Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:18, доклад
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».
О смысле любви
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является 
любовью к конкретным, данным в 
чувстве вещам. 
Любви к абстрактному, воспринимаемому 
только умом, не существует. 
«Мыслимое,— категорично утверждает Гегель,— 
не может быть любимым». Любовь к ближнему 
— это любовь к людям, с которыми вступаешь 
в отношения, любовь к добру — любовь к 
конкретным его проявлениям, тем поступкам, 
в которых оно находит свое выражение, 
любовь к прекрасному — влечение к вещам, 
которые несут в себе красоту, но не любовь 
к «красоте вообще». Нельзя любить 
«человечество», как нельзя любить «человека 
вообще», можно любить только данного, 
отдельного, индивидуального человека 
во всей его конкретности.
Особо следует подчеркнуть 
такую черту любви, как ее универсальность: 
каждый человек находит, в конце 
концов, свою любовь и каждый является 
или со временем станет объектом чьей-то 
любви. Красив человек или безобразен, 
молод или не очень, богат или 
беден, он всегда мечтает о любви 
и ищет ее. 
Причина этого проста: любовь — главный 
и доступный каждому способ самоутверждения 
и укоренения в жизни, которая без любви 
неполнокровна и неполноценна. В ранней 
молодости настойчиво ищут, прежде всего, 
эротическую любовь, позднее приходит 
любовь к детям или к Богу, прекрасному 
или к своей профессии и т. д. Любовь может 
вспыхивать и гаснуть, одна любовь может 
замещаться или вытесняться другой, но 
человек всегда или любит, или надеется 
полюбить, или живет воспоминаниями о 
былой любви.
Любовь всегда означает 
новое видение: с приходом любви 
и ее предмет, и все его окружение 
начинают восприниматься совершенно иначе, 
чем раньше. Это выглядит так, как 
если бы человек в один момент был 
перенесен на другую планету, где 
многие объекты ему незнакомы, а 
известные видны в ином свете. 
Новое видение, сообщаемое любовью, это, 
прежде всего видение в ауре, в модусе 
очарования. Оно придает объекту любви 
особый способ существования, при котором 
возникает ощущение уникальности этого 
объекта, его подлинности и незаменимости. 
Любовь, создающая ореол вокруг любимого 
объекта, сообщает ему святость и внушает 
благоговение. О том, сколь сильным может 
быть благоговение, говорит, к примеру, 
то, что даже самые уродливые изображения 
богоматери находили себе почитателей, 
и даже более многочисленных, чем хорошие 
изображения.
А. Шопенгауэр и 3. Фрейд полагали, что любовь ослепляет, притом настолько, что в любовном ослеплении человек способен совершить преступление, ничуть не раскаиваясь в этом. Но любовь не ослепление, а именно иное видение, при котором все злое и дурное в любимом предстает только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки любимого, замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее обнаружение вызывает не ненависть к нему, а стремление выправить его.
Ситуация, создаваемая 
любовью, парадоксальна: два человека 
становятся одним и одновременно 
остаются двумя личностями. Это ведет 
к тому, что любовь приобретает 
не только облик совпадения и согласия, 
но и облик конфликта и борьбы. 
Эту внутреннюю противоречивость любви 
хорошо выразил Ж.- 
П. Сартр, считавший конфликт изначальным 
смыслом «бытия-для-другого». 
Единство с другим неосуществимо ни фактически, 
ни юридически, поскольку соединение вместе 
«бытия-для-себя» и «другого» повлекло 
бы за собой исчезновение отличительных 
черт «другого». Условием отождествления 
«другого» со мною является постоянное 
отрицание мною, что я — этот 
«другой». Объединение есть источник конфликта 
и потому, что, если я ощущаю себя объектом 
для «другого» и намереваюсь ассимилировать 
его, оставаясь таким объектом, «другой» 
воспринимает меня как объект среди других 
объектов и ни в коем случае не намеревается 
вобрать меня в себя. «...Бытие-для- другого,— 
заключает Сартр,— предполагает двойное 
внутреннее отрицание».
Поскольку любовь — 
это конфликт, на нее можно перенести 
все общие положения о 
Однако, хотя любовь всегда включает не только единство, но и конфликт, она почти всегда приносит с собою ощущение радости, счастья и специфического внутреннего освобождения.
Перечисленные особенности любви — это лишь то, что понятно в ней, или, лучше сказать, то, что лежит перед глазами.
Но в любви, несомненно, есть и что-то непонятное, роковое и даже мистическое. И возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона тяготения душ друг к другу и является главным в любви.
Вероятно, никогда 
не иссякнут споры о соотношении 
разумного и иррационального, физического 
и духовного в любви. Ясно, однако, 
одно: через нее мы осознаем, познаем 
и смысл жизни вообще, и собственную 
автономию. 
Любовь всегда счастлива, несчастлива 
лишь нелюбовь, ее отсутствие. Любовь – 
это критерий для нас самих и для окружающих 
наших способностей, нашего искусства 
быть человеком.