Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:00, сочинение
Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.
Образ Хлестакова в
комедии "Ревизор"
Самый
яркий образ комедии — это
Хлестаков, тот, кто явился
виновником необычайных
Хлестаков
не переживает по приезде в
город никакого процесса
Гоголь
писал: "Хлестаков, сам по себе,
ничтожный человек. Даже
Хлестакова
сделали вельможей те
Субъективно
Хлестаков был прекрасно
Положение,
в которое Хлестаков попал
в городе, вдруг дало простор
для его "роли". Нет, он
никого не собирался
Такого
случая городничий не
А почему,
собственно, не быть Хлестакову "ревизором",
начальственным лицом? Ведь
В мире,
где так странно и непостижимо
"играет нами судьба наша",
возможно, чтобы кое-что происходило
и не по правилам. "Правильной"
становится сама бесцельность
и хаотичность. "Нет определенных
воззрений, нет определенных
Гоголь не раз
предупреждал: Хлестаков — самый
трудный образ в пьесе. Посмотрим,
что же представляет собой этот герой.
Хлестаков — мелкий чиновник, человек
ничтожный, всеми презираемый. Его
не уважает даже собственный слуга
Осип. Может оттаскать за вихры
отец. Он беден и не способен работать
так, чтобы обеспечить себе хотя бы
сносное существование. Он глубоко
недоволен своей жизнью, даже подсознательно
презирает себя. Но пустота и глупость
не позволяют ему осмыслить свои
беды, попытаться изменить жизнь. Ему
кажется, что представься лишь случай,
и все изменится, он перенесется
“из грязи в князи”. Это и
позволяет Хлестакову так легко
и непринужденно чувствовать
себя лицом значительным. Мир, в котором
живет Хлестаков, непонятен ему
самому. Он не в силах постичь
связь вещей, представить себе, чем
в действительности заняты министры,
как ведет себя и что пишет
его “друг” Пушкин. Для него Пушкин
— тот же Хлестаков, но счастливее,
удачливее. Интересно, что и городничий,
и его приближенные, которых нельзя
не признать людьми сметливыми, знающими
жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не
смущены враньем Хлестакова. Им тоже
кажется, что все дело в случае:
повезло — и ты директор департамента.
Никаких личных заслуг, труда, ума и души
не требуется. Все права защищены и охраняются
законом © 2001-2005 олсоч.ру Надо лишь помочь
случаю, кого-то подсидеть. Разница между
ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно
глуп и лишен даже практической сметки.
Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение
городской верхушки, он начал бы сознательно
подыгрывать. И, несомненно бы, провалился.
Хитрость, продуманная ложь не обманули
бы внимательного городничего. Он бы нашел
слабое место в заранее созданной выдумке,
недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать
лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками
обманывал. Трех губернаторов обманул!”
Городничий не мог предположить в Хлестакове
лишь одного — чистосердечия, неспособности
к сознательной, продуманной лжи. А между
тем это одна из основных черт Хлестакова.
Внутренняя пустота делает его поведение
совершенно непредсказуемым; в каждый
данный момент он ведет себя так, как “получается”.
Его морили голодом в гостинице, над ним
висела угроза ареста — и он льстиво молил
слугу принести хоть что-нибудь поесть.
Несут обед — и он прыгает на стуле от
восторга и нетерпения. При виде тарелки
супа Хлестаков забывает о том, как минуту
назад униженно клянчил еду. Он уже вошел
в роль важного господина. “Ну, хозяин,
хозяин... Я плевал на твоего хозяина!”
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины.
Таков авторский замысел. Потому Хлестаков
и главный герой, что его черты присущи
каждому человеку в той или иной степени.
Они комичны, лишь собранные воедино и
выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией
служат мечты городничего о будущей жизни
в качестве тестя великого человека: “...Поедешь
куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты
поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво!” Таким образом, мы видим, что
представления Хлестакова и Сквознкк-Дмухановского
о шикарной жизни в основном совпадают.
Образ Хлестакова в
комедии " Ревизор "
"В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости и за одним разом посмеяться над всем" - такова основная цель, которую ставил перед собой Гоголь. Находясь в преемственной связи с драматургией Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, комедия "Ревизор" отличалась масштабностью своего художественного обобщения и объемностью проблематики. При помощи смеха, "который весь излетает из светлой природы человека", писатель с высоты творческого гения отразил "зло своего времени".
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков - самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же представляет из себя этот герой. Хлестаков - мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми поре-каемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется "из грязи в князи". Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его "друг" Пушкин. Для него Пушкин - тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло - и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: "Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!" Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного - чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем "миражной* интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как "получается". Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста - и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед - и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. "Ну, хозяин, хозяин... Я плевать на твоего хозяина!" Совершенно справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества Гоголя: "Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени".
Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье Хлестакова по сути глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков - фигура общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки этого времени. Чиновники прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие качества.
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не просто роскошь, но такую роскошь, которую унижает их теперешняя жизнь, их теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: "...Поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!" Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские "тридцать пять тысяч одних курьеров" ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего "поскачут везде". И главное, Сквозник-Дмухановский так же рад выдвинуться над мелкой сошкой и городничим, представив себя генералом.
Итак, образ Хлестакова
явился гениальным художественным обобщением
Гоголя. Объективный смысл и значение
этого образа состоят в том, что
он представляет собой нерасторжимое
единство "значительности" и ничтожества,
грандиозных претензий и
Хлестаков - главный герой комедии "Ревизор"
Известно, что Николай
Васильевич Гоголь, сколь бы важной
ни представлялась ему борьба со всякого
рода взяточниками, казнокрадами и
прочими проходимцами, ослабляющими
государство, все же главным лицом
своей пьесы считал именно проходимца
и плута Хлестакова. Что это? Гениальный
ход великого художника? Желание
подразнить общество? Может быть, какой-нибудь
тонкий намек?
Иван Александрович
Хлестаков, мелкий чиновник из Петербурга,
сам по себе, как знает читатель,
лицо весьма заурядное. Скажу прямо,
что для обманщика с такими
эффективными будущими результатами он
слишком глуповат и простоват. Словом,
не тянет он на крупного мошенника.
Более того, читатель выясняет, что
Хлестаков, собственно, и не собирался
никого обманывать. По нашему современному
выражению, Хлестаков вполне законопослушный
молодой человек. Увидев впервые в своей
комнате городничего, он страшно пугается
и ведет себя совершенно идиотским образом.
Лишь
постепенно Хлестаков
соображает, что происходит вокруг
него, но и, решившись подыграть
Гоголь построил
действие комедии таким образом,
что представители городской
власти и люди имущие как бы сами
навязали Хлестакову эту игру. Они
словно сами страстно хотели видеть в
этом проходимце важную, значительную
персону. Хлестакову явно не удается
играть “чисто”. Он постоянно дает
поводы к разоблачению. Но эти его
“проколы” лишь подогревают подобострастные
чувства видавших виды чиновников.
Примечательно, что
Хлестаков все сделал так, как
настоящий ревизор: нагнал страху, собрал
взятки и исчез так же внезапно,
как и появился.
Интересно, что комедия
“Ревизор” понравилась
По выстроенной
мной пирамиде догадок можно вполне
предположить, что под городком,
в котором разворачивались
Гоголю удалось
предупредить все возможные обвинения
в свой адрес со стороны чиновнического
аппарата империи, публично заявив, что
единственным положительным лицом
в его произведении является смех.
Итак, Хлестаков - главное
лицо, смех - главное положительное
лицо. Мне кажется, что Гоголь таким
художественным приемом хотел донести
до каждого из зрителей мысль об
их личной ответственности за происходящее
с ними и вокруг них, напомнить
о неминуемом возмездии, которое
рано или поздно настигнет каждого,
кто живет не в ладу с совестью.
Подтверждает это знаменитая “немая
сцена” в финале комедии: приехал
настоящий ревизор. Но это, увы, не делает
его главным лицом комедии, хотя
он и настоящий. И пока его нравственные
устои зрителям неизвестны, главным
лицом комедии по праву остается
Хлестаков - и это лучше!