Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:49, творческая работа
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относящиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными песнями, полны деревенской мелодичности и напевности. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются полнотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с темой любви, оно как бы и не существует без этого высокого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относящиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными песнями, полны деревенской мелодичности и напевности. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются полнотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
Любовная лирика занимает
значительное место в поэзии С. А.
Есенина. В его стихотворениях нашли
свое отражение разнообразные
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Березка — его любимый образ, становится березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с лебединой шеей и множество других удивительных метафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором жил он сам.
Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией природы, черпает из нее целомудренность весеннего цветения, чувственность летнего зноя.
Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом волос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворении «Не ходить, не мять в кустах багряных...», написанном в 1916 году.
В стихотворении «Зеленая
прячется...» девушка
В начале двадцатых годов происходит резкая смена настроения поэта в стихотворениях о любви. Есенин, став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле стихотворений «Москва кабацкая», где деревенский песенный лиризм заменяется отчетливым резким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяжелые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душевной раздвоенности. Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, счастливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее милое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь решено. Без возврата...», — пишет он в 1922 году. Чувства попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».
Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» проститутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только ненависть. Такое настроение поэта выражается в стихотворении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», написанном в 1923 году. Однако подобные образы являются демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабацкая » любовь — это отчаянный поэтический крик о губительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений пробивается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность состояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...
В 1923 году поэт возвращается из большого зарубежного путешествия, которое сыграло значительную роль в его творчестве. Он разочаровывается в буржуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от родной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожаление об ушедшей молодости, о прожитых впустую годах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожаром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девушку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:
... Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне...
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий...
Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтическим настроением и светлой грустью:
Там на севере, девушка тоже,
Может, думает обо мне...
«Видно, так заведено навеки...» — в этом стихотворении, написанном в 1925 году, изливается грусть несбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника — это «милый Джим»:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Стихи С. А. Есенина продолжают
нас волновать своим