Основные мотивы в лирике Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:41, реферат

Краткое описание

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии,
неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове,
где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои
первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной
жизни.

Оглавление

Введение
Творчество С.А.Есенина
Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина
"Древесные мотивы" лирики с. Есенина
Образы животных в лирике с. Есенина.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 99.16 Кб (Скачать)

или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ :

     Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

     ( "Осень". ,1914 – 1916 г. )

Рыжий цвет  осенних листьев  вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень

не только "рыжая кобыла"  ( сходство по цвету ) , она  "чешет гриву": образ

раскрывается   через сравнение с животным зримо, в красках, звуках ,

движениях.  Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц – "ягненочек

кудрявый  ", " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна – "

белка", тучи – "волки". К животным и птицам приравниваются предметы,

например, мельница – "бревенчатая птица", печь – "верблюд кирпичный

". На основе сложных  ассоциативных сопоставлений у  явлений природы появляются

свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

     Чистит месяц в соломенной крыше

     Обоймленные синью рога.

     (" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

    

Волны белыми когтями

 

     Золотой скребут песок.

     (" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

                        Клен и липы в окна комнат                       

     Ветки  лапами забросив,

     Ищут  тех, которых помнят.

     (" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных : " красный конь "

– символ революции, " розовый конь " – образ молодости, " черный конь " –

предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в

основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование

анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля

поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том,

что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих

произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью

какие-то исторические события, личные душевные переживания . В других – для

того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

                                                                             

    

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить, что мифопоэтическая картина мира С.

Есенина находит отражение, в первую очередь, в космизме сознания. Лирический

герой постоянно обращен к небу, он видит и отмечает составляющие небесного

пространства: солнце, звезды, луну-месяц, зарю.

Как в изображении деталей космического пространства, так и при воссоздании

земных реалий поэзия С.Есенина восходит к мифопоэтическому архитипу мирового

древа, олицетворяющего мировую гармонию. Есенинский мотив "древесного романа" –

результат тотемистических представлений, которые в частности проявляются в

уподоблении дерева человеку. Рисуя многочисленные деревья, поэт не

ограничивается антропоморфными олицетворениями, но осуществляет и обратный

процесс: его лирический герой ощущает себя кленом, у него вянет "куст волос

золотистый", клен у крыльца родного дома на него "головой похож".

Тотемизм проявляется также в анималистических мотивах, которые занимают в поэзии

Есенина значительное место. Поэт в прямом смысле не является анималистом, то

есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Некоторые из них

становятся мотивом, то есть периодически возникают в тех или иных ситуациях,

приобретая при этом нечто новое, дополнительное в деталях, значении. Так,

например, можно говорить о том, что к мифологическому значению восходит образ

коня, одного из самых мифологизированных животных. В славянской мифологии конь

наделялся способностью предвещать судьбу. Он предстает в поэзии Есенина в

образе "тихой судьбы", символом старой патриархальной деревни

("красногривый жеребенок"), "розовый конь" – символ юности.

Ворон в произведениях С. Есенина имеет  то же значение, что и в народной поэзии.

В стихотворении "Русь" (1914г.) он является вестником несчастья.

Многие животные, например, собака, у Есенина приобретают иное значение, чем они

имеют в фольклоре. Собака в мифологии является проводником на тот свет,

помощником дьявола, охраняет вход в загробный мир. В есенинской  лирике собака

– "юности друг".

Поэт, рисуя животных, чаще всего обращается к принципу антропоморфизма, то есть

наделяет их человеческими качествами ("Корова", "Песнь о собаке".). Но

не ограничиваясь этим, он также приводит и обратное сравнение, то есть придает

человеку черты какого-либо животного. ("Я был, как лошадь загнанная в

мыле.").

Тотемистические же представления не получают у него широкого развития, хотя они

тоже встречаются. В частности в стихотворении "Мы теперь уходим понемногу."

(1924г.) присутствует мотив "кровного родства" с животным  миром, он называет 

"зверье" "братьями  меньшими".

Мифологическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях

создает своеобразие стиля поэта. Чаще всего наименования животных приводятся в

сравнениях, в которых с ними сопоставляются предметы и явления, часто не

связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо

ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения ("По пруду

лебедем красным//Плавает тихий закат.", "Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.")

.

Рассмотрев временную характеристику модели мира в произведениях Есенина,

можно увидеть, что его лирика отражает мировосприятие, формировавшееся на

основе народных мифологических представлений о мире, которые были закреплены

в крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках. В

результате время, отражая годовой круг, предстает как циклическое и

обозначено указанием на череду праздников и на смену времен года или времени

суток.

Обращаясь к пространственным характеристикам картины мира С. Есенина, можно

говорить о том, что описывая пространство, автор также опирается на богатый

опыт народной и классической поэзии. Пространство предстает у него в

"мозаичном виде", то  есть постепенно расширяется  от одного стихотворения к

другому и в целом создает картину авторского мировосприятия.

Проследив движение лирического героя в этом пространстве, можно сказать, что

путь лирического героя Есенина по своей структуре напоминает путь героя в

сюжете волшебной сказки: крестьянский сын выходит из дома в путь для того,

чтобы что-то добыть или вернуть утраченное и достигает этой цели. Есенинский

герой, выйдя из дружественного пространства родного дома в поисках славы

поэта, наконец, достигает города, в который давно мечтал попасть.

"Завоевание" города  аналогично враждебному пространству  в волшебных сказках.

"Завоевание" этого  пространства осмысливалось как  утверждение себя как поэта:

     Говорят я скоро стану знаменитый русский поэт.

Творческое утверждение состоялось, и как следствие возникает восприятие

города как пространства, присовокупленного к своему, дружественного.

Интересно отметить, что и осмысление политических и социальных реалий

совершается через систему пространственных архетипов. Так, после Октябрьской

революции в ходе гражданской войны город, который герой любил ("Я люблю

этот город вязевый."), постепенно получает негативную характеристику.

Сначала его пространство сужается до кабака ("Шум и гам в этом логове

жутком."), окружение видится как "сброд", с которым герой находится

в состоянии конфликта ("Если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови

душа."). Пространство города таким образом приобретает черты антидома, оно

враждебно по отношению к лирическому герою, их неприятие взаимно.

В дальнейшем внимание лирического героя сосредотачивается на оппозиции "город –

деревня". Пространство города осмысливается как враждебное не только герою, но

и его родному "пространству", его любимому дому и краю. Город по отношению к

деревне  активно враждебен,в отличие от сказочного "Тридесятого царства", как

насильник и разрушитель ("тянет к .равнин пятерню", "сдавили шею деревне

каменные руки шоссе").

Когда лирический герой возвращается в родной дом, то его нет, он разрушен, как и

весь материальный и духовный уклад деревенской России: в пространстве избы нет

икон, их "вчера выбросили сестры", зато появилась книга – "Капитал"

Маркса, заменивший Библию. Разрушена даже музыкальная культура: комсомольцы

поют "агитки Бедного Демьяна".

Мы видим, что в отличии от конца волшебной сказки, возвратившийся герой

Есенина, не находит того дружественного пространства, которое было в начале

пути. Космос не восстанавливается, и везде правит хаос.

    

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     1.             Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В.

Кожевникова и П.А.Николаева. М.. 1987

     2.             Литература и искусство: Универсальная энциклопедия

школьника./ Сост. А.А.Воротников. Минск, 1995

     3.             Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. М.,1987.

     4.             Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М., 1997.

     5.             Словарь литературоведческих терминов. /Под ред.

Л.И.Тимофеева и М.П.Венгрова. М., 1963

     6.             Советский энциклопедический словарь /Гл. ред.

А.М.Прохоров. М., 1987

     7.             Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. Н.

Новгород, 1997.

     8.             Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

     9.             Ресурсы Интернет.

 

 


Информация о работе Основные мотивы в лирике Есенина