Раскрытие темы любви в произведениях Шекспира

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение всех аспектов выражения любви в произведения Шекспира.
В качестве главных задач данной работы можно выделить следующие:
1.Изучить влияния общих тенденций Возрождения на творчество Шекспира.
2.Установить связи между отображением темы любви в произведениях данного писателя и современным взглядом на выражение такого рода чувств.
3.Сравнить различные воплощения любви и проанализировать последствия их влияния на жизнь героев в поэмах, трагедиях и комедиях Шекспира.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ВЛИЯНИЕ ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА 5
II. Сонеты и поэмы – малые формы любовной лирики 12
2.1 Любовь-самопожертвование, любовь-сострадание в Шекспировских сонетах 12
2.2. Противопоставление любви и страсти в поэме Шекспира “Венера и Адонис” 13
III. Трагедии – произведения, раскрывающие отрицательные стороны любви 16
3.1Любовь как нравственная победа в произведении “Ромео и Джульетта” 16
3.2. Любовь – жертва заблуждений и интриг в произведении “Гамлет” 17
IV. Комедии как примеры воплощения радости и свободы в любви 21
4.1 Противопоставление любви легкомысленной глубокому настоящему чувству в комедии “Много шума из ничего” 21
4.2. Романтико-комическая природа любви в произведении “Сон в летнюю ночь” 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

моя курсовая (2).docx

— 64.21 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Республики Беларусь

«Витебский  государственный университет им. П.М. Машерова»

Кафедра английской филологии

 

 

Курсовая  работа по курсу

«Литература страны изучаемого языка»

 

 

РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШЕКСПИРА

 

 

 

 

 

Сапроненко  А.П., студентки

II курса, 207-й группы

филологического факультета

 

Научный руководитель:

Корзун  Н.Н.

 

 

Доп. к защите

«_____» _________________  2010 г.

 

Руководитель ___________________ /Ф.И.О./

 

Работа защищена «_____»____________ 2010 г.

с оценкой  «____»

 

Члены комиссии

 

 

 

          

     Витебск 2010

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ВЛИЯНИЕ ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА 5

II. Сонеты и поэмы – малые формы любовной лирики 12

2.1 Любовь-самопожертвование,  любовь-сострадание в Шекспировских  сонетах 12

2.2. Противопоставление  любви и страсти в поэме  Шекспира “Венера и Адонис” 13

III. Трагедии – произведения,  раскрывающие отрицательные стороны любви 16

3.1Любовь  как нравственная победа в  произведении “Ромео и Джульетта” 16

3.2. Любовь  – жертва заблуждений и интриг  в произведении “Гамлет” 17

IV. Комедии как примеры воплощения радости и свободы в любви 21

4.1 Противопоставление  любви легкомысленной глубокому  настоящему чувству в комедии   “Много шума из ничего” 21

4.2. Романтико-комическая  природа любви в произведении  “Сон в летнюю ночь” 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"Душа  нашего века, чудо нашей сцены,  он принадлежит не одному веку, но всем временам", — писал  о Шекспире его младший современник,  английский драматург Бен Джонсон.  Шекспира называют крупнейшим  гуманистом эпохи Позднего Возрождения,  одним из величайших писателей  мира, гордостью всего человечества. Представители многих литературных  школ и течений в разные  времена обращались к его произведениям  в поисках актуальных нравственных  и эстетических решений. Это  связано с тем, что творчество  Шекспира отличается своей масштабностью  – чрезвычайной широтой интересов  и размахом мысли. В его пьесах  нашло отражение огромное разнообразие  типов, положений, эпох, народов,  общественной среды. Шекспир изображает  расцвет человеческой личности  и богатство жизни со всем  изобилием ее форм и красок, которое приведено им в единство.

Целью данного исследования является изучение всех аспектов выражения любви в произведения Шекспира.

В качестве главных задач данной  работы можно выделить следующие:

1.Изучить влияния общих тенденций Возрождения на творчество Шекспира.

2.Установить связи между отображением темы любви в произведениях данного писателя и современным взглядом на выражение такого рода чувств.

3.Сравнить различные воплощения  любви и проанализировать последствия  их влияния на жизнь героев  в поэмах, трагедиях и комедиях  Шекспира.

4.Изучить критическую литературу и сопоставить разные точки зрения о многогранном представлении чувств в наиболее известных драматических и лирических произведения данного автора.

В первой главе мы обратимся к  эпохе Возрождения, так как творчество Шекспира невозможно рассматривать в отрыве от времени, в котором он создавал свои произведения.

Во второй главе речь пойдёт о раскрытии темы любви в сонетах в её глубоком человеческом содержании. Для этого Шекспир возвращается к анализу человеческих страстей, низменных и высоких.

В третьей главе мы  обратимся к трагедиям, где любовь выступает как жертва интриг и глупой вражды чьих-то интересов. Но автор специально ставит своих героев в очень сложные ситуации, чтобы проверить на подлинность их чувства и доказать читателю, что любовь никогда не даётся просто так, её  нужно заслужить и за неё нужно бороться.

В четвёртой главе мы будем анализировать содержание комедий, в которых герои сталкиваются с разного рода испытаниями и сложностями, но  противоречия жизни разрешаются наилучшим образом, так как любовь выступает здесь как созидательная сила, сила, которая помогает преодолевать трудности.

Таким образом, Шекспиру удалось показать многогранность проявления любви и  заставить читателя задуматься о  сложности природы человеческих чувств.

  

 

 

I. ВЛИЯНИЕ ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА ТВОРЧЕСТВО ШЕКСПИРА

 

Рассматривая  творчество Шекспира невозможно в отрыве от той эпохи, в которой он жил  и творил, так как черты этого  времени в полной мере отразились в его творчестве.

Возрождение  (Ренессанс),  период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах конец XV – начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.

Отличительные черты культуры Возрождения: антифеодализм  в своей основе, светский, антиклерикальный  характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название).

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII – XIV вв. его предвестниками выступили  поэт Данте, художник Джотто и другие. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности  человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика). Пафос утверждения  идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к  высшему началу бытия, ощущение цельности  и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения  большую идейную значительность, величественный героический масштаб. [1, с.14]

Художники  (Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др. в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт – в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно  овладевали отражением всего богатства  действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа.

В архитектуре  ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя  арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (Альберти, Палладио в Италии;  Леско, Делорм во Франции  и др.)  придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность  и соразмерность человеку.

Литература  Возрождения создала такие памятники  непреходящей ценности как "Гаргантюа  и Пантагрюэль" (1533 – 1552 гг.) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 – 1615 гг.) Сервантеса и т.д., органически  соединившие в себе интерес к  античности с обращением к народной культуре, пафос комического с  трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы  Бокаччо, героическая поэма Аристо, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня – в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.[2, с.65]

Чувствительной  к изменениям оказалась музыка, освоив драматизм тематики, бурные страсти, драматические развития мысли, резкие контрасты. В результате рождаются  большие циклические формы, оперы, оратории. Параллельно происходят процессы замены придворной «серьезной оперы» бытовой комической, которая выражает демократические идеалы широких  масс;  в вокальное и инструментальное творчество проникает народная песня, массовые жанры активно влияют на симфонические и оперные творения.

Творческая  индивидуальность большинства  мастеров того времени складывалось в недрах барокко. Барочными были образы коллизии опер Генделя, его инструментальная музыка, мощность фантазии, сила чувств.

Барокко, драматический, контрастный, психологически-острый стиль, углубляет, развивает и перерабатывает Бах, изменяя тематику, трактовку форм, средства музыкального выражения. Апогеем  творчества Баха становятся Евангельские легенды («Страсти по Иоанну»,  «Страсти по Матфею»), их образы избавляются  от мистического ореола, приближаются к людям жизненностью своих страданий

В русле  классицизма, что поднялся в революционную  эпоху и имел огромные возможности  идейных и художественных обобщений, развивалось творчество Моцарта, которая глубже отображала жизненные противоречия. Их основное содержание – человеческая драма, столкновение сильных характеров, раскрытие психологии борьбы ради утверждения гуманистического идеала. Моцарт всегда воспевает красоту жизни и наличие в трагическом видит поэзию, ища равновесие между верованиями пристрастий и гармонией мира.

В эпоху  Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии, астрономии, анатомии. Идеи Возрождения  способствовали разрушению феодально-религиозных  представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Национальное  единение, духовный подъем, насыщенность культурной жизни - такова была обстановка, в которой на рубеже XVI-XVII вв. развернулось творчество Вильяма Шекспира. Этой насыщенностью в значительной мере объясняется выдвижение гениально  одаренного человека из народа, который  пришел в столицу и спустя всего  несколько лет стал крупнейшей литературно-театральной  величиной.

Поэтическое дарование составляло в эпоху  Возрождения необходимую предпосылку  для того, чтобы стать драматургом. Начиная со средних веков, пьесы всегда писались в стихах. Возрождение только изменило характер стихов, какими писались драмы. Миракли, мистерии, моралите и интерлюдии сочинялись в рифмованных стихах, но подлинной поэзии в них почти не было. Кристофер Марло преобразовал драматическое искусство, поднял его на высоту поэзии. Он отверг рифму и ввел в драму белый стих, в котором громоподобно зазвучали великие страсти этого необыкновенного времени. Марло освободил драму от цепей - рифма сковывала драму.

Публика шла в театр не только наблюдать  действие драм, но и слушать прекрасную поэзию. Авторы состязались между  собой в красотах стиля, используя  весь арсенал средств образной и  риторической речи. Совместными усилиями они создали язык поэтической драмы, далекий от повседневной речи, потому что надо было выразить грандиозные порывы, смутные предчувствия и великие идеи, невыразимые обыкновенными словами.

Уже в  первых пьесах Шекспира мы встречаемся  с ним как с поэтом. Описания пейзажа, душевные излияния, рассказы о прошлом, вложенные в уста действующих  лиц, представляют собой стихотворения  и небольшие поэмы. Персонажи  пьес говорят белыми стихами, изредка  рифмуя отдельные строки.

Когда Шекспир  вступил на драматургическое поприще, он сразу же показал себя мастером, чей стих не уступал поэзии Марло, Грина, Пиля и других его непосредственных предшественников. Недаром Грин в  своем известном отзыве о Шекспире, который является первым литературным свидетельством о великом драматурге, браня его "вороной-выскочкой", писал о том, что этот актер, рядящийся "в чужие перья", "думает, будто он также способен греметь  белым стихом", как и драматурги, изучившие поэзию в университетах.

Шекспир действительно поначалу рядился "в  чужие перья", и стиль его  первых драм показывает, что он воспользовался поэтическими открытиями предшественников. Какие-то строки в них напоминают то Марло, то Грина, то Кида настолько, что впоследствии заподозрили, будто ранние пьесы написаны не им, а кем-то из них, а, может быть, и всеми вместе. На самом же деле Шекспир просто слился с потоком поэтической драмы тех лет. Не только он похож на Марло, Грина или Кида. Они сами, в свою очередь, во многом похожи друг на друга.

К сожалению, ничего не известно о том, когда Шекспир  начал писать стихи. Однако совершенно очевидно, что его ранние драмы  не были первой пробой поэтического пера. Трудно поверить в то, что он мог  с первого раза овладеть стихом как  настоящий мастер поэтической драмы. По-видимому, трем частям "Генриха VI" предшествовали какие-то ранние поэтические  опыты не дошедшие до нас. В биографических преданиях о Шекспире не раз встречаются  упоминания о том, что в молодости  он писал стихи. Так, в известной  легенде о браконьерстве Шекспира есть любопытная деталь: озлившись на сэра Томаса Люси, якобы преследовавшего его за охоту на чужой земле, Шекспир написал на своего обидчика сатирические стишки, которые развесил на столбах. Браконьерство Шекспира, скорее всего, выдумка, но доля правды, которая содержится в ней, бесспорно, состоит в том, что молодой Шекспир писал стихи.

На более  твердой почве мы оказываемся  тогда, когда от подобных легенд переходим  к фактам, позволяющим выяснить, откуда начался интерес Шекспира к поэзии. С ней познакомила  его "грамматическая" школа, в  которой Шекспир учился. Здесь, изучая латынь, школьники читали стихи Овидия, Вергилия и других римских поэтов. Они заучивали их наизусть, переводили, и можно с полной уверенностью утверждать, что школа открыла  юному Шекспиру мир поэзии. Его  любимцем стал Овидий. В многочисленных пассажах поэм и пьес Шекспира встречаются  прямые и косвенные отголоски  творчества древнеримского поэта. В  этом отношении Шекспир мало чем  отличался от "университетских  умов". Если объем школьного курса  поэзии уступал университетской  программе, то личная одаренность Шекспира и - мы не ошибемся, сказав это, - увлечение  поэзией позволили Шекспиру сначала  догнать, а затем превзойти своих  более эрудированных собратьев  по перу. Он усвоил не только уроки, вынесенные из школы, но и все, чем была богата отечественная поэзия от Чосера до Спенсера.

Информация о работе Раскрытие темы любви в произведениях Шекспира