченный роман "Арап Петра Великого", продолжает писать "Евгения Онегина", в короткое время пишет поэму "Полтава". Тогда же он подвергается литературно-журнальной критике. Во время, когда Пушкин писал "Полтаву", началось новое дело. До правительства дошла "Гавриилиада", начались поиски автора этой "безбожной поэмы". Началось следствие, которому подвергся Пушкин, но он отрекался от авторства в письменном виде. В конце концов, он послал царю какое-то письмо, после чего дело было прекращено, но у Пушкина появились новые обязанности перед правительством.В 1829 году Пушкин приезжает из Петербурга в Москву и сватается к Наталье Николаевне Гончаровой, на что получает отказ. После Пушкин уезжает на Кавказ, вопреки отказу Николая I. Свою поездку на Кавказ Пушкин описывает в "Путешествии в Арзрум". Пушкин едет на Кавказ из-за желания участвовать в Турецкой войне, но по большей степени из-за друзей-товарищей, служивших в то время там. Возвращение Пушкина с Кавказа было принято с величайшим раздражением, Николай I требовал объяснений. В конце 20-х гг. Пушкин ведет постоянные схватки с Булгариным. В апреле 1830 года Пушкин делает новое предложение Наталье Гончаровой и на этот раз оно было принято. В семье Гончаровых было потребованно от Пушкина официальное удостоверение от Бенкендорфа, что он не находится под полицейским надзором. Также их интересовало материальное благо Пушкина. Его отцом ему была передана часть нижегородского имения - деревня Кистеневка, находившаяся недалеко от принадлежавшему Сергею Львовичу села Болдина.
1 сентября 1830 года Пушкин
уехал в Болдино,
34(1).Тридцатые годы
19 века в творчестве А.С Пушкина. По возвращении из Болдина
Пушкин заложил имение, женился. Свадьба
состоялась 18 февраля 1831 года в Москве,
но впоследствии Пушкины жили в Петербурге.
В период между Москвой и непосредственно
Петербургом они жили в Царском Селе, где
Пушкин с помощью Жуковского мог наладить
личные отношения в правительстве. А Николай
I пожелал видеть жену Пушкина в качестве
украшения его придворных балов. Летом
1831 года роман "Евгений Онегин" получил
окончательную отделку, "Борис Годунов"
не пользовался успехом «Евгений Онегин» — роман социально-бытовой
по захвату быта и нравов и социально-психологический
по глубине и разнообразию отображаемых
в персонажах чувств, мыслей и идей. Он единственный
в своем роде и по стиховой форме, и по естественному
сплаву низкого и высокого, быта и идей,
заурядной повседневности и мечтаний,
интимно-личного, героического и эпохального.
В этом сплаве возвышенное приняло форму
подлинной действительности, а обыденное
приобрело полные права поэтического
гражданства. Пушкин, рисуя русскую действительность
в одном из наиболее интереснейших периодов
ее развития, создал роман глубоко национальный
по исторической верности и полноте характеров,
подлинно народный по передовой идейности,
по демократизму языка, богатству связей
и перекличек с устно-поэтическими традициями,
истинно реалистический по конкретно-исторической
типизации характеров и их социальной
среды, подлинно критический по его объективно-
В этот период Пушкин задумывает
"Дубровского" и "Историю Пугачева".
Собирая материал для "Истории
Пугачева" и ездя на места сражения,
Пушкин в октябре возвращается в
Болдино и проводит там до половины
ноября. Это была вторая болдинская
осень. Там он закончил "Историю
Пугачева", написал "Медный всадник",
"Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку
о мертвой царевне" и много
стихотворений. К этому же времени
относится работа над "Пиковой
дамой". В это время у Пушкина
были материальные затруднения, должность
при дворе не давала спокойно работать,
а переиздание его произведений
не приносило больших доходов. Творческий
путь Пушкина с самого его начала — непрерывное
восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение
проявляется в 30-е годы, когда присущие
поэту народность, историзм и реализм раскрывались
во всей полноте его творческих возможностей.
Именно на этом этапе Пушкин, утверждая
человеческую личность, отстаивая ее права
и достоинство, показывает своих героев
в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте.
Поэт по-прежнему превозносит любовь как драгоценное
чувство, превосходящее материальные
богатства ( «Три у Будрыса сына», 1833) и преодолевающее
на своем пути самые трудные барьеры ( «Воевода», 1833). Но любовные стихи
этих лет окончательно освобождаются от фривольности ( «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем»,
1830). В 30-е годы, чрезвычайно тяжелые для поэта,
им не раз овладевали скорбно-тревожные
раздумья, его охватывала тоска, он приходил
к сознанию своей обреченности ( «Поредели, побелели», 1835;«Странник»,
1835; «От меня вечор Лейла», 1836; «Отцы пустынники и жены непорочны»,
1836). Эти переживания определялись его одиночеством,
глубокими обидами со стороны правящей
клики, травлей со стороны светского общества,
политическими сомнениями, неразрешимыми
социальными противоречиями, несбывшимися
ожиданиями. Горьким разочарованием в западноевропейских
буржуазных революциях, обманувших его мечты
о свободе, оставивших человеческую личность
под гнетом деспотизма, проникнуто стихотворение «Из Пиндемонти»
В программном стихотворении «
17. Поэзия М.Ю.Лермонтова.
Лермонтов — крупнейший представитель русского и мирового романтизма. Творческое развитие Лермонтова разделяется на два периода. К первому, юношескому периоду относятся произведения 1828—1834 годов, которые Лермонтов не печатал и, по-видимому, не намеревался печатать. Второй период охватывает произведения 1835—1841 годов, которые в большинстве своем были опубликованы. Лирический мир Лермонтова складывается из двух элементов: образа лирического героя и взаимодействующего с ним образа среды (люди или природа), которая этого героя окружает. Герой лирики Лермонтова представляет собою глубокое и наиболее непосредственное выражение лермонтовского человека, т. е., в известном смысле, самого Лермонтова. Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова — носитель индивидуального характера— поэт, мыслитель и гражданин, размышляющий о соотношении «земного» и «небесного», о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей родины, и вместе с тем человек, отдающийся всем впечатлениям личной жизни и, прежде всего, любви. Самые важные стихотворения Лермонтова того времени занимают по жанру как бы промежуточное место между дневниковой записью в стихах, лирической исповедью и монологом («1831-го июня 11 дня», «Ужасная судьба отца и сына...» и другие). Любовная элегия наполняется у Лермонтова необычным для нее философским или политическим содержанием («Я видел тень блаженства...», «Настанет день — и, миром осужденный...»). В сатиру, против прежних правил, вклиниваются лирические отступления («Булевар»).
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"