Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:18, доклад
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».
О смысле любви
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь. «Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа—это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе».
Всякая любовь является
любовью к конкретным, данным в
чувстве вещам.
Любви к абстрактному, воспринимаемому
только умом, не существует.
«Мыслимое,— категорично утверждает Гегель,—
не может быть любимым». Любовь к ближнему
— это любовь к людям, с которыми вступаешь
в отношения, любовь к добру — любовь к
конкретным его проявлениям, тем поступкам,
в которых оно находит свое выражение,
любовь к прекрасному — влечение к вещам,
которые несут в себе красоту, но не любовь
к «красоте вообще». Нельзя любить
«человечество», как нельзя любить «человека
вообще», можно любить только данного,
отдельного, индивидуального человека
во всей его конкретности.
Особо следует подчеркнуть
такую черту любви, как ее универсальность:
каждый человек находит, в конце
концов, свою любовь и каждый является
или со временем станет объектом чьей-то
любви. Красив человек или безобразен,
молод или не очень, богат или
беден, он всегда мечтает о любви
и ищет ее.
Причина этого проста: любовь — главный
и доступный каждому способ самоутверждения
и укоренения в жизни, которая без любви
неполнокровна и неполноценна. В ранней
молодости настойчиво ищут, прежде всего,
эротическую любовь, позднее приходит
любовь к детям или к Богу, прекрасному
или к своей профессии и т. д. Любовь может
вспыхивать и гаснуть, одна любовь может
замещаться или вытесняться другой, но
человек всегда или любит, или надеется
полюбить, или живет воспоминаниями о
былой любви.
Любовь всегда означает
новое видение: с приходом любви
и ее предмет, и все его окружение
начинают восприниматься совершенно иначе,
чем раньше. Это выглядит так, как
если бы человек в один момент был
перенесен на другую планету, где
многие объекты ему незнакомы, а
известные видны в ином свете.
Новое видение, сообщаемое любовью, это,
прежде всего видение в ауре, в модусе
очарования. Оно придает объекту любви
особый способ существования, при котором
возникает ощущение уникальности этого
объекта, его подлинности и незаменимости.
Любовь, создающая ореол вокруг любимого
объекта, сообщает ему святость и внушает
благоговение. О том, сколь сильным может
быть благоговение, говорит, к примеру,
то, что даже самые уродливые изображения
богоматери находили себе почитателей,
и даже более многочисленных, чем хорошие
изображения.
А. Шопенгауэр и 3. Фрейд полагали, что любовь ослепляет, притом настолько, что в любовном ослеплении человек способен совершить преступление, ничуть не раскаиваясь в этом. Но любовь не ослепление, а именно иное видение, при котором все злое и дурное в любимом предстает только как умаление и искажение его подлинной природы. Недостатки любимого, замечает С. Л. Франк,— это как болезнь у больного: ее обнаружение вызывает не ненависть к нему, а стремление выправить его.
Ситуация, создаваемая
любовью, парадоксальна: два человека
становятся одним и одновременно
остаются двумя личностями. Это ведет
к тому, что любовь приобретает
не только облик совпадения и согласия,
но и облик конфликта и борьбы.
Эту внутреннюю противоречивость любви
хорошо выразил Ж.-
П. Сартр, считавший конфликт изначальным
смыслом «бытия-для-другого».
Единство с другим неосуществимо ни фактически,
ни юридически, поскольку соединение вместе
«бытия-для-себя» и «другого» повлекло
бы за собой исчезновение отличительных
черт «другого». Условием отождествления
«другого» со мною является постоянное
отрицание мною, что я — этот
«другой». Объединение есть источник конфликта
и потому, что, если я ощущаю себя объектом
для «другого» и намереваюсь ассимилировать
его, оставаясь таким объектом, «другой»
воспринимает меня как объект среди других
объектов и ни в коем случае не намеревается
вобрать меня в себя. «...Бытие-для- другого,—
заключает Сартр,— предполагает двойное
внутреннее отрицание».
Поскольку любовь —
это конфликт, на нее можно перенести
все общие положения о
Однако, хотя любовь всегда включает не только единство, но и конфликт, она почти всегда приносит с собою ощущение радости, счастья и специфического внутреннего освобождения.
Перечисленные особенности любви — это лишь то, что понятно в ней, или, лучше сказать, то, что лежит перед глазами.
Но в любви, несомненно, есть и что-то непонятное, роковое и даже мистическое. И возможно, что как раз эта, не поддающаяся объяснению сторона тяготения душ друг к другу и является главным в любви.
Вероятно, никогда
не иссякнут споры о соотношении
разумного и иррационального, физического
и духовного в любви. Ясно, однако,
одно: через нее мы осознаем, познаем
и смысл жизни вообще, и собственную
автономию.
Любовь всегда счастлива, несчастлива
лишь нелюбовь, ее отсутствие. Любовь –
это критерий для нас самих и для окружающих
наших способностей, нашего искусства
быть человеком.