Основные мотивы в лирике Есенина
Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 13:41, реферат
Краткое описание
Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни.
Оглавление
Введение Творчество С.А.Есенина Тема родины и природы в лирике С.А.Есенина "Древесные мотивы" лирики с. Есенина Образы животных в лирике с. Есенина. Заключение Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
или зооморфная метафора часто
перерастает в развернутый образ :
Осень – рыжая кобыла
– чешет гриву.
( "Осень".
,1914 – 1916 г. )
Рыжий цвет осенних листьев
вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой".
Но осень
не только "рыжая кобыла"
( сходство по цвету ) , она "чешет
гриву": образ
раскрывается через сравнение
с животным зримо, в красках, звуках ,
движениях. Поступь осени
сравнивается с поступью коня.
Возникают сопоставления явлений
природы с животными: месяц – "ягненочек
кудрявый ",
" жеребенок ", " золотая лягушка
", весна – "
белка", тучи – "волки". К животным
и птицам приравниваются предметы,
например, мельница – "бревенчатая
птица", печь – "верблюд кирпичный
". На основе сложных
ассоциативных сопоставлений у
явлений природы появляются
свойственные животным и птицам
органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):
Чистит месяц в соломенной
крыше
Обоймленные
синью рога.
("
Гаснут красные крылья заката.
" , 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут
песок.
("
Небесный барабанщик." , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки
лапами забросив,
Ищут
тех, которых помнят.
("
Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)
Чисто символическое значение
приобретают и цвета животных : " красный
конь "
– символ революции, " розовый
конь " – образ молодости, " черный
конь " –
предвестник смерти.
Образное воплощение, четкая
метафора, чуткое восприятие фольклора
лежат в
основе художественных изысканий
Сергея Есенина. Метафорическое использование
анималистической лексики в
оригинальных сравнениях создает своеобразие
стиля
поэта.
Рассмотрев образы животных
в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод
о том,
что поэт по-разному решает
проблему использования анималистики
в своих
произведениях.
В одном случае он обращается
к ним для того, чтобы показать с их помощью
какие-то исторические события,
личные душевные переживания . В других
– для
того, чтобы точнее, глубже передать
красоту природы, родного края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, необходимо отметить,
что мифопоэтическая картина мира С.
Есенина находит отражение,
в первую очередь, в космизме сознания.
Лирический
герой постоянно обращен к небу,
он видит и отмечает составляющие небесного
пространства: солнце, звезды,
луну-месяц, зарю.
Как в изображении деталей космического
пространства, так и при воссоздании
земных реалий поэзия С.Есенина
восходит к мифопоэтическому архитипу
мирового
древа, олицетворяющего мировую
гармонию. Есенинский мотив "древесного
романа" –
результат тотемистических
представлений, которые в частности проявляются
в
уподоблении дерева человеку.
Рисуя многочисленные деревья, поэт не
ограничивается антропоморфными
олицетворениями, но осуществляет и обратный
процесс: его лирический герой
ощущает себя кленом, у него вянет "куст волос
золотистый", клен у крыльца родного дома
на него "головой похож".
Тотемизм проявляется также
в анималистических мотивах, которые занимают
в поэзии
Есенина значительное место.
Поэт в прямом смысле не является анималистом,
то
есть не ставит цель воссоздать
образ того или иного животного. Некоторые
из них
становятся мотивом, то есть
периодически возникают в тех или иных
ситуациях,
приобретая при этом нечто новое,
дополнительное в деталях, значении. Так,
например, можно говорить о
том, что к мифологическому значению восходит
образ
коня, одного из самых мифологизированных
животных. В славянской мифологии конь
наделялся способностью предвещать
судьбу. Он предстает в поэзии Есенина
в
образе "тихой судьбы",
символом старой патриархальной деревни
("красногривый
жеребенок"), "розовый конь" – символ юности.
Ворон в произведениях С. Есенина
имеет то же значение, что и в народной
поэзии.
В стихотворении "Русь" (1914г.)
он является вестником несчастья.
Многие животные, например,
собака, у Есенина приобретают иное значение,
чем они
имеют в фольклоре. Собака в
мифологии является проводником на тот
свет,
помощником дьявола, охраняет
вход в загробный мир. В есенинской
лирике собака
– "юности друг".
Поэт, рисуя животных, чаще всего
обращается к принципу антропоморфизма,
то есть
наделяет их человеческими
качествами ("Корова", "Песнь
о собаке".). Но
не ограничиваясь этим, он также
приводит и обратное сравнение, то есть
придает
человеку черты какого-либо
животного. ("Я был, как лошадь
загнанная в
мыле.").
Тотемистические же представления
не получают у него широкого развития,
хотя они
тоже встречаются. В частности
в стихотворении "Мы теперь уходим
понемногу."
(1924г.) присутствует мотив
"кровного родства" с животным
миром, он называет
"зверье" "братьями
меньшими".
Мифологическое использование
анималистической лексики в оригинальных
сравнениях
создает своеобразие стиля
поэта. Чаще всего наименования животных
приводятся в
сравнениях, в которых с ними
сопоставляются предметы и явления, часто
не
связанные с ними в действительности,
но объединенные по какому-либо
ассоциативному признаку, служащему
основой для его выделения ("По пруду
лебедем красным//Плавает
тихий закат.", "Осень – рыжая кобыла
– чешет гриву.")
.
Рассмотрев временную характеристику
модели мира в произведениях Есенина,
можно увидеть, что его лирика
отражает мировосприятие, формировавшееся
на
основе народных мифологических
представлений о мире, которые были закреплены
в крестьянских земледельческих
и календарных обрядах и праздниках. В
результате время, отражая годовой
круг, предстает как циклическое и
обозначено указанием на череду
праздников и на смену времен года или
времени
суток.
Обращаясь к пространственным
характеристикам картины мира С. Есенина,
можно
говорить о том, что описывая
пространство, автор также опирается на
богатый
опыт народной и классической
поэзии. Пространство предстает у него
в
"мозаичном виде", то
есть постепенно расширяется
от одного стихотворения к
другому и в целом создает картину
авторского мировосприятия.
Проследив движение лирического
героя в этом пространстве, можно сказать,
что
путь лирического героя Есенина
по своей структуре напоминает путь героя
в
сюжете волшебной сказки: крестьянский
сын выходит из дома в путь для того,
чтобы что-то добыть или вернуть
утраченное и достигает этой цели. Есенинский
герой, выйдя из дружественного
пространства родного дома в поисках славы
поэта, наконец, достигает города,
в который давно мечтал попасть.
"Завоевание" города
аналогично враждебному пространству
в волшебных сказках.
"Завоевание" этого
пространства осмысливалось как
утверждение себя как поэта:
Говорят я скоро
стану знаменитый русский поэт.
Творческое утверждение состоялось,
и как следствие возникает восприятие
города как пространства, присовокупленного
к своему, дружественного.
Интересно отметить, что и осмысление
политических и социальных реалий
совершается через систему
пространственных архетипов. Так, после
Октябрьской
революции в ходе гражданской
войны город, который герой любил ("Я люблю
этот город вязевый."), постепенно получает негативную
характеристику.
Сначала его пространство сужается
до кабака ("Шум и гам в этом
логове
жутком."), окружение видится как "сброд",
с которым герой находится
в состоянии конфликта ("Если раньше
мне били в морду, то теперь вся в крови
душа."). Пространство города таким
образом приобретает черты антидома, оно
враждебно по отношению к лирическому
герою, их неприятие взаимно.
В дальнейшем внимание лирического
героя сосредотачивается на оппозиции
"город –
деревня". Пространство города
осмысливается как враждебное не только
герою, но
и его родному "пространству",
его любимому дому и краю. Город по отношению
к
деревне активно враждебен,в
отличие от сказочного "Тридесятого
царства", как
насильник и разрушитель ("тянет к .равнин
пятерню", "сдавили шею деревне
каменные руки шоссе").
Когда лирический герой возвращается
в родной дом, то его нет, он разрушен, как
и
весь материальный и духовный
уклад деревенской России: в пространстве
избы нет
икон, их "вчера выбросили
сестры", зато появилась книга –
"Капитал"
Маркса, заменивший Библию.
Разрушена даже музыкальная культура:
комсомольцы
поют "агитки Бедного
Демьяна".
Мы видим, что в отличии от конца
волшебной сказки, возвратившийся герой
Есенина, не находит того дружественного
пространства, которое было в начале
пути. Космос не восстанавливается,
и везде правит хаос.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Литературный энциклопедический словарь.
/ Под ред. М.В.
Кожевникова и П.А.Николаева.
М.. 1987
2.
Литература и искусство: Универсальная
энциклопедия
школьника./ Сост. А.А.Воротников.
Минск, 1995
3.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т.
М.,1987.
4.
Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М.,
1997.
5.
Словарь литературоведческих терминов.
/Под ред.
Л.И.Тимофеева и М.П.Венгрова.
М., 1963
6.
Советский энциклопедический словарь
/Гл. ред.
А.М.Прохоров. М., 1987
7.
Словарь русской литературы. / Под ред.
М.Г.Уртминцевой. Н.
Новгород, 1997.
8.
Славянская мифология. Энциклопедический
словарь. М., 1995.
9. Ресурсы Интернет.
Информация о работе Основные мотивы в лирике Есенина