Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:29, реферат
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко в глубь национальной истории. Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление. Само же явление появляется с обретением формы, характерной или соответствующей своему содержанию.
Введение………………………………………………………………….………3
Этические и эстетические взгляды Достоевского……………………..3
Истоки философских идей Ф. М. Достоевского……………………...6
”Русская идея” ………………………………………………………………….8
Великий прорицатель России ……………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………………11
Вопросы, литература………………………………………………………..13
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко в глубь национальной истории. Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление. Само же явление появляется с обретением формы, характерной или соответствующей своему содержанию.
Если руководствоваться таким критерием, то можно, почти уверенно сказать, что философия в России начинается только во второй половине 19 века. Но вместе с тем на такое позднее начало оно было поистине великим, ибо связано с именами Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев. В их лице и в творчестве философское самосознание народа заявило о себе” на весь мир” - уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру.
В своих произведениях Ф. М. Достоевский, хотя не только он один, нес миру глубоко выстраданную опытом поколений истину – нет, и не может быть такой цели, ради которой было бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в один детский мизинец.
Этические и эстетические взгляды Достоевского
Для Достоевского русский человек, прежде всего - человек, для которого родна и близка вся европейская культура. Следовательно, русский для Достоевского - человек высокого интеллекта, высоких духовных запросов, приемлющий все европейские культуры, всю историю Европы и вовсе внутренне не противоречивый и не такой же загадочный.
Когда перед Достоевским встает вопрос о возможных основаниях этики как внутренней установке человека, он отрицает и рационалистическую этику типа «разумного эгоизма» и натуралистическую, выводимую из потребностей человеческого организма. И если принять во внимание его критику «среды» в качестве формообразующего фактора этики, то нужно сделать вывод, что и социологически обоснованная этика для него также неприемлема.
Достоевский - критик - убежденный сторонник и страстный проповедник реализма, одержимый «тоской по текущему»: «Берите то, что дает сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое изображение не придумает вам того, что дает иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!».
«Реализм есть ум толпы - большинства, не видящий далее носу, но хитрый и проницательный, совершенно достаточный для настоящей минуты».
Достоевский немало сделал для разработки проблемы фантастического в реализме. На примерах творчества Э. По, Гофмана, Гоголя, Пушкина и своего собственного он рассмотрел формы и способы введения фантастических образов и приемов в реалистическое повествование. Фантастический и пророческий реализм.
Мысль Достоевского о том, что русская классическая литература, созданная главным образом писателями из дворян, по существу, уже сказала все, что могла сказать, - была исторически, безусловно, прозорлива. Как и мысль о необходимости нового слова, а стало быть, нового периода развития литературы. Его надежды «опять на народные силы». Но «народ безмолвствует... у него еще нет голоса», а потому и может наступить промежуточный или межуточный период литературы, когда «явится пресса, а не литература». Но «погодите, начнет жить народ», он обретет свой голос. Правда - и это прекрасно понимает Достоевский, - «для этого нужны условия», но - «когда народ твердо станет... он проявит своего «Пушкина».
Достоевский предвидел все возрастающую и даже, в известном смысле, решающую всемирно - историческую роль русской литературы в борьбе за будущие судьбы всего человечества.
Достоевский - это тип критика - мыслителя и поэта, на материале художественного творчества созидающего мысль о человеке и мире, а через эту мысль - человека и мир.
Ограниченность материалом художественного творчества отнюдь не ограничивала саму мысль критика, ибо художественное творчество и было для Достоевского наиболее прямым отражением существа Мира как вечно творящего и вечно творимого начала.
В ранние годы Достоевский много думал о «назначении христианства в искусстве». Достоевский писал такие, например, строки: «мы верим, что у искусства - собственная, цельная и органическая жизнь... Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества неразлучна с человеком... человек жаждет красоты, принимает ее без всяких условий, а потому только, что она красота». «Красота присуща всему здоровому... она есть гармония, в ней залог успокоения». «Красота уже в вечности...».
И еще отметим одну мысль, которую позже развивал Достоевский в «Бесах»: «если в народе сохраняется идеал красоты, значит, в нем есть потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа». Воплотимость идеала, возможность его осуществления в исторической реальности, по Достоевскому, «гарантируется» тем, что в мире есть красота. «Народы движутся - читаем так же в «Бесах» - силой, происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Это... есть начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как они же отожествляют; - искание Бога, как называю я его проще». Эстетические переживания оказываются по существу мистическими, поскольку они движут нашу душу к Богу. В новых материалах, ныне публикуемых, находим такую мысль: «Дух Святой есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознание гармонии и, стало быть, неуклонное стремление к ней».
Эта религиозная интерпретация эстетических переживаний побеждает все соблазны мира, ослабляет всю его неправду, придает всему содержанию культуры высший, религиозный смысл. Это не есть только приятие культуры, это уже ее религиозное освящение, в котором начинается и ее преображение. До Достоевского в России так мыслил только Архим, Бухарев, но после Достоевского тема религиозного осмысления культуры, выросшей из «слепого» процесса истории, тема ее освящения станет одной из важнейших тем философских построений. И уже у Достоевского мы находим типичную для этих исканий черту, - признание, что ключ к преображению культуры дан в ней самой, заключается в ее глубине и лишь закрыт от нас грехом. Это есть тот «христианский натурализм», соблазн которого был так силен у Достоевского.
Но у него же очень рано пробиваются и сомнения в том, что «красота спасет мир». Он сам говорит, что «эстетическая идея помутилась в человечестве». «Красота, - говорит он, - это страшная и ужасная вещь... тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут... Страшно то, что уму представляется позором, то сердцу - сплошь красотой». Эта моральная двусмысленность красоты, это отсутствие внутренней связи красоты с добром есть в то же время «таинственная» вещь, ибо тут «дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце человека». Борьба идет под прикрытием красоты. Уж поистине можно сказать: не красота спасет мир, но красоту в мире нужно спасать.
Мысли Достоевского
чрезвычайно присуща
Философия Ф. М Достоевского - это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию. Вместе с тем для Достоевского, как части русской философии характерна, так называемая” философия предупреждения. Ее лейтмотив - нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20 века. Этот жанр не имел по сути аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.
Философия Ф. М. Достоевского религиозна, по крайней мере, характер его философствования, обычно связан с православием, восточнославянским мировосприятием. Не случайно Н. А. Бердяев писал: ”Русские не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путём, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому, поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего даётся лишь цельной жизнью духа, лишь полнотою жизни».
Творчество
Ф. М. Достоевского порой противоречиво
и неадекватно, часто наполнено
труднопонимаемым мистическим оттенком,
его мысли зачастую наполнены
религиозной утопией, но бесспорно
одно - это великий прорицатель будущего
России, это часть великой русской мысли.
ИСТОКИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма, произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х годов, он исповедовал идею почвенничества, для которой была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. По сути, произошел коренной перелом в идеалах, и сегодня можно лишь поражаться прозорливости русских мыслителей 19 века (Ф. М. Достоевскому, Вл. Соловьеву), которые отказывались видеть существенное различие между “социализмом” готовившимся русскими “бесами”, и той самой буржуазностью, которой “социалисты объявили перманентную войну, стоившую народу десятки миллионов человеческих жизней. По сути таковой была цель победы «научных идей» западничества над ненаучной идеей их оппонентов. Но в эпоху творчества Достоевского спор идеологий не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории (философии, религии, истории, гносеологии).
Благодаря своей гениальной прозорливости, Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого человека, то есть - его нравственных устоев. Человек, как личность - занимает в творчестве писателя основное место. Автор размышляет над причинами уничтожающими личность. И, по сути, он дает свои рекомендации - очищение нравственности происходит через страдания. Он, несомненно, понимал, что данное общество губит людей, а изменение его революционными методами - это то же вариант, только “на изнанку”. Достоевский глубже и ярче всех выразил идею сочетания свободы воли с абсолютно - моральным законом.
Исследуя человека, автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности, сколько на суть сформировавшегося человека. Его интересует человек, смысл его существования, суть его личности-то есть спектр основных вопросов философии. Определить суть человека не просто. Мы умеем анализировать его разум и сознание, посредством самого сознания. Но по Достоевскому, человек не сводиться лишь к сознательному субъекту. Он подчеркивает ограниченность разума в познании человека. Разум познает в человеке не лишь себе подобное и сводит человека к тому, что он познал.
Лучшие люди, в произведениях Достоевского, это люди сердца, чувств. И поэтому они ставят сердце на первое место. Этим важным моментом подчеркивается особое место русской философии. В это время она выдвинула и защищала иную систему ценностей, иные цели и идеалы, нежели просвещенная, цивилизованная Европа. Рациональному знанию и иррациональной воле Достоевский противопоставил русскую духовность, ”несвоевременные мысли” и ”архаические” понятия любви, долга, морали. В этом по сути безусловная “слабость”, но и величайшая сила Достоевского, как мыслителя и художника.
В своих
произведениях Достоевский
Следующей особенностью философского мышления Достоевского является отношение человека к религии, к богу, к моральным устоям церкви. Достоевский не был религиозным мистиком, все его творчество было антидогматично. В религии, а, прежде всего в боге, Достоевский видел идеал человека.
В ней его прельщала тяга к совершенству, духовному очищению. Естественно, привязка к православию плюс духовные начала в человеке - это и была так называемая “русская идея”, что, по сути, русские мыслители и противопоставляли “голодному” разуму европейской философии. Религия подразумевает прощение человеку всех его грехов, искушение и любви к ближнему. Эти постулаты и взял на вооружение Достоевский.