Маленькие люди в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 20:02, реферат
Краткое описание
В литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное — неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.
Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека».
Файлы: 1 файл
В литературном типе «маленький
человек» можно выделить общие признаки:
маленький чин, бедность, а главное — неспособность
противостоять жизненным неудачам и богатым
обидчикам.
Достоевский в своих повестях
и романах предложил глубокое осмысление
социального положения и характера «маленького
человека».
Раскольников делит всех людей
на обыкновенных и необыкновенных. Первые
должны жить в послушании, вторые «имеют
право, то есть не официальное право, а
сами имеют право разрешить своей совести
перешагнуть ...через иные препятствия
единственно в том только случае, если
исполнение их идеи того требует». Раскольников,
насмотревшись на горе, на разбитые судьбы
обыкновенных («маленьких») людей — обитателей
петербургских трущоб, решает действовать,
так как смиренно наблюдать безобразную
окружающую жизнь более не в силах. Решительность,
глубокий и оригинальный ум, стремление
исправить несовершенный мир, а не подчиняться
его несправедливым законам — вот черты,
которые не позволяют отнести образ самого
Раскольникова к типу «маленьких людей».
Чтобы поверить в себя, герою
надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая»
(то есть обыкновенный человек) или «право
имеет» (то есть выдающаяся личность),
сможет он позволить себе «кровь по совести»,
как успешные исторические герои, или
не сможет. Если проверка покажет, что
он относится к избранным, тогда следует
смело приниматься за исправление несправедливого
мира; для Раскольникова это значит облегчить
жизнь «маленьких людей». Таким образом,
в теории Раскольникова счастье «маленьких
людей» вроде бы является главной и конечной
целью. Этому выводу не противоречит даже
признание, которое герой сделал Соне:
он убил не для того, чтобы помочь матери
и сестре Дуне, а «для самого себя» .
Из приведённых рассуждений следует,
что тема «маленького человека» является
одной из основных в романе, так как связана
и с социальным, и с философским содержанием.
Местом действия своего романа Достоевский
выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга
— район Сенной площади и Кузнечного рынка.
Одну за другой разворачивает писатель
картины беспросветной нужды «маленьких
людей», оскорблённых и униженных бессовестными
«хозяевами жизни». В романе более или
менее подробно описаны несколько героев,
которые безусловно могут быть отнесены
к традиционному типу «маленьких людей»:
сестра старухи процентщицы Лизавета,
которая у Достоевского становится символом
«маленького человека», мать Раскольникова
Пульхерия Александровна, жена Мармеладова
Катерина Ивановна. Однако самым ярким
образом в этом ряду является, конечно,
сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий
свою историю Раскольникову в трактире.
Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен
изменить свою жизнь (покончить с пьянством),
но в нём сохраняется живое чувство —
любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он
несчастлив и, сознавая своё безвыходное
положение, восклицает: «А вы знаете, что
значит, когда некуда пойти?» Мармеладов
начинает пить с горя, от несчастья (потерял
службу), страха перед жизнью и бессилия
что-нибудь сделать для своей семьи. Семён
Захарович переживает из-за горькой судьбы
своей дочери Сони, которая вынуждена
«переступить» и пойти на панель, чтобы
прокормить голодающих детей Катерины
Ивановны.
Достоевский выстроил в романе сюжетную
линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть
трагичность образа Семёна Захаровича.
Пьяный Мармеладов попадает под колёса
щегольской коляски по собственной вине
и умирает, оставляя без средств к существованию
свою большую семью. Он хорошо понимает
это, поэтому его последние слова обращены
к Соне — единственной опоре для Катерины
Ивановны и детей: «"Соня! Дочь! Прости!"
— крикнул он и хотел было протянуть к
ней руку, но, потеряв опору, сорвался и
грохнулся с дивана...»
Катерина Ивановна внешне
непохожа на традиционного «маленького
человека», безропотно принимающего страдания.
Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая,
гордая и непреклонная», она хлопочет
перед генералом за мужа, устраивает пьяному
супругу «воспитательные» скандалы, доводит
Соню упрёками до того, что девушка идёт
на панель, чтобы заработать деньги на
хлеб для семьи. Но по сути Катерина Ивановна,
как и все «маленькие люди», сломлена жизненными
неудачами. Она не может сопротивляться
ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние
проявляется в последнем безумном поступке:
она с маленькими детьми выбегает на улицу
просить милостыню и умирает, отказавшись
от последней исповеди. Когда ей предлагают
пригласить священника, она отвечает:
«Что? Священника?.. Не надо... Где у вас
лишний целковый?., на мне нет грехов!...
Бог и без того должен простить... Сам знает,
как я страдала!.. А не простит, так и не
надо!..». Эта сцена свидетельствует, что
«маленький человек» у Достоевского доходит
даже до бунта против Бога.
Соня Мармеладова — главная героиня
романа — внешне очень похожа на традиционного
«маленького человека», который смиренно
подчиняется обстоятельствам, безропотно
идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей,
как Соня, Раскольников и придумал свою
теорию, но, оказывается, Соня только на
первый взгляд слабый по характеру человек,
а на самом деле она сильная личность:
увидев, что её семья дошла до крайней
нищеты, она приняла тяжёлое решение и
спасла хотя бы на время своих родственников
от голодной смерти. Несмотря на свою позорную
профессию, Соня сохраняет душевную чистоту.
Она с достоинством переносит издевательства
окружающих по поводу своего положения
в обществе. Более того, благодаря своей
душевной стойкости, именно она смогла
поддержать убийцу Раскольникова, именно
она помогает ему найти правильный, сточки
зрения Достоевского, выход из морального
тупика: через искреннее покаяние и страдание
вернуться к нормальной человеческой
жизни. Она и сама искупает свои невольные
грехи, и поддерживает Раскольникова на
каторге. Так неожиданно поворачивается
тема «маленького человека» в романе «Преступление
и наказание».
Совсем непохож на традиционного «маленького
человека» друг Раскольникова Разумихин
— очень привлекательный, цельный герой.
Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают
Разумихину выдержать все невзгоды: «Он
был ещё тем замечателен, что никакие неудачи
его никогда не смущали и никакие дурные
обстоятельства, казалось, не могли придавить
его». Таким образом, Разумихин не может
быть отнесён к «маленьким людям» потому,
что постоянно сопротивляется несчастьям
и не сгибается под ударами судьбы. Верный
товарищ, Разумихин ухаживает за больным
Раскольниковым, приглашает к нему доктора
Зосимова; зная о подозрениях Порфирия
Петровича насчёт Раскольникова, пытается
выгородить главного героя, объясняя странные
поступки друга болезнью. Сам нищий студент,
он опекает мать и сестру Раскольникова,
искренне влюбляется в бесприданницу
Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати
получает наследство-приданое от Марфы
Петровны Свидригайловой.
Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами
по отношению к «маленькому человеку»
были жалость и сострадание, то у Достоевского
выражен другой подход к подобным героям:
он более критически оценивает их. «Маленькие
люди» до Достоевского были преимущественно
глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский
изобразил их людьми, которые во многом
сами виноваты в своём бедственном положении.
Например, Мармеладов своим пьянством
подталкивает к гибели любимую семью,
сваливая все заботы о малолетних детях
на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну.
Иными словами, образ «маленького человека»
у Достоевского усложняется, углубляется,
обогащается новыми идеями. Это выражается
в том, что герои Достоевского (Мармеладов,
Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто
страдают, но уже сами заявляют о своих
страданиях, уже сами объясняют свою жизнь.
В формуле «маленький человек» Достоевский
делает акцент не на маленький, как его
литературные предшественники (В.И.Даль
изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев
— фельетониста, Д.В.Григорович — шарманщика,
Е.П.Гребёнка — жителей захолустной петербургской
окраины. Эти очерки были в основном бытописательные,
то есть содержали портретные, психологические
и речевые характеристики «маленьких
людей».), а на человек. Для униженных и
оскорблённых героев «Преступления и
наказания» страшнее всего потерять самоуважение,
человеческое достоинство. Об этом рассуждает
Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью
Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие
люди» у Достоевского опровергают теорию
Раскольникова, который считал их только
«тварями дрожащими», материалом для экспериментов
«необыкновенных» людей.
Страница
Информация о работе Маленькие люди в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"