Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечества и литературе"

Файлы: 1 файл

723934_EB892_shpory_po_istorii_otechestvennoy_literatury.docx

— 166.66 Кб (Скачать)

 

 

6. В. К. Тредиаковский(1703-1769г) в истории русской литературы.  Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) человек необыкновенной эрудиции (он завершил образование в Сорбонне, куда добрался пешком из Гааги), стал талантливым и трудолюбивым филологом. Сын астраханского священника, Тредиаковский в детстве был отдан в школу католических монахов-капуцинов. Отказавшись от церковной службы, он бежал в Москву, где учился в Славяно-греко-латинской академии (1723-1726), а затем отправился в Голландию и Францию. В 1730 г., вернувшись в Россию, он дебютировал переводом галантного романа французского писателя XVII в. П. Тальмана «Езда в остров любви», к которому приложил собственные любовные стихи на русском и французском языках. В 1735 г. вышел трактат Тредиаковского  "Новый и краткий способ к сложению российских стихов. В нем была изложена новая тоническая система стиха - силлабо-тоническая, основанная на регулярном чередовании ударных и неударных слогов, а также примерно одинаковое количество слогов в рифмующихся строчках, - система поэтических жанров классицизма, приведены образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Тредиаковский прямо признавал, что так называемый «тонический» стих был им введен в русскую поэзию под воздействием традиций устного народного творчества, фольклора. Правда, он не довел до конца свою реформу, остановился как бы на полпути. Тредиаковский преобразовал только длинный силлабический стих (т. е. состоящий из одиннадцати и тринадцати слогов), а короткие виршевые стихи оставил без изменений, так как единственного обязательного ударения для них вполне хватало, чтобы ритмически организовать стих. Кроме того, Тредиаковский из всех стихотворных размеров предпочитал лишь один — хорéй (двусложную стопу с ударением на первом слоге): «...Тот стих всеми числами совершен и лучше, который состоит токмо из хореев или из большой части оных». Ямб (двусложную стопу с ударением на втором слоге) он решительно отвергал: «А тот (стих. — С. Д.) весьма худ, который весь иáмбы (т. е. я́мбы. — С. Д.) составляют или большая часть оных». А трехсложные размеры — дáктиль, амфибрáхий, анáпест — Тредиаковский в своем трактате даже еще и не предлагал, это сделал впоследствии только Ломоносов. . Эта реформа определила дальнейшее развитие русской поэзии. Новаторство Тредиаковского в том, что он смело вступил на путь обновления русской литературы путем освобождения от церковно-славянского языка. В России было двуязычие: говорили на одном, писали на церковном. Закончил начатую реформу Ломоносов.   Выпущенная им в 1766 году "Тилемахида" -- итог огромного многолетнего труда, более шестнадцати тысяч строк гекзаметра -- была осмеяна сразу же после выхода: "При императрице Екатерине II в Эрмитаже установлено было шуточное наказание за легкую вину: выпить стакан холодной воды и прочесть из "Тилемахиды" страницу, а за важнейшую выучить из оной шесть строк". Переводя стихами прозаический роман французского писателя Фенелона "Похождения Телемака, сына Улисса", поэт разрабатывает уникальный образец русского варианта гекзаметра(стихотворную строку из шести стоп дактиля). Гекзаметром античные (то есть древнегреческие и древнеримские) поэты писали стихи во многих жанрах. Гекзаметром легендарный Гомер написал "Илиаду" и "Одиссею", бессмертные шедевры мировой литературы. Это произведение имело большое политическое значение, гневно обличая злых царей, льстецов, окружавших царя, поэт осуждал деспотию.

6.Содержание литературного творчества М.В. Ломоносова.  Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской.  С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим (В.Г. Белинский) В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова были проникнуты идеями Просвещения, стремлением прославить свой народ и Родину.

Ломоносов начал писать стихи  еще во время учебы в Славяно-греко-латинской  академии. Он разработал собственную  систему стихосложения. Свои предложения  он изложил в «Письме о правилах российского стихотворства», которое  в 1739 году прислал из Фрейберга в  Петербург. К «Письму…» как образец  своего способа стихосложения была приложена ода «На взятие Хотина», полная патриотического воодушевления, вызванного победой русских войск. Для Ломоносова Петр I оставался идеалом человека и монарха, что нашло отражение в его литературном творчестве и с особой силой выразилось в поэме «Петр Великий» и в «Слове похвальном… Петру Великому». В «Российской грамматике» Ломоносов впервые в истории отечественного языкознания дал свод правил русского литературного языка. Выдержав четырнадцать изданий, она не потеряла научного значения до нашего времени. Глубокое знание памятников русской письменности и живого разговорного языка, аналитический ум и поэтический талант помогли Ломоносову заложить фундамент отечественной науки о языке. Написанное им в 1748 году «Краткое руководство к красноречию» явилось своего рода литературной хрестоматией, а также произведением, несущим читателю просветительские идеи.Расцвет его творчества при Елизавете Петровне.Ода «На восшествие на престол». Оснавная заслуга: Учение о трёх сти́лях — классификация стилей в риторике  и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). ВМ.Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «штиля» по Ломоносову:

Высокий штиль  —  высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.Средний штиль —элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.Низкий штиль —комедии, письма,песни ,басни. Все слова  в русском языке разделил на 3 группы: церковнославянизмы(одинаково употреблялись у древних славян),  слова, которые всем грамотным понятны, но употребляются редко; слова, которых нет в церковных книгах, употребляются только в живом разговорном языке.

 

6. .Литературное наследие А. П. Сумарокова. Ярый приверженец классицизма.Заложил основы национального репертуара русской сцены 18 в., создал жанры: комедия, трагедия, опера. Первый директор первого русского театра. Написал 9 трагедий(«Хорев», «Синав и Трувор», «Вышеслав»), писал и комедии, высмеивая своих близких и знакомых.  Время жизни и творчества Александра Петровича Сумарокова охватывает почти все крупные события в истории России XVIII в. Сумароков родился за 8 лет до смерти Петра I, а умер через 2 года после подавления крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Таким образом, А. П. Сумароков стал очевидцем и современником практически всех царствований XVIII в.; на его жизнь пришлись все дворцовые перевороты, узурпации, крупные военные мероприятия и культурные события этой русской исторической эпохи, драматизм которой, остро ощущаемый ее современниками, сделал Сумарокова «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара. Однако при несомненном преобладании драматургических жанров в творческом наследии Сумарокова смысл его литературной позиции гораздо шире. Как ни один из его старших современников-литераторов Сумароков универсален в своем творчестве, и в этом отношении как писатель он, несомненно, является одной из ключевых фигур русского литературного процесса в целом. Сумароков был принципиальным универсалистом, создателем целого литературного арсенала жанровых моделей: сатира и ода, дидактическая поэма, элегия, песня и басня, баллада, эклога, идиллия, героида (послание), сонет, пародия — практически все жанры классицистической иерархии представлены в его литературном наследии. И даже в сфере творчества, наиболее адекватной его литературной личности — в драматургии — он тоже был универсален, поскольку явился не только первым русским трагиком, но и первым русским комедиографом.

 

7. Комедии Д. И. Фонвизина. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. От классицизма идет прежде всего принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга. В "Недоросле" - характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор. Первая выступает как образец гражданского поведения, вторая - как отклонение от нее. Так оценивали современность и Ломоносов и Сумароков. С классицизмом связана четкая, математически продуманная система образов. В каждой пьесе два лагеря - злонравные и добродетельные герои. Резко разграничено добро и зло, свет и тени. Положительные герои только добродетельны, отрицательные - только порочны.

В комедии "Бригадир" герои  образуют своеобразные пары, объединенные супружескими или любовными отношениями: Бригадир и Бригадирша, Советник и  Советница, Иван и Советница, Добролюбов и Софья. По принципу симметрии построены  многие сцены: герои по очереди высказывают  свое мнение о том, что следует  читать, о пользе грамматики и т. п. Фонвизинский "Бригадир" больше связан с первым этапом русского классицизма. Даже выбор героев во многом подсказан  сатирами Кантемира и ранними  комедиями Сумарокова: хитрый подьячий, хвастливый воин, галломаны и щеголи. Средства характеристики действующих  лиц также восходят к художественным приемам сатиры. Персонажи раскрывают себя не в сценическом действии. Они сами говорят о своих недостатках, выдавая их, по простоте душевной, за добродетели: Советник хвастается ловкостью  в судопроизводстве, Бригадир - своей  властью, Бригадирша - бережливостью, Иван и Советница - мнимой образованностью  и утонченностью. Так разоблачали  себя герои сатир Кантемира - ханжа  Критон, скупец Сильван, щеголь Медор. Нередко герои Фонвизина дают друг другу меткие оценки. Но Фонвизин писал не сатиру, а комедию. Для  того чтобы объединить своих героев сценическим действием, он обращается к испытанному средству - к любовной интриге, которую доводит в "Бригадире" до слишком условных и неправдоподобных границ, втягивая в нее почти всех действующих лиц. В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним  изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его  причины, чего не наблюдалось в пьесах Сумарокова. В решении этого вопроса  большую роль сыграло просветительство, объяснявшее пороки людей их "невежеством" и неправильным воспитанием. У Фонвизина  вопрос о просвещенности и невежестве, о хорошем и дурном воспитании занимает центральное место. "Всему  причиной воспитание", - заявляет Добролюбов в комедии "Бригадир". С просветительским мировосприятием органически связана  тема "скотства" помещиков, многократно обыгранная Фонвизиным. Общество создано для мыслящих, "просвещенных" людей, уважающих законы и помнящих о своем долге. Но многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Комедии Фонвизина, в особенности "Недоросль", - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума" ... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".

 

9. Творчество И.А. Крылова в 1790-е годы. Иван Андреевич Крылов (1769 –1844) – русский баснописец, писатель, драматург. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста. В 1782 г. Крылов переезжает в Петербург, где устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.  
     Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки.В 1777—1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще. В 14 лет Иван Крылов написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобразил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются его комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют. Затем Крылов издает журнал «Почта духов» (1789), в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников и пороки дворянского общества. В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в этом же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II. Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге.    Вскоре Крылов пишет антиправительственную шуточную трагедию «Подтипа, или Триумф», а в 1805 г. Иван Андреевич переводит две басни Лафон-тена.      В 1806—1807 гг. Крылов написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. Отличительной особенностью творческого почерка Крылова-сатирика стало то, что своих литературных противников он всегда изображал с ядовитой язвительностью.     

 

8. Общая характеристика русского сентиментализма. Возник в первое десятилетие 19в. Сентиментализм опирается на философские источники, в частности сенсуализм (Дж Локк). Взгляды сенсуалистов противопоставлены рационализму Декарта (классицизм).

Сентиментализм (М.Херасков, М.Муравьев, Н.Карамзин, В.Л. Пушкин, А.Е. Измайлов и др.), характеризуемый  повышенным интересом к внутреннему  миру человека. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен  ненависти, коварства, жестокости, что  на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что  именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях  того времени главное место стало  отводиться воспитанию души, нравственному  совершенствованию. Первоисточником  добродетели сентименталисты считали  чувствительность, поэтому стихи  их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы, письма, дневники, мемуары. В произведениях этого периода происходит явное деление персонажей на +и-, т.е. на чувствительных и нечувствительных. Первые способны воспринимать все мелочи, замечают бабочек, цветочек, для них всё важно о достойно восхищения. 
Главный герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами, печалью, страданиями и обильно смачиваемую слезами. Развивается психологическая проза и лирика или чувствительная поэзия. Во главе сентименталистов оказывается Н.М. Карамзин(«властитель душ») 

 

8. Поэтика и эстетика сентиментализма в творчестве Н.М. Карамзина. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии — созданию 12-томной «Истории Государства Российского». Но этого оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы. Влияние Карамзина на своих литературных современников и ближайшее вслед за ним поколение писателей было огромным. Жуковский, Батюшков, Пушкин, арзамасцы, прозаики 1830-х гг., Гоголь — все они прошли литературную школу Карамзина, признавали испытанное ими влияние Карамзина. И все современники, и литературные потомки, начиная с Белинского, означившего именем Карамзина допушкинский период русской литературы, видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Так же, как имя Сумарокова стало синонимом понятия «русский классицизм», имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».

С именем и творчеством  Карамзина связана окончательная  переориентация русского эстетического  сознания на новые принципы литературного  творчества, новый тип амбивалентных  ( двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два  противоположных  чувства) связей между литературой и жизнью, новый характер взаимоотношений между писателем и читателем, новый тип восприятия художественного текста читательским сознанием. В творчестве Карамзина русская литература нового времени сделалась по преимуществу искусством, изящной словесностью, а не формой выражения идеологических тезисов или публицистических деклараций. Именно Карамзин заложил основы русской литературы нового времени как искусства художественного слова и сформировал своими текстами нового читателя, руководствующегося эстетическими критериями в восприятии художественных текстов. Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза». Литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества — и история одной души и любви оказывается ей равновелика: «человеческую душу, любовь Карамзин мотивировал исторически и тем самым ввел в историю». Это сопоставление двух совершенно разных и мыслившихся до того несопоставимыми контекстов — исторического и частного — делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский социально-психологический роман. Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувстват, так пейзаж стал средством продуцирования читательской эмоции, обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души». Повествует от первого лица, обращаясь к читателю. Карамзин,  добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоционально, как поэзия.Последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма, но и подлинной родиной русской художественной прозы.  «Марфа Посадница», «Наталья – боярская дочь». Его творчеством завершается XVIII в.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечества и литературе"