Время в романе Ф.М. Достоевского "Подросток"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:24, доклад

Краткое описание

"Подросток"- единственный роман воспитания в творчестве писателя, следовательно, художественные средства временной организации призваны передать особые задачи, свойственные этому жанру. В романах о молодом человеке ближайших предшественников и современников Достоевского - И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого - история героя раскрывается последовательно, в биографической манере изложения, следуя хронологическому порядку
совершившихся событий. Ничего этого нет в романе Достоевского.Писатель кардинально меняет систему расположения временных отрезков, уходит от эпического изложения.

Файлы: 1 файл

009.pdf

— 668.74 Кб (Скачать)
Page 1
Э.А. Демченкова
ВРЕМЯ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПОДРОСТОК"
Все исследователи творчества Ф.М. Достоевского вьщеляли осо-
бые законы временной и пространственной организации произведений
писателя, отмечая отступление автора от биографической, эпической
манеры изложения (работы А. Цейтлина, Г. Волошина, А. Слонимского,
а также ЛИ. Гражиса, А.М. Буланова, Т.В. Цивьян и др.).
100

Page 2

"Подросток"
1
- единственный роман воспитания в творчестве
писателя, следовательно, художественные средства временной орга-
низации призваны передать особые задачи, свойственные этому жан-
ру. В романах о молодом человеке ближайших предшественников и
современников Достоевского - И.А. Гончарова, И.С. Тургенева,
Л.Н. Толстого - история героя раскрывается последовательно, в био-
графической манере изложения, следуя хронологическому порядку
совершившихся событий. Ничего этого нет в романе Достоевского.
Писатель кардинально меняет систему расположения временных от-
резков, уходит от эпического изложения.
Достоевский - великий экспериментатор. Он разрабатывает
модель с нестандартным расположением временных координат худо-
жественного целого. Эту модель можно назвать центрированной.
Внимание писателя сконцентрировано на нескольких днях из жизни
главного героя, в которые совершаются важнейшие поворотные со-
бытия в его жизни. Прошлое имеет огромное значение в развитии ис-
тории молодого человека. Но фантомы прошлого проявляются, рас-
крываются в определенные динамические моменты текущего повест-
вования - в форме предыстории, предисдовных рассказов, воспомина-
ний и отдельных отголосков в речи героев и персонажей.
Почему для своих художественных целей Достоевский избира-
ет именно такую центрированную временную систему? Нам кажется,
что ответ на этот вопрос дается самим писателем на последней стра-
нице романа: "Но что делать, однако ж, писателю, не желающему пи-
сать лишь в одном историческом роде и одержимому тоской по теку-
щему? Угадывать и ... ошибаться" [13; 455J.
Достоевский - художник текущего, переходного момента, ху-
дожник становления. В работах многих литературоведов указывалось на
"незавершенность" его романов. Это нежелание сказать последнее сло-
во, дать законченный ответ проявляется и во временной организации
"Подростка", в нем нет описания законченного, завершенного времен-
ного отрезка. В статье "По поводу выставки" писатель замечает: "Если
воображать прошедшее событие и особливо давно прошедшее, завер-
шенное, историческое, ... то событие непременно представляется в за-
конченном его виде, т.е. с прибавкою всего последующего его развития,
еще и не происходившего в тот именно исторический момент, в который
художник старается изобразить лицо или событие" [21; 176].
На наш взгляд, в романе "Подросток" художник пытался избе-
жать привнесения опыта повзрослевшего человека в описание момен-
та становления его душевной жизни. Ему важно уловить момент пе-
рехода, перерождения, сиюминутного изменения в душе человека.
Именно поэтому, наверное, часто используется слово "вдруг" (или его
101

Page 3

синонимы). Писатель создает особые художественные условия для
восприятия событий. Читателю кажется, что поток действия развива-
ется сейчас, в настоящем, и эти "вдруг" совершающиеся события не-
ожиданны для него так же, как для героя, который воспринимает их
впервые.
В романе "Подросток" особая система временных отношений,
вовлекаясь в которую, читатель чувствует себя свидетелем происхо-
дящих событий. Роман представляет собой воспоминания, записки
двадцатилетнего героя о событиях годовой давности. Конечно же,
Достоевский не случайно останавливается на годовом промежутке. С
одной стороны, читатель видит, что события описывались после их
осмысления, с другой стороны, писателю важно не допустить равно-
душия в восприятии, донести до читателя свежесть впечатлений, пе-
режитых подростком.
Д.С. Лихачев в своей статье "Летописное время" у Достоевско-
го" замечает, что автор писал свой роман "на коротком приводе"
2
, т.е.
по следам не так давно совершившихся событий. Перенесение пове-
ствовательного прошлого в настоящее в рассказе Аркадия замечено в
интересной статье А. Буланова "Тогда и теперь" в структуре художе-
ственного времени романа Ф.М. Достоевского "Подросток". "Время
повествования фиксируется в точке "теперь", из которой все события
предстают прошлым, "перспективой, опрокинутой назад", - пишет ис-
следователь. Поскольку же это прошлое и все описываемые события
переживаются героями (а вместе с ними и читателями) как настоящее,
то развитие действия, события, явления и факты, описываемые пове-
ствователями-рассказчиками (в этой функции выступают хроникеры,
а в случае воспоминаний-записок - герои), становится постепенно из-
меняющимся, развивающимся настоящим"
3
.
Перенесение точки отсчета к событиям годовой давности соз-
дает совершенно новую, экспериментальную систему временных ко-
ординат. Она имеет искусственное, художественное происхождение,
писатель как бы использует эффект "машины времени", переносясь в
события недавнего прошлого. Система универсальна - на время опи-
сываемого действия проецируются два других временных пласта.
Прошлое, так как во многом события десяти "маркированных" дней
романа развязывают сплетение человеческих отношений, возникшее в
предыстории, и будущее, так как изображаемые подростком "факты"
ориентированы на уже известный герою исход событий, и он созна-
тельно описывает уже пережитые им "приключения", перипетии.
Нужно отметить еще одну особенность времени в романе
"Подросток". На организацию временных отрезков в одну художест-
венную систему влияет сосредоточение фокуса повествования на раз-
102

Page 4

витии личности молодого героя. Мир временных отношений начинает
свое движение, управляется из субъективного начала - мироощуще-
ния главного героя Аркадия. Усилению этого субъективного центра
художественной структуры романа способствует форма повествова-
ния от первого лица. События романа имеют только один источник
воспроизведения: субъективное мироощущение Аркадия (шкалу цен-
ностей подростка, его критерий выбора фактов, которые побуждают
его к переживанию, анализу). Чаще всего при переживании событий в
силу вступает своя собственная логика, в результате в воспроизведе-
нии действительности "нарушается естественный темп движения,
времени, объективная последовательность фактов и явлений"
4
.
Таким образом, в романе "Подросток" существует два плана
времени: субъективная шкала восприятия событий и хронологическая
последовательность, логика объективного процесса.
Почему же Ф.М. Достоевский в своем романе воспитания ос-
вещает лишь несколько дней из жизни главного героя? Как подобная
концентрация времени помогает раскрыть историю формирования
подростка? На наш взгляд, подобная особенность временной органи-
зации романа служит одной цели: достичь чрезвычайного пережива-
ния героя в одну минуту и посмотреть, какие же изменения произой-
дут в его душе в этот катастрофический миг.
Этой главной цели служат, например, особенности включения
прошлого в события настоящего. Литературоведы неоднократно от-
мечали, что настоящее действие романа Достоевского - это продол-
жение завязавшихся ранее отношений, их катастрофическая развязка.
Завязка действия обычно происходит в предыстории романа. Верно
подметил Н.М. Чирков: "У него (у Достоевского - Э.Д.) важнейшие
события предыстории героев не выносятся за скобки дня, но напро-
тив, включаются в него, хотя и остаются в предыстории, раскрывая
прошлое героя"
5
.
В романе "Подросток" завязка действия происходит в Эмсе до
начала описываемых событий. И действия эти, по предположению,
такие же динамичные и напряженные, как и события самого романа
(скорее всего, о них можно было бы написать не менее интересное и
глубокое произведение). Они тоже имеют свою предысторию в судь-
бах Версилова, Софьи Андреевны, князя Сокольского, Катерины Ни-
колаевны и других персонажей. Таким образом, во всех событиях
прошлого (иногда многолетней давности) накапливаются заряды ог-
ромного напряжения. Их разрядка задерживается до удивительного
стечения обстоятельств и, по замыслу автора, наступает в результате
рокового совпадения, длясь всего лишь нескольких дней.
103

Page 5

Герой романа, живущий впечатлениями прошлого, в критиче-
ских ситуациях настоящего действия должен мгновенно принимать
"последние" решения, обнажая внутреннее "я" уже сформировавшей-
ся в прошлом личности, в одну минуту показывая направление ее
дальнейшего изменения.
Мы чувствуем, что герои романа до сих пор "одержимы" драма-
тическими событиями прошлого. Но влияние прошлого на жизнь "се-
годняшнего" героя показано совершенно особенным способом. Досто-
евский изобретает систему композиционных приемов включения про-
шлого в описываемое действие: предисловные рассказы, воспомина-
ния, сообщение отдельных фактов и деталей в речах персонажей. Все
перечисленные приемы, конечно же, не новы; мы можем обнаружить
их в произведениях И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Но
в романе "Подросток" они выполняют совершенно особые функции. О
них говорит Д.С. Лихачев в интересной статье "Предисловный рассказ"
у Достоевского": "Своеобразие "предисловных рассказов" Достоевско-
го состоит в том, что они как раз ничего не разъясняют, а скорее, на-
против, запутывают и заинтриговывают читателя, усложняют повест-
вование, ставят читателя в тупик, вызывают многочисленные недоуме-
ния. Назначение их - служить завязкой определенных линий романа, но
завязкой не сюжетной, а сосредоточенной в самой неразгаданной и на-
рочито усложненной личности героя"
6
.
В предисловном рассказе-экспозиции "Подростка" называются
почти все действующие лица, сообщаются противоречивые, иногда
несовместимые, парадоксальные факты из их жизни, которые пред-
ставляются загадочными и вызывают интерес (например, сообщается
о пощечине в Эмсе); вырисовываются, намечаются основные сюжет-
ные линии. Автор записок сознает хитрость своих "литературных
красот" - своего отступления. Он признается: "Впрочем, я замечаю,
что наставил загадок" [13; 16]. Ранее он отмечает: "Но довольно о во-
просах и скандальных подробностях".
Нужно отметить, что Аркадию, записывающему свои впечат-
ления, известно гораздо больше, чем он решает разъяснить в преди-
словном рассказе. Мы ощущаем намеренное желание оказать впечат-
ление на читателя, представить ему особо избранные, самые противо-
речивые факты. Аркадий беспокоится, - не забыть высказать наиболее
поразивший его факт: "Кстати, надо поправиться: улетев в облака, я
забыл о факте, который, напротив, надо бы выставить прежде всего:
началось у них прямо с беды" [13; 11]. Но, раскрывая предысторию
своей семьи, он намеренно оставляет в тени некоторые факты, кото-
рые выскажет в более подходящую минуту повествования. Так, по
мере развития действия, в записках героя появляются разъясняющие
104

Page 6

"предисловные рассказы", которые помогают поддерживать интерес
ко все более усложняющейся загадке случайного семейства.
Таким образом, "предисловные рассказы" приоткрывают заве-
су прошлого, "фактами" указывая на возможные переживания героев.
В каждый момент повествования мы ощущаем, что герой находится
под впечатлением своего драматического прошлого, это прошлое во
многом объясняет его настоящие поступки.
Отмеченная нами "центростремительность" во временной ор-
ганизации воспитательного романа особенно ярко проявилась в ха-
рактере включения воспоминаний в повествование. Композиция ро-
мана "Подросток" строится так, чтобы она как можно больше соот-
ветствовала потоку сознания Аркадия. Описания воспоминаний
"вклиниваются" в течение событий настоящего времени. Достоевско-
му очень важно, в какой момент душевных переживаний всплывает
каждое воспоминание, на какой поступок "теперешней" жизни оказы-
вает влияние впечатление, полученное в прошлом,
Наиболее ярко связь текущих событий с воспоминаниями дет-
ства проявляется в самую катастрофическую минуту жизни Аркадия
(2-я часть, 9 глава). Когда герой уже не ощущает твердых нравствен-
ных ориентиров, когда он опозорен, обесчестен, обвинен в воровстве,
его спасает самое сокровенное, самое глубокое воспоминание - о
любви своей матери.
В романе "Подросток" Достоевского существует художествен-
ный синтез времени и пространства, позволяющий в течение несколь-
ких дней в Петербурге собрать людей, встреча которых вряд ли могла
произойти при менее фантастических обстоятельствах. К моменту
приезда Аркадия здесь оказываются почти все люди, так или иначе
влияющие на его судьбу. Самое главное, что герой встречает свою
родную семью: отца Андрея Петровича Версилова, которого он видел
всего лишь раз в жизни, мать Софью Андреевну Долгорукую, приез-
жавшую к нему два раза до настоящей встречи и свою сестру Лизу,
которую он увидел первый раз в жизни. Удивительным совпадением
выглядит появление именно в эти дни в Петербурге его юридического
отца Макара Ивановича Долгорукого, который "приходит умирать" в
дом своей законной жены Софьи Андреевны. Аркадий видит своего
второго отца впервые. Он также встречает свою "законнорожденную"
сестру - Анну Андреевну Версилову. Поразительно, что в романном
действии - уже в заключительной, третьей части, появляется также
его брат - сын Версилова от первого брака, нанесший ему унизитель-
ную обиду несколько месяцев назад.
В первый из описанных дней в Петербург поездом приезжает
Катерина Николаевна Ахмакова, о которой Аркадий грезил весь пре-
105

Page 7

дыдущий месяц (причем не сообщаются причины ее поездки и приез-
да). Появление Ламберта особенно ярко раскрывает намерение писа-
теля привлечь всех людей, повлиявших на становление Аркадия. Дей-
ствительно, появление Ламберта в самую драматическую минуту дей-
ствия неправдоподобно и можег быть объяснено только фантастиче-
ским стечением обстоятельств. Специально из-за границы для судеб-
ного процесса с Версиловым приезжает князь Сергей Сокольский. В
первый из описанных дней из Вильно приезжает Крафт, которого Ар-
кадий тоже ожидал около месяца. У Крафта в руках находится пись-
мо, которое он поручился отдать Подростку.
Таким образом, мы видим, что в какой-то степени искусствен-
но создаются условия для драматического действия. В одном месте в
течение короткого отрезка времени собраны герои, у каждого из ко-
торых в душе накоплен свой эмоциональный заряд, должный разря-
диться в столкновениях, координируемых волей автора. Перед авто-
ром же стоит важная задача - скоординировать их действия и поступ-
ки, чтобы каждый из многочисленных героев в короткий промежуток
времени пережил изменение, претерпел "пробу души". Эта задача, на
наш взгляд, определяет те удивительные открытия в системе органи-
зации времени, которые мы находим в романе "Подросток".
Во-первых, у Достоевского точно выверен каждый час описы-
ваемого действия. Почти всегда, когда Аркадий сообщает о новом по-
ступке, о новом перемещении, он обязательно сообщает о часе проис-
ходящего. Отдельные примеры приводить нет смысла, так как время,
даже час событий, фиксируется почти всегда.
Так как действие совершается в течение нескольких суток, то
каждый час суток наполняется психологическим значением. Достоев-
ский избирательно распределяет события во временной шкале дня,
соотнося значение момента душевной жизни героя с тем символиче-
ским смыслом, который придается каждому часу в сутках.
Световая символика времени суток отмечена в работах Цейт-
лина
7
, и еще раньше - Дурылина
8
. В использовании световой симво-
лики у Достоевского можно заметить некий "психологический парал-
лелизм". Особенности освещения окружающего часто соотносятся с
состоянием души главного героя. Ясное, солнечное утро или день со-
ответствуют душевному подъему, радости или ясному, умиротворен-
ному состоянию духа Аркадия. Важные события в его жизни, сопро-
вождаемые солнечным светом, - это сильнейшие жизненные впечат-
ления. Они остаются в душе героя как духовные ориентиры (встреча с
Катериной Николаевной, с Макаром Ивановичем).
Особое психологическое значение приобретают вечерние и
ночные часы действия романа "Подросток". Именно в это время суток
106

Page 8

совершаются самые важные драматические события, нагнетается на-
пряжение душевных сил. В это смутное, сумеречное время требуют
выхода самые глубокие, подспудные, иррациональные движения ду-
ши человека.
Обычно дневные события, происшествия - лишь прелюдия то-
го, что должно разразиться вечером и к ночи: ссора Аркадия с Верси-
ловым и уход из дома; самоубийство Оли; инцидент и катастрофа на
рулетке; объяснение с князем Сережей; встреча с Ламбертом; объяс-
нение Версилова с Ахмаковой; разбивание образа; кража "докумен-
та", ссора с Бьорингом и др.
Несмотря на то, что роман насыщен драматическими события-
ми, происходящими вечером и ночью, заключительные главы всех
трех частей описывают утренние или дневные сцены. Наверное, по-
добное временное соотнесение объясняется основной идеей романа -
идеей воспитания, становления личности. Роман о воспитании, рож-
дении личности, не мог закончиться ночным столкновением героев -
символом бесконечной борьбы иррациональных, скрытых страстей
человека. После развязки событий должна ощущаться перспектива
движения к новому, более светлому и совершенному.
В системе художественного времени "Подростка" нужно отме-
тить деление временных отрезков в зависимости от интенсивности
совершенных в них событий. Выделяются драматические сцены, про-
межуточные временные отрезки и перерывы романного действия.
Драматические сцены - это динамические, опорные центры
всего повествования романа, те точки, к которым стягиваются все ни-
ти композиционного построения. В драматических сценах показано
непосредственное живое общение - в этой ситуации происходит от-
крытый обмен репликами, проясняющий личные намерения и уста-
новки героев. В таких сценах время сконцентрировано максимально.
Герои предельно откровенно раскрывают свои чувства, так как долж-
ны реагировать на действия, реплики других людей мгновенно, не
раздумывая, предельно искренне. Условия сценического времени не
позволяют задерживать или скрывать свою реакцию, она должна про-
явиться незамедлительно, здесь и сейчас. Драматические сцены - са-
мые яркие, разряжающие накопившиеся страсти и намечающие новые
конфликты и столкновения. Эти сцены служат своеобразными толч-
ками в динамическом развитии действия.
Подготовка драматических сцен совершается в промежуточ-
ных временных отрезках. Это время наполняется собиранием сведе-
ний, расследованием обстоятельств, обдумыванием мотивов поступ-
ков других людей, уяснением собственных намерений.
107

Page 9

В динамическое построение романов Достоевского включают-
ся также перерывы в действии. Г. Волошин "временный уход со сце-
ны героев" объясняет следующим образом: "они не выдерживают бе-
шеного темпа", и "Достоевский на время уводит их из потока собы-
тий"
9
. "...Героям или дается роздых (отъезд, недомогание), или собы-
тия выпадают из их памяти (беспамятство, бред)" (там же).
Перерыв в действии предпринимается для того, чтобы расши-
рить временной промежуток становления Аркадия. Кроме того, авто-
ру необходимо возбудить у читателя интерес к "истории перерожде-
ния" главного героя, вовлечь в процесс самостоятельного понимания
изменений, происходящих с ним.
Среди приемов художественного времени романа следует на-
звать темп совершающегося. Интенсивность событий романа оцени-
вается по контрасту: замедление действия часто сменяется резким,
скачкообразным его развитием. По мере приближения к кульминаци-
онной точке нарастает темп происходящего.
Моменты замедления действия, ретардации оказываются очень
важными для прояснения душевного состояния героя. Очень часто
именно тогда, подсознательно, возникают решения вопросов, мучив-
ших героя.
В романе "Подросток" мы замечаем необыкновенное внимание
к отдельному мгновению в жизни героя. Для писателя, одержимого
"тоской по текущему", в системе художественного времени мгнове-
ние имеет огромное значение. Оно предстает как момент перехода от
прошлого к будущему, как секунда, в которую может совершиться
разрешение напряженной ситуации, поворот в сознании, мгновенное
прозрение героя. Во время разговора с Катериной Николаевной Арка-
дий просит разрешить его сомнения в одну решительную минуту:
"Теперь должно все решиться, все объясниться, такое время пришло",
- говорит он Ахмаковой [13; 205].
Понимание трагической судьбы Лизы тоже совершается в один
миг: "Кончилось обмороком, но на одну лишь минуту; я опомнился,
приподнялся на ноги, глядел на него и соображал - и вдруг вся истина
открылась столь долго спавшему уму моему!" [13; 236].
Мы видим, что в своей художественной системе Ф.М. Достоев-
ский пытается пристально рассмотреть мгновение жизни героя, ярко
осветить его, уловить сам момент происходящих изменений. В рома-
не мы ощущаем особый способ формирования личностного сознания
- катастрофический. Он присущ героям всех больших романов Досто-
евского. Но в "Подростке", благодаря особой временной организации,
сам механизм формирования личностного сознания героя через ката-
строфу предстает особенно ярко.
108

Page 10

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1975. Т. 13. 457 с. Далее в
тексте даются ссылки по этому изданию с указанием тома и страницы.
2. Лихачев Д.С. "Летописное время" у Достоевского // Литература - реальность -
литература. Л., 1984. С.82.
3. Буланов A.M. "Тогда и теперь" в структуре художественного времени романа
Ф.М. Достоевского "Подросток" // Язык и стиль. Метод, жанр, поэтика. Волго-
град, 1977. С. 62.
4 Гражис П.И. Время в романах Ф.М. Достоевского и его современников. Виль-
нюс, 1982. С. 18.
5. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1963. С. 25.
6. Лихачев Д.С. "Предисловный рассказ" у Достоевского // Указ. соч. С 97.
7. Цейтлин А. Время в романе Достоевского // Родной язык в школе. М., 1927. Кн.
5. С. 3-17.
8. Дурылин С. Об одном символе у Достоевского // Достоевский. М., 1928. С. 178-
192.
9. Волошин Г. Пространство и время у Достоевского // Slavia. 1933. R. XII. S. 1-2.

Информация о работе Время в романе Ф.М. Достоевского "Подросток"