М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях А. П. Шан – Гирея

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 15:21, реферат

Краткое описание

В последнее время стали много говорить и писать о Лермонтове; по этому случаю возобновились упреки, давно уже слышанные мною от многих родных и знакомых, зачем я не возьмусь описать подробностей его жизни. Мне тяжело было будить в душе печальные воспоминания и бесплодные сожаления; притом же, сознаюсь, и непривычка к литературной деятельности удерживала меня. «Пусть,— думал я,— люди, владеющие лучше меня и языком и пером, возьмут на себя этот труд: дорогой мой Мишель стоил того, чтоб об нем хорошо написали».

Оглавление

I.Введение.
1.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях А. П. Шан – Гирея.
II.Жизнь поэта до ссылки на Кавказ.
III.Лермонтов на Кавказе.
1.Кавказ в жизни поэта.
2.Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю.Лермонтова.
a.Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю.Лермонтова.
b.Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова.
c.Отличительные черты кавказского характера в произведениях Лермонтова.
d.Изображения Кавказа в живописи Лермонтова.
IV.Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.
V.Заключение. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.
VI.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 74.04 Кб (Скачать)

   В крепостной России сороковых—шестидесятых годов XIX века, когда «все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками»1, имя Лермонтова — поэта революционного отрицания — воспринималось в одном ряду с именами Герцена и Белинского.

   Лермонтов не был революционером, но его творчество революционизировало читающую публику. Он не звал, как впоследствии Чернышевский, к «топору» крестьянские массы, но в своих произведениях оправдывал крестьянские восстания, расправу крестьян со своими эксплуататорами.

   А. И. Герцен, порожденный декабристским движением и впоследствии в своем идейном развитии подошедший к диалектическому материализму, говорил, что «к несчастью слишком большой проницательности он (Лермонтов. — С.И.) прибавил другое — смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности... Никто не хотел видеть, сколько боролся этот человек, сколько он выстрадал, прежде чем решился высказать свои мысли». 

   Н. А. Огарев в стихотворении на смерть Лермонтова называл поэта «братом»:

                  

                  Мой бедный брат! Дай руку мне,

                  Оледенелую дай руку,

                  И спи в могильной тишине.

                  Ни мой привет, ни сердца муку

                  Ты не услышишь в вечном  сне...

              
 
 

    1. Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений в 15 томах, т. II,                                                                                                                изд. АН СССР, М, 1949, стр. 502.
    2. А. И. Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, т. VIII,

                        изд. АН СССР, М., 1956, стр. 145.

    1. Там же, стр. 107
    2. В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 19, стр. 294—295.
    3. В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 2, стр. 473.
    4. А. И. Герцен, т. VII, стр. 225.
    5. Н. А. Огарев, Стихотворения и поэмы, «Малая   библиотека  поэта», Гослитиздат, М., 1953, стр. 32, 
 

   Лермонтов был страстным борцом, никогда  не утихала в нём жажда действования, дерзновения, борьбы. В его творчестве заключена действенная энергия, столь близкая, столь родственная нашему времени – эпохе героической борьбы за новую жизнь. Поэт смотрел в будущее, «я полон весь мечтами о будущем», - писал он. Он страстно желал полного раскрепощения человека и общества и, глядя в будущее, видел свободного человека на свободной земле, где все равны, где нет насилья, нет зла.      

    Лермонтов верил, что такое время придет, что новые поколения будут жить в счастливом веке, в свободной России, вера питала его страсть борца, укрепляла любовь к своему народу, народу-титану, рождающему гениев.

   Он  был русским национальным поэтом, мечтал о том времени, когда в  русских журналах, заполняемых преимущественно  переводами из иностранных авторов, будут печататься произведения русских писателей, сам хотел издавать такой журнал. Но ему была чужда национальная ограниченность, его мысли обращались к народам всех стран, ко всем угнетенным, закабаленным. Он воспевал народы, живущие под гнетом, гонимые, жаждущие свободы, безотносительно к их национальной принадлежности, к расе, языку. Русские, горцы, литвины, испанцы, евреи — герои его произведений. Он черпал вдохновение в поэтическом творчестве всех народов, в русских былинах, грузинских песнях, казацких сказаниях, восточных легендах и сказках.

   Лермонтов — ученик и продолжатель Пушкина. Он, как и Пушкин, начинал свой творческий путь с романтических произведений, но уже в юношеские годы в его творчестве возникают гражданские мотивы, к зрелой творческой поре (вторая половина тридцатых годов) он становится на реалистические позиции. Лермонтов был самобытным, народным поэтом, он пришел к реализму, к жизненной правде, он сделал свою литературу естественной, «натуральной» (выражение Белинского), отражающей действительность.

   Идеи  любви к родине, думы о счастье  народа, воодушевлявшие Пушкина, нашли свое развитие в лермонтовской поэзии. Но творчество Лермонтова было в то же время новым, самостоятельным и огромным по своему значению этапом в русской литературе. Белинский считал, что мы лишились в Лермонтове поэта, «который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина»1. Именно — по содержанию: «Равен ли по силе таланта или еще и выше Пушкина был Лермонтов — не в этом вопрос: несомненно только, что даже и не будучи выше Пушкина, Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзиею несравненно высшее по своим требованиям и своему характеру время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина» 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. XII, изд. АН СССР, М., 1956, стр. 84—85.

2 В. Г. Белинский, т. VII, стр. 105, 
 

                                                                                 V. Заключение

                                                  Значение творчества Лермонтова в развитии

                                                                                 русской литературы

   А.В.Луначарский, характеризуя социально-политическую сущность творчества Лермонтова, сказал: “Лермонтов является последним и  глубоко искренним эхом декабристских  настроений”.

   Именно  поэтому он стал продолжателем лучших прогрессивных традиций предшествующей ему литературы и прежде всего  творчества Пушкина. С творцом “Капитанской дочки” его связывают и ранние (образ кавказского пленника, Демона, поэта) и поздние произведения. В  “Герое нашего времени” путевые записи странствующего офицера явно перекликаются  с “Путешествие в Аразум”. Однако Лермонтов жил в иные годы, чем Пушкин. Подчеркивая это Белинский писал: “Лермонтов призван был выразить собою и удовлетворить своею поэзией несравненно высшее, по своим требованиям и своему характеру, время, чем то, которого выражением была поэзия Пушкина”. “Безвременье” положило на Лермонтова тяжелую печать, но не сломило его. Лермонтов возненавидел аристократическую среду умом беспощадного аналитика и сердцем, пламенно устремленным к справедливости. Но поэт не видел для себя твердой социальной опоры. Все это определило трагические мотивы его творчества. НЕ веря в ближайшую победу свободы, великий жизнелюбец утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего.

   Своим беспощадным критицизмом Лермонтов  явно сближается с Гоголем, но превосходит  его силой социально-политического  протеста и глубоким интеллектуализмом. Продолжая традиции декабризма, писатель в своих последних произведениях (“Мцыри”, “Демон”, “Герой нашего времени”) проявил и более глубокое понимание  исторических событий. Это превратило его творчество в “соединительное  звено между декабристами и демократической  русской культурой, формировавшейся  в 30-х и 40-х годах” и еще шире между дворянско-революционным и  революционно-демократическим периодами  русского освободительного движения.

   Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его  общества, увлекаясь мечтами о  социальном будущем, стал самым ярким  творцом гражданственно, философско-психологического романтизма.

   Реалистические  произведения Лермонтова возникают  в то время, когда романтические  творения в своей основе им уже  довершились. Лермонтов – последний  представитель революционно-дворянского  романтизма и зачинатель социально-психологического течения критического реализма.

   Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и  максимально сжатой, прозрачно-ясной  прозы. Его творчество вызывало страстные  споры. Современная ему реакционная  критика или резко отрицала, или  грубо искажая, ограничивала достоинства  его произведений. Реакционная и  примыкающая к ней либеральная  критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.

   Подлинное истолкование творчества Лермонтова –  самобытного писателя означившего  новый этап в развитии русской  литературы, дана революционная критика, начиная с Белинского. Белинский  увидел в нем народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план “нравственные вопросы  о судьбах и правах человеческой личности”, и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом  небосклоне 30-х годов “без соперников по величине и блеску”.

   Вслед за Белинским самые выдающиеся прогрессивные  критики, писатели, общественные деятели, литературоведы характеризовали его  творчество, художественное мастерство, роль в литературе словами благоговейного преклонения, восторженного восхищения и национальной гордости.

   Дооктябрьская прогрессивная критика внесла в  изучение творчества Лермонтова неоценимый вклад. Но только в советское время  идейный облик и мастерство писателя, его связи с предшествующим и  последующим литературным процессом  предстали во всей полноте и конкретности.

   Животворное воздействие Лермонтова ощутили  на себе и советские писатели: В.Маяковский, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, Е.Винокуров, Е.Исаев, С.Наровчатов, Н.Рыленко, А.Твардовский, В.Федоров и многие другие.

   “Лермонтов–прозаик, – заявил в 1939 году А.Н.Толстой,  - это чудо”.

   Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его  произведения – это высшие достижения поэтического обобщения не только отечественной, но и мировой литературы. Влияние  Лермонтова испытывали и испытывают поэты Армении, Грузии, Азербайджана, Украины и многих других народов. 
                                                     V Список литературы

  1. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/87985/
  2.      http://revolution.allbest.ru/literature/00003673_0.html
  3. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников «серия литературных мемуаров»

    ( А. П. Шан – Гирей)

  1. С. В. Иванов «М. Ю. Лермонтов жизнь и творчество» (Вступление)

Информация о работе М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях А. П. Шан – Гирея