Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:21, сочинение
Главное свойство личности И. Бунина и его художественного дара нельзя, пожалуй, назвать иначе, как обостренным мироощущением, тончайшим и острейшим чувством жизни. Бунин обладал какой-то первородной любовью к земле, повышенной способностью чувствовать природу, физически ощущать себя крупицей ее, частью единого мирового целого, бесконечного во времени и пространстве.
Тема любви в творчестве И. Бунина
Главное свойство личности
И. Бунина и его художественного дара нельзя,
пожалуй, назвать иначе, как обостренным
мироощущением, тончайшим и острейшим
чувством жизни. Бунин обладал какой-то
первородной любовью к земле, повышенной
способностью чувствовать природу, физически
ощущать себя крупицей ее, частью единого
мирового целого, бесконечного во времени
и пространстве.
И с той же силой, с какой был привязан
к жизни, к земле, ненавидел Бунин смерть,
тлен, разрушения, которые приносят войны,
социальные несправедливости, болезни
(любая болезнь всегда была для него страданием).
Бунин был врагом всего, что нарушало изначальную
природную гармонию, в которую он незыблемо
верил. Такое мироощущение и было поэтическим
родником его творчества.
Иван Алексеевич Бунин
является одним из самых видных русских
писателей двадцатого века. У него
замечательно получались как стихи,
так и проза, как короткие рассказы,
так и романы. Но все же я ценю
талант Ивана Алексеевича именно
за ту его часть творчества, что
можно назвать «малым» жанром.
И особенно мне нравятся рассказы
Бунина, основной темой которых является
любовь.
В этих произведениях наиболее ярко раскрывается
дарование автора к описанию всего сокровенного,
порой совсем необычному, к передаче идей
и мыслей. Необыкновенная поэтичность
привносит в повествование чувственность,
что так необходимо для произведений с
такой тематикой. Если проследить все
творчество Бунина от начала до конца,
то можно разбить его на периоды, основываясь
на том, какой теме в своих произведениях
он отдает предпочтение. Меня интересует
сборник «Темные аллеи», написанный в
годы второй мировой войны, ведь он полностью
посвящен теме любви, после прочтения
рассказов из него можно попытаться сформулировать
основную идею, мысль автора. На мой взгляд
основной «тезис» творчества Бунина заключается
в цитате: «Всякая любовь великое счастье,
даже если она не разделена». Но в любовных
драмах сборника, а именно они и составляют
его основу, можно также убедиться в том,
что Бунин ценит лишь естественную, чистую
любовь, высокое человеческое чувство,
отвергая надуманные ложные впечатления.
Иван Алексеевич также в своих рассказах
неразрывно связывает любовь со смертью,
соединяет прекрасное и ужасное. Но это
не надуманная композиция, автор таким
образом пытается показать читателям,
как близко граничит любовь со смертью,
насколько близко друг от друга две крайности.
Наиболее известны читателям рассказы
«Солнечный удар», «Чистый понедельник»
и «Натали». Все они отлично подходят под
описание трагичной любовной истории
с печальным концом, но в каждом из них
Бунин открывает нам новый аспект, новый
взгляд на любовь.
Бунин изображал и чувственную
любовь, но этого никогда не случалось
за счет снижения главной, духовной значимости
любви. Только в таком качестве она
составляет самые лучшие мгновения
жизни. Любовь — высший судья в
человеческих отношениях, утверждает
писатель в “Темных аллеях”.
Книга “Темные аллеи” — единственная
в русской литературе, где все о любви.
Бунин описывал любовь во всех состояниях,
в эмиграции — пристально, сосредоточенно,
— умел найти ее даже там, где она едва
брезжит и никогда не сбудется, и где томится
неузнанная, и где кротко служит чему-то
ей бесконечно чужому, переходит в страсть
или в изумление, не обнаруживает своего
прошлого, подвластного разрушительному
времени. Все это схватывалось в новых,
никому еще не удавшихся подробностях
и становилось свежим, сегодняшним для
любого времени.
“Всякая любовь — великое счастье, даже
если она и не разделена”, — эти слова
из книги “Темные аллеи” могли бы повторить
все “герои-любовники” у Бунина. При огромном
разнообразии индивидуальностей, социального
положения и т. п. они живут в ожидании
любви, ищут ее и, чаще всего, опаленные
ею, гибнут.
Любовь ровная, тихое горение, безбурное
счастье, равно как и драма, рассредоточенная,
растворенная в обыденности, — все это
высокомерно отвергается героями и автором.
Любовь — “легкое дыхание”, посетившее
сей мир и готовое в любой миг исчезнуть,
— она является лишь “в минуты роковые”.
Писатель отказывает ей в способности
длиться — в семье, в браке, в буднях. Короткая,
ослепительная вспышка, до дна озаряющая
души влюбленных, приводит их к критической
грани, за которой гибель, самоубийство,
небытие.
Книга “Темные аллеи” — итоговая в творчестве
Бунина; она как бы вобрала в себя все,
о чем он писал ранее, размышляя о любви.
Отрыв от родины, нужда, старость и болезни
— все вместе подрывало силы Бунина. Однако
до последнего дня жизни (умер он в возрасте
восьмидесяти трех лет) сохранил писатель
ясности Ума, волю к творчеству, светлый
взгляд на мир. Вера жизнь, в конечную победу
добра, поклонение красоте никогда не
оставляли его.
Герои «Солнечного удара» совершенно
случайно знакомятся на пароходе. Но их
мимолетное влечение не проходит бесследно
для обоих персонажей. Она говорит поручику:
«Никогда, ничего даже похожего на то,
что случилось, со мной не было, да и не
будет больше. На меня точно затмение нашло…
Или, вернее, мы оба получили что-то вроде
солнечного удара». Но это потрясение
касается его, лишь когда он, проводив
ее на корабль, возвращается в гостиницу.
Сердце его «сжалось непонятной нежностью»,
и «он почувствовал такую боль и такую
ненужность всей своей дальнейшей жизни
без нее, что его охватил ужас, отчаяние»,
ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии.
Любовь, которую поручик осознал слишком
поздно, почти губит его, он готов умереть
за еще один день, проведенный с ней. Но
мы убеждаемся в том, что на самом деле
любовь – это благо, несмотря на то, что
она обрывается так стремительно, понимаем,
насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
В новелле «Чистый понедельник», столь
любимой автором, нам рассказывается о
неразделенной любви героя к загадочной
героине. Она не интересуется и даже отвергает
многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная
натура не дает покоя герою. Отчужденность
героини («ей ничего не нужно: ни цветы,
ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины
за городом…») разъясняется в Прощеное
воскресенье, когда герои отправляются
вместе на кладбище. Мы узнаем о ее увлечении
стариной, кремлевскими соборами и монастырями.
Героиня пытается найти смысл и опору
в окружающем ее мире, но не находит, даже
любовь героя не приносит ей счастья. Смысл
названия в том, что героиня, не найдя красоты
и духовности в современном мире, очищается
от предыдущей жизни и уходит в монастырь,
где, как ей кажется, она будет счастлива.
Главный герой третьего рассказа, Виталий
Мещерский, оказывается сам виновным в
любовной трагедии, разыгравшейся между
ним, кузиной Соней и ее подругой Натали.
Студент не может решить, предпочесть
ли «страстное телесное упоение» к Соне
или искренне и возвышенное чувство к
Натали. Уход от выбора заканчивается
трагическим финалом. Автор показывает
нам то, что чувство Виталия к Соне напускное,
а любовь к Натали истинна, доказывает
ее превосходство.
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает,
что любовь – чувство высокое и прекрасное,
и человек, способный любить, высоконравственен.
Несмотря на то, что любовь приносит не
только радость и счастье, но и горе, страдание,
- это великое чувство.