Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:29, реферат
Русская философия - сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко в глубь национальной истории. Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление. Само же явление появляется с обретением формы, характерной или соответствующей своему содержанию.
Введение………………………………………………………………….………3
Этические и эстетические взгляды Достоевского……………………..3
Истоки философских идей Ф. М. Достоевского……………………...6
”Русская идея” ………………………………………………………………….8
Великий прорицатель России ……………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………………11
Вопросы, литература………………………………………………………..13
Говоря о творческом наследии Ф. М. Достоевского, мы сразу наталкиваемся, на ряд особенностей: во-первых, многие его идеи, мысли имеют неединичную интерпретацию, его идеалы имеют множество толкований, так как язык Достоевского, как философа, это язык притчи, вторая особенность, которая однозначно вытекает из первой - это не до конца исследованное творчество, об этом говорят в частности многие авторы. Все это накладывает определенный мистический оттенок на его философию. Но вместе с тем можно однозначно, сказать, что для Достоевского, как гуманиста, нравственные идеалы человечества стоят на первом месте. Для него любовь к ближнему превыше всего - она стоит вне времени, вне нации.
Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человека – божества и путь богочеловека.
Путь человека - божества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя – вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека. Философские взгляды Достоевского: особенности и философская тематика.
Ф.М.Достоевский 
в своих общественно-политических исканиях 
пережил несколько периодов. Увлекался 
идеями утопического социализма. Затем 
в его взглядах произошел перелом, связанный 
с усвоением религиозно-нравственных 
идей. Отказался от революционной борьбы. 
Исповедовал идеи почвенничества, для 
которых характерна религиозная ориентированность 
философского осмысления судеб русской 
истории, противопоставление России и 
Запада. Вся история человечества с этой 
точки зрения представлялась как борьба 
за торжество христианства. Русский народ 
- миссия, носитель высшей дух истины, он 
призван спасти человечество через "новые 
формы жизни, искусства" благодаря широте 
его "нравственного захвата". Идея 
архетипа в народе, в России - братские 
связи и христианское единение. Против 
как капиталистического, так и атеистического 
социализма, идея русского социализма. 
            
Место, которое занимает 
- заступник "униженных и оскорбленных" (Н.А. Добролюбов);
- пророк русской революции (Д.С. Мережковский);
- больная совесть русского народа (М. Горький);
- жертва Эдипова комплекса (3. Фрейд);
- догматик и православный иезуит (Т. Масарик, 1850- 1937 - чешский философ, культуролог, политик);
- аналитик 
человеческой свободы (Н.А. Бердяев).  
 
Вопросы:
Литература:
1. Горелов 
А.А. Философия: учебное 
3. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя 1877 (сентябрь- декабрь)-1880 (август) // Полное собрание сочинений / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1984. - Т. 26.
5. Лаут, Р. 
Философия Достоевского в 
7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
3. Замалеев 
А. Курс истории русской 
7. Русская идея. Сост. и авт. вступ. статьи Маслин. М. А. М. , Республика. 1992
8. Райнхард Лаут. Философия Достоевского. М. , Республика. 1996
9. Селезнев Ю. Достоевский. ЖЗЛ. М. , 1985Философия Ф.М. Достоевского