Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 15:21, реферат
В последнее время стали много говорить и писать о Лермонтове; по этому случаю возобновились упреки, давно уже слышанные мною от многих родных и знакомых, зачем я не возьмусь описать подробностей его жизни. Мне тяжело было будить в душе печальные воспоминания и бесплодные сожаления; притом же, сознаюсь, и непривычка к литературной деятельности удерживала меня. «Пусть,— думал я,— люди, владеющие лучше меня и языком и пером, возьмут на себя этот труд: дорогой мой Мишель стоил того, чтоб об нем хорошо написали».
I.Введение.
1.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях А. П. Шан – Гирея.
II.Жизнь поэта до ссылки на Кавказ.
III.Лермонтов на Кавказе.
1.Кавказ в жизни поэта.
2.Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю.Лермонтова.
a.Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю.Лермонтова.
b.Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова.
c.Отличительные черты кавказского характера в произведениях Лермонтова.
d.Изображения Кавказа в живописи Лермонтова.
IV.Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.
V.Заключение. Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.
VI.Список литературы.
А в «Герое нашего времени», в тексте «Бэлы», Лермонтов пишет: «Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину... Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами...»
Значит, Лермонтов знал легенду о любви Гуда и, по-видимому, не случайно перенес действие «Демона» на берега Арагвы. Есть основание полагать, что легенда о любви злого духа к девушке-грузинке оплодотворила первоначальный сюжет. Безликая монахиня из первой редакции «Демона» превратилась в красавицу Тамару, дочь старого князя Гудала. В новой редакции изменился и жених Тамары — «властитель Синодала», удалой князь. Его, а не ангела противопоставляет Лермонтов любви демона в поэме. Это изменение сюжета могло быть подсказано Лермонтову преданием о ревности горного духа к Возлюбленному красавицы Грузинки.
Другие следы кавказских легенд и преданий можно найти в стихотворении «Тамара».
На одном из рисунков Лермонтова, перекликающегося со стихотворением, мы видим изображения Дарьялского ущелья и так называемого «Замка Тамары», в стихотворении же сказано:
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале…
С этой башней связано множество легенд. В одном из вариантов легенды о Дарьяльской башне историк грузинской литературы А. С. Хаханашвили обнаружил имя «беспутной сестры» Тамары. Ее звали... Тамарой. Предание это повествует о двух сестрах, носивших одно и то же имя. Благочестивая Тамара жила в башне близ Ананури, другая — волшебница Тамара — в замке на Тереке. Эта волшебница, зазывая к себе на ночь путников, утром обезглавливала их и трупы сбрасывала в Терек. Ее убил заговоренной пулей русский солдат. Труп ее был выброшен в Терек, замок развалился, имя чародейки Тамары проклято.
Отмечая раздвоение образа Тамары в этой легенде, профессор Хаханашвили первый обратил внимание на сходство ее с той легендой, которая послужила сюжетом лермонтовского стихотворения.
Кроме «Демона» и «Тамары» мотивы кавказского фольклора можно найти в поэме «Мцыри».
На
создание центрального эпизода поэмы
«Мцыри» – битвы с барсом –
Лермонтова вдохновила распространенная
в горной Грузии старинная песня
о тигре и юноше, одно из самых
любимых в Грузии произведений народной
поэзии.
c)
Отличительные черты
кавказского характера
в произведениях Лермонтова
Мироощущение поэтом темперамента и менталитета южных народов отразилось во многих его произведениях: «Бэла», «Дары Терека», «Беглец», и другие.
Черкесский строгий взгляд на доблесть, бесспорная для черкеса истина – идея защиты родины ценою жизни вдохновили Лермонтова, и он создал поэму «Беглец», вложив в неё особенно его самого в то время волновавшую идею патриотического подвига. Поэма написана после пребывания на Кавказе в 1837 году.
На Кавказе, где умели сражаться за родину и свободу, и знали трудную цену подвигу, и презирали измену, Лермонтов услышал песню о том, как молодой горец вернулся из боя, не отомстив за смерть павших в сражении. По содержанию и духу песня очень близка созданному поэтом произведению. Таким образом, «Беглец» тесно связан с народной поэзией черкесов, произведение как нельзя более близко кавказскому пониманию о подвиге и кровном родстве.
Беглеца отвергли все, отвергла и мать. Узнав, что он, не отомстив за смерть отца и братьев, бежал с поля битвы, мать не позволяет ему войти в родной дом.
Проклятья, стоны и моленья
Звучали долго под окном;
И наконец удар кинжала
Пресек несчастного позор…
И мать поутру увидала…
И хладно отвернула взор.
Когда фашистские войска подступили к Кабардино-Балкарии, редакция нальчинской газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» печатала «Беглеца» и распространяла его широко по горским селениям.
В поэме «Мцыри» автор касается той же темы, что и в «Беглеце» . Темы родины, темы предков. Если беглец преступился почитанием семьи и понятиями о чести поколений, живших столетиями до него, то Мцыри, напротив, стремится к своим корням. Стремится настолько, что совершает безумный поступок – бегство из монастыря. Юноша много говорит о желании иметь судьбу предков:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
В какой-то мере, эти два представителя одного этноса беглец и Мцыри противопоставлены друг другу.
Сам же Лермонтов не от имени лирических героев, а от своего имени пишет так о людях Кавказа:
«Как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит».
Восточные женщины Лермонтова не лишены изящества, они, наоборот, прекрасны: Тамара из «Демона» и Бэла – яркие тому примеры.
Белинский пишет так про одну из сцен в «Бэле» :
«Он взял её руку и стал её уговаривать, чтобы она его поцеловала, она слабо защищалась, только повторяла «поджалуста, поджалуста, не нада, не нада!».
Какая
грациозная, и, в то же время какая верная
натуре черта характера! Природа нигде
не противоречит себе, и глубокость чувства,
достоинства и грациозность непосредственности
так же иногда поражает и в дикой черкешенке,
как и в образованной женщине высшего
тона. Слыша «поджалуста, поджалуста»
вы видите перед собой эту очаровательную,
черноокую Бэлу, полудикую дочь вольных
ущелий, и вас так же поражает в ней эта
особенность женственности, которая составляет
все очарование женщин».
d) Изображения Кавказа в живописи Лермонтова
Лермонтову – писателю всегда помогал Лермонтов-художник.
Наиболее
интересны пейзажи, выполненные маслом,
— «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с
саклей» («Военно-Грузинская дорога близ
Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса»,
«Окрестности селения Карагач» («Кавказский
вид с верблюдами») и другие (все 1837— 1838).
Любая кавказская панорама Лермонтова
— это как бы малый фрагмент вселенной,
тем не менее выразивший всю бесконечность
мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся
на склонах гор, представляются зрителю
естественными вкраплениями в природный
ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки
людей — всадники, погонщики и верблюды,
грузинки набирающие в Куре воду, — подчинены
изначально заданному ритму; их малый
масштаб подчеркивает космическую безмерность
целого. Но несмотря на романтическую
интонацию, лермонтовские панорамы, как
показал исследователь его творчества
Ираклий Андроников, во многом совпадают
с реальной топографией изображаемых
мест, а кроме того, с описанием этих мест
в произведениях.
В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудесных горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из «Бэлы». Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока. А выше на фоне голубого неба белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.
Невольно на память вместе с текстом романа приходят строки из письма поэта к Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно-Грузинской дороги: «Лазил на снеговую (Крестовую) гору, на самый верх, что не совсем легко – оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объединить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам, хандра к черту, сердце бьется , грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь»
Но при всем правдоподобии картины мы, к сожалению, не сможем отыскать на натуре её подлинный прообраз, да и в описании Крестового перевала по роману имеются расхождения с рисунком. Некоторые лермонтоведы пытались объяснить это собирательным характером картины и элементами художественной фантазии автора. Но это не соответствует истине. Дело в том, что лермонтовский пейзаж, как это подметил один из исследователей А. Симченко, представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа, Лермонтов некоторые свои рисунки автолитографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям.
До нашего времени дошли четыре оттиска одного из таких рисунков, причем два из них раскрашены акварелью. Очевидно, и свою картину «Вид Крестовой Горы» Лермонтов писал с литографированного рисунка. Искажение же подлинных масштабов было связано с желанием вместить в ограниченный формат живописную панораму гор, которой поэт всегда восхищался.
Перевернем
пейзаж на картине в подлинном его развороте,
и все станет на свои места. Перед нами
изображение реального вида со склона
Гуд-горы на Чертову долину и гору Крестовую.
И если обратимся тексту «Бэлы», то
увидим, что изображение картины полностью
совпадает с описанием этого места в романе.
Даже время суток на картине, о котором
можно судить по характеру освещения и
направленности теней, точно соответствует
описанию переезда через перевал в «Бэле».
Лермонтов погиб двадцати шести лет, в самом начале расцвета своего таланта, был «отнят смертью у русской литературы, далеко не достигнув полного развития своих сил» и «в будущем обещал несравненно более того, что успел сделать» . Но его творческое наследие столь велико и столь замечательно, что по праву имя Лермонтова стоит в первом ряду великой русской литературы, рядом с Пушкиным.
В крупнейших исторических событиях начала девятнадцатого века Лермонтов не мог принимать участия. Отечественная война 1812 года, раскрывшая перед всем миром патриотизм и мужество русского народа и обострившая исконные свободолюбивые стремления русского человека, закончилась до рождения поэта. В год восстания декабристов — крупнейшего этапа русского освободительного движения девятнадцатого века — Лермонтов был еще ребенком. И все же мировоззрение поэта, как и всех передовых людей того времени, складывалось под впечатлением исторических событий 1812—1825 годов.
Творчество Лермонтова (1828—1841) протекало в эпоху тридцатых-сороковых годов прошлого столетия, характеризовавшуюся жесточайшей царской реакцией, последовавшей после подавления декабристского движения. То было время, когда «за одно смело сказанное слово — годы ссылки, белого ремня, а иногда и каземат». Атмосфера трусости, ренегатства охватила дворянское общество, выдвинувшее в свое время декабристов. Но ни террор, ни репрессии не могли подавить освободительные стремления передовых русских людей, погасить ненависть к самодержавно-крепостнической власти, «деятельность, скрытая наружи, закипала, таясь внутри».
«Эпоха крепостная (1827—1846 гг.),— писал В. И. Ленин,— полное преобладание дворянства. Это — эпоха от декабристов до Герцена. Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ»3.
К числу этих «лучших» людей принадлежал и Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт-гражданин, наследник и продолжатель дела Пушкина. В мрачную, жестокую эпоху николаевской реакции он смело разоблачал в своих стихах крепостное рабство и политическое угнетение, обличал царских сатрапов, «жадною толпою» стоящих у трона, боролся за освобождение человеческой личности, противопоставлял дворянско-аристократическому обществу гордых, сильных, смелых людей, с пламенными чувствами, несгибаемой волей. Своих положительных героев он находил в народе. «Раб и сирота» Арсений, простой русский солдат в «Бородино» и «Валерике», безвестный юноша мцыри, заточенный в монастыре, мужественный! смелый, умеющий постоять за свою честь Степан Калашников, бедный чиновник Красинский, мать-казачка, крепостные крестьяне, восстающие против помещичьей власти,— таковы его герои, обреченные «не легкой доле, но битвам, родине и воле», готовые бороться «за святую правду-матушку».
Великий художник слова гневно отрицал самодержавно-крепостническую действительность, прославлял свободу. Его поэзия была мощным оружием передовой общественной мысли, вселяла уверенность в силы народа, звала в будущее. Он воспринял декабристские плен, продолжил и развил их в своем раннем творчестве. Он пошел дальни- декабристов, его взгляды были шире и глубже, он смотрел далеко вперёд. От декабристской борьбы против царя-тирана Лермонтов перешел к отрицанию всех устоев самодержавно-дворянского общества, боролся против основы основ николаевского строя — против крепостничества, за раскрепощение крестьянской России.
Информация о работе М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях А. П. Шан – Гирея