Лингвистические особенности текста печатных публицистических изданий в процессе формирования информационной компетенции при обучении ч

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 06:38, дипломная работа

Краткое описание

В современном мире каждый человек должен обладать рядом компетенций, одна из которых информационная компетенция. Умения работать с информацией во многом определяет будущее положение человека в обществе, а один из способов развития информационной компетенции – чтение англоязычных газетных статей. Англоязычная газетная статья – источник живого современного английского языка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Компетенции в современном образовании и их виды 5
1.2 Информационная компетенция и способы ее формирования на уроке английского языка 10
1.3 Лингвистические особенности газетно-публицистического стиля 13
1.4 Употребление сленга в газетных статьях 17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 20
2.1Сущность понятия «чтение» 20
2.2 Важность использования газетных статей на уроке английского языка 26
2.3 Анализ УМК 28
2.4 Подбор дидактических материалов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 265.18 Кб (Скачать)

 Основная цель работы  с газетными текстами - научить старшеклассников читать про себя с беспереводным пониманием, так как только такой вид чтения дает возможность учащимся сосредоточиться на смысловой стороне текста, научить их извлекать из текста информацию. В этом и заключается одна из главных практических целей обучения иностранному языку. Перевод же не содействует, а зачастую мешает понять смысл текста, так как отвлекает учащихся на операцию по перекодированию иноязычного текста в русский, поэтому следует подбирать несложные газетные статьи, которые бы убеждали учащихся в том, что можно понять читаемое без знания всех слов, прибегая к языковой догадке, не фиксируя внимания на неизвестных словах, то есть без перевода [Чернина 1989].

Однако, не смотря на трудности, которые могут возникнуть при  использовании газетных статей на уроках, они являются источником живого современного английского языка и служат отличным дополнением к основному учебнику.

2.2 Анализ УМК

Основой для подборки заданий является учебник английского языка Гроза О. Л. «New Millennium English». Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по иностранному языку выпускник должен обладать основными навыками чтения «аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей)», а так же обладать и в дальнейшем развивать все основные виды чтения:

-         «ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;

-         изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);

-         просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта».

Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события/факты; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую/интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному.

Мы проанализировали учебник New Millennium на наличие аутентичных газетных статей и получили следующие результаты (Таблица 1):

 

Всего упражнений

Количество упражнений с использованием аутентичных газетных статей

% содержание упражнений с использованием  газетных статей от общего кол-ва упражнений

Unit I

30

2

»6,7%

Unit II

33

2

»6,1%

Unit III

32

3

»9,4%


Таблица 1. Процентное содержание аутентичных  газетных статей в учебнике

На основе анализа учебника удалось  выявить, что в учебнике не достаточно упражнений с использованием аутентичных газетных статей, поэтому нам необходимо подобрать ряд газетных статей и упражнения для работы с ними.

Учебник New Millennium для 10 класса предлагает для рассмотрения следующие темы: “A good start in life”, “Identity”, “Computers”, “A time to celebrate”, “Family issues”, “Sports”, “Animals”, “Root of all evil?”[Гроза 2004].

 

 

2.2 Подбор дидактических материалов

В данном параграфе мы подберем газетные статьи в соответствии с темами, предложенными в учебнике, и разработаем  комплекс упражнений с учетом предполагаемого  уровня владения языком.

Первая тема рассматривает “Travelling” как одну из разделов, поэтому в качестве аутентичного материла, мы подобрали статью из Британской газеты «The Telegraph».

Smart Electric trial

Mike and Kathy Smyth are willing guinea pigs in the new trial of the battery-electric Smart. If only they could get their hands on one…

The Electric Smart first turned a wheel in 2006 

By Andrew English 3:58PM GMT 29 Nov 2010

Mike and Kathy Smyth's normal transport consists of a Saab 9-3 and a venerable Rover 216, but their fleet will soon boast the latest in battery-electric transport, an experimental Smart lithium-ion battery car on a three-year trial lease.

For £250 a month plus servicing costs and the installation of a dedicated recharging spur in their detached garage, the couple will be running a two-seater Smart providing valuable data to the 100-vehicle trial programme run by Mercedes-Benz, energy supplier EDF and Oxford Brookes University, with funding from the Government's Technology Strategy Board.

The Smyths are well aware of the criticisms of wealthy middle classes wanting to trial electric vehicles as second or third cars, but counter that saying that they are both keen to help promote the technology and (just as important) the infrastructure that will establish both battery-electric and plug-in hybrids as viable transport of the future.

Both are keen environmentalists. Mike is the current chair of the Friends of the Earth Trust charity and Kathy campaigns full-time on climate change and related issues. "We want an electric car so we can reduce our own carbon emissions," says Kathy, "and we would like to show people in Surrey that battery-electric cars are a viable alternative to petrol and diesel, as well as campaigning for the installation of charging facilities in towns such as Guildford and Farnham."

"It's also a hoot to drive," adds Mike with a grin.

Being selected to take part in the trial has been a prolonged process and the couple are waiting for EDF to fit a recharging point before they can take delivery of their Smart. They have already started to think of the milestones ahead, however. Kathy is keen to drive it to London, where there is already a charge point near their flat, but a bigger trial awaits in the form of a Surrey-to-Watford run to watch Mike's team at home fixtures. "It's about 40 miles from here, but I'm not sure whether there is a recharging point," he says.

For everyday use, the Smart will be their main car, since almost all of their journeys are well within its claimed 80-mile range and seldom involve more than two passengers. "We'll keep my Rover for the moment as we need to see how reliable the Smart is. We'll also be lending the Smart to friends who are thinking of taking the plunge," says Kathy.

It's going to be something of an adventure and we'll be covering the highs and lows.

 

Дотекстовый этап

              1. Историческая справка о газете “The Telegraph”, актуализация грамматических навыков.

Read the text about The Telegraph newspaper. Put the verbs in brackets into the correct tense. There are examples of active and passive voice.

 

The Telegraph

The Daily Telegraph and Courier _______(found) by Colonel Arthur B. Sleigh in June 1855 to air a personal grievance(недовольство) against the future Commander-in-chief(главнокомандующий) of the British Army, Prince George, Duke of Cambridge. Joseph Moses Levy, the owner of The Sunday Times, _____(agree) to print the newspaper, and the first edition _______ (publish) on 29 June 1855. The paper ____(cost) 2 penny and ______(be) four pages long. It was not a success, however, and Sleigh ____(be) unable to pay Levy the printing bill. Levy ___(take) over the newspaper, his aim being to produce a cheaper newspaper than his main competitors in London, the Daily News and The Morning Post, to expand the size of the overall market.

Учитель задает вопросы  к тексту, ученики отвечают:

      1. What was the first name of The Telegraph?
      2. Who founded the newspaper?
      3. How many did it cost?
      4. Who was Joseph Moses Levy?
              1. Учитель пишет заголовок статьи («Smart Electric trial») и опорные фразы (This article is about…, The topic of the article is…) на доске и просит учеников высказать предположения о возможном содержании данного текста по этому заголовку, перечень поднимаемых в нем тем. Упражнение способствует развитию догадки на смысловом уровне.
              2. Учитель раздает учащимся статью, предлагает посмотреть на картинку и сказать, о чём говорится в данном тексте.
              3. Учитель знакомит учеников с новой лексикой для снятия трудностей лексического и грамматического характера.

Willing – добровольный

Guinea pig – здесь «подопытный кролик»

Trial – испытание, проба

Lease – сдача внаём

To get one’s hands on – разбираться в чем-либо

Venerable – многоуважаемый, почтенный

Valuable – ценный

Rover – ленд-ровер (легковой автомобиль "вездеход")

Saab – 1) СААБ, Шведская авиационная компания (промышленный гигант, занимающийся производством разнообразной техники от спутников до автомобилей) 2) сааб (автомобиль, выпускаемый фирмой СААБ)

Boast – хвастаться, хвалиться

Lithium-ion battery - ионно-литиевая батарея

£ - фунт стерлингов

Installation – установка оборудования

Dedicated – предназначенный для этого

Recharging spur – зарядное устройство

Supplier – поставщик

EDF – европейский фонд развития

Oxford Brookes University - motor-vehicle industry

Keen – стремящийся

Promote – продвигать

Plug-in – включать вилку в розетку

Viable – жизнеспособный

Environmentalist – защитник окружающей среды

Carbon – углерод

Petrol – бензин

Grin – усмешка

Select – выбирать

Prolonged – затянувшийся

Recharging point – розетка для подзарядки

Delivery – доставка

Milestone – здесь миля

Fixtures – приспособление, прибор

Reliable – надёжный

Lend – дать в долг

Plunge – окунаться

Учитель раздает ученикам листы  со словами и дает задание найти  их в тексте и подписать строчку  находится, в листе со словами.

Затем учитель просит учеников выписать из списка 10 слов, которые, по их мнению, пригодятся им в будущем.

Учитель обращает внимание учеников на словосочетание “couple are”, объясняет причины употребления глагола во множественном числе.

 

              1. Упражнение, направленное на обучение языковой догадке:

«Просмотрите слова, выделенные жирным шрифтом, попробуйте перевести их, проводя  параллели с русским языком».

Ученики высказывают свои догадки.

Текстовый этап

              1. Учитель дает задание за определенное время прочитать весь текст и понять его общее содержание. Данное задание направлено на развитие умения ознакомительного чтения.
              2. На доске написаны заголовки для всех смысловых частей текста:

Абзац 1 (2-10)

“A new addition to the Smyth’s fleet”

Абзац 2 (11-15)

“Terms of the experiment”

Абзац 3 (16-20)

“Counter the criticism”

Абзац 4 (20-27)

“Fight against pollution of the environment”

Абзац 5 (28-34)

“Waiting for the Smart”

Абзац 6 (35-41)

“Plans for usage”

Учитель дает задание соединить  заголовки с частями текста, к  которым они относятся.

              1. Учитель дает задание, определить какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

fleet (8 строка)

I сущ.

1) военно-морской флот 

Syn: armada, navy

2) флотилия

Syn: flotilla, convoy

3) парк (автотранспортный, самолётный  и т. п.), депо 

II

1. прил.

1) быстрый; быстроходный, скорый; стремительный 

Syn: quick, fast, swift

2) проворный, шустрый; лёгкий (в движениях) Syn: nimble

2. гл.

1) быстро двигаться; торопиться, спешить Syn: hasten

2) скользить по поверхности чего-л. 

3) уст. быстро протекать, проходить (о времени)

4) мор. менять местоположение

 

counter (17 строка)

I сущ.

1) тот, кто считает, вычисляет 

2) тех. счётчик; тахометр

3) фишка (обычно для счёта  при игре в карты) 

4) шашка (в игре)

5) конторка; прилавок 

II

1. сущ.

1) нечто обратное; противоположность 

Syn: contrary 1., opposite 2.

2) спорт. встречный удар (в боксе или фехтовании)

3) задник (у туфли, ботинка, сапога)

4) спорт. выкрюк (элемент фигурного катания)

5) холка (у лошади)

6) мор. кормовой подзор

7) муз. альт, высокий тенор

2. прил.

противоположный, обратный, встречный 

Syn: opposed, opposite 1.

3. нареч.

обратно; в противоположном направлении; вопреки, против

4. гл.

1) противостоять; противоречить, возражать

Syn: oppose, encounter 2., contradict , controvert

  1. спорт. нанести встречный удар (в боксе)

 

emission (24 строка)

сущ.

  1. выделение, распространение (тепла, света, запаха)

Syn: emanation , effluvium

2) редк. выход, выпуск, издание (книги, журнала)

3) физ. термоэлектронная эмиссия

4) фин. эмиссия, выпуск в обращение (денежных средств)

 

hoot (27 строка)

I

              1. сущ.
  1. а) гиканье, крики

Syn: outcry , shouting

б) крик совы

2) разг. смех; смешная ситуация, казус

Syn: laugh

3) малая толика, малая степень,  малое количество 

2. гл.

1)   а) громко кричать; гикать, улюлюкать 

      б) выражать неодобрение  криками, улюлюканьем 

        Syn: shout

  1. а) ухать (о сове)

б) издавать звук, похожий на уханье совы

3) гудеть, свистеть (о гудке, сирене)

II межд.

ах, ты!, тьфу! (выражает сожаление, нетерпение, досаду)[6].

Упражнение направлено на обучение языковой догадке и работе со словарём.

              1. Учитель задает вопросы к тексту, ученики отвечают:
  1. What the article is about?
  2. Who are the main characters of the story?
  3. How many cars do they have?
  4. What the experiment is about?
  5. What are the terms of the experiment?
  6. Who conducts the experiment? Who funds it?
  7. What do wealthy middle classes want?
  8. What do they consider the transport of the future?
  9. What do the Smyths think about the experiment? Are they positive about it?
  10. Do they have any plans for the future connected with the Smart? What are they?
              1. Учитель читает предложение, задача учеников сказать правдиво это высказывание или ложно, объяснить почему.
      1. The place of action is America. (F)
      2. Mike and Kathy Smyth don’t have the Smart yet. (T)
      3. The main reason they take part in the programme is that they want to get some money. (F)
      4. There are only fifty vehicles in this trial programme. (F)
      5. The main problem the Smyths came across is lack of the recharging points. (T)
      6. The Smyths are going to use the car only for long-distance journeys. (F)
      7. They won’t let anyone to drive their Smart.(F)

Информация о работе Лингвистические особенности текста печатных публицистических изданий в процессе формирования информационной компетенции при обучении ч