Киреевский Петр: собиратель фольклора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:45, доклад

Краткое описание

«Кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…» - так говорил известный собиратель и издатель народных песен, талантливый публицист и переводчик, славянофил Киреевский Петр Васильевич.
Он родился по старому стилю 11 февраля 1808 года в родовом дворянском гнезде Киреевских селе Долбино Калужской губернии. Поместье было пожаловано семье Киреевских лично государем Михаилом Федоровичем.

Файлы: 1 файл

Kireevsky_na_pechat.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

 «Кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…» - так говорил известный собиратель и издатель народных песен, талантливый публицист и переводчик, славянофил Киреевский Петр Васильевич.

Он родился по старому  стилю 11 февраля 1808 года в родовом дворянском гнезде Киреевских селе Долбино Калужской губернии. Поместье было пожаловано семье Киреевских лично государем Михаилом Федоровичем.

Петр Васильевич получил домашнее образование, говорил и писал на семи языках. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери, Авдотьи Петровны, известной переводчицы. Одним из первых воспитателей Киреевского был Василий Андреевич Жуковский.

Пройдет 15 лет, и сын Авдотьи Петровны Петр Киреевский приступит к созданию национального свода фольклора.

После переезда семьи Елагиных в Москву, их дом у Красных ворот становится одним из литературных центров Москвы. Там бывают члены кружка С. Е. Раич, А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев. Общественно - литературная среда тех лет играла заметную роль в формировании личности и мировоззрения Киреевского. Он посещает лекции в Московском университете и берет частные уроки у профессора А. Ф. Мерзлякова, А. А. Цветаева, И. М. Снегирева.

Получив в Германии самое лучшее по тем временам образование, он стал не западником, а славянофилом. Петр писал брату из Мюнхена: «Только побывши в Германии, вполне понимаешь великое значение Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевленность.»

Петр Васильевич писал мало и редко выступал в печати. Он дебютировал в 1827 г., опубликовав в «Московском вестнике» изложение курса новейшей греческой литературы.

           Осенью 1830 он приступает к собиранию фольклора. Столкновение Н. Языкова с П. Киреевским сыграла огромную роль для русской культуры. К моменту встречи они уже вполне осознавали важность записи и собирания фольклора, общались с людьми, являвшимися пропагандистами фольклорной работы. Поэт Н. Языков, гостивший в подмосковном имении Киреевских, сообщал своему брату: «П. Киреевский и я, мы возымели почтенное желание собрать русские песни и нашли довольно много еще не напечатанных и прекрасных»

Именно такую задачу — создать национальный фонд фольклора, как золотое зеркало всего  русского, — П. Киреевский и Н. Языков составили уже в самом начале, при первых записях. С 1831 собирательская деятельность Киреевского стала  фактом национальной культуры. Отныне он — центр и глава целого движения, у него, вслед за братьями Языковыми, появляются корреспонденты и помощники почти во всех губерниях России.

Интересно, что сама идея собирания песен принадлежала не Киреевскому, а Пушкину, это он привлек к участию в собирании песен Киреевского.

В письме к «милому другу и  брату Языкову» П.В. Киреевский 9 июля 1832 года сетует, что его собирательская деятельность не продвигается. Он пишет, что ему стыдно, что он до сих пор не собрал ни одной песни. «Однако и я не отстану, и скоро примусь за дела», - утверждает Петр Васильевич.

К весне 1833 г. жанровые интересы собирателей расширяются: они намереваются записывать не только стихи духовные и песни, но и сказки. 26 авг. 1833 Пушкин, Соболевский и Шевырев, встретившись в Москве, в доме Елагиных-Киреевских, приняли решение передать все свои записи и само дело издания большого собрания Киреевскому. Ему удается привлечь к делу собирания фольклора многих выдающихся современников, в том числе Н. В. Гоголя и А. В. Кольцова. Материалы начинают поступать к Киреевскому почти со всех концов России. К началу октября 1833 г. братья Языковы передали Петру Киреевскому целое собрание песен, которые составили основу всего, причем это были действительно записи «из уст народных».

 «Собрание Русских Песен будет не только лучшей книгой нашей литературы, не только одним из замечательнейших явлений литературы вообще, но что оно, если дойдет до сведения иностранцев в должной степени и будет ими понята,» - писал Киреевский, приходя к выводу, что большинство иностранных песен в сборниках «обезображенные и причесанные по последней картинке моды».

  [ П. Киреевский сравнивает последние 150 лет, т.е. эпоху Петра I и последующее столетие по разрушительности по отношению к народным традициям с татарским нашествием, которое в народной памяти всегда было наиболее страшным по характеру уничтожения народных традиций.]

От 21 апреля 1837 г. и Языков, и Киреевский пришли к согласию в том, что печатать нужно все песни «безо всяких издержек». Более чем за 10 лет до выхода сборника они видели, что надо издавать все, и планировали именно такое издание. В России и за ее пределами ждали издания Собрания песен.

 Все новые и новые собиратели примыкали к этому делу, которое постепенно превратилось в общенациональное. В предисловии к изданию «Русских Народных Песен» Киреевский приводит полный список своих вкладчиков, дающий представление о масштабах и значении издания. За внешне скупыми строками этого списка — подвиг целого поколения подвижников народной культуры пушкинской поры.

Но годы шли, а из-за цензурных запретов сборник песен оставался неизданным. В 1838 году здоровье Языкова было так плохо, что он долгое время не мог писать. П. Киреевский в это время отвозит больного Н. Языкова в Ганау на лечение. Дело издания песен было опять приостановлено.

 [П. Киреевский, находясь у истоков фольклористики, взял на себя труд и собирателя, и издателя, и исследователя «царственного дитяти», как называл он свое Собрание песен. Н. Языков и П. Киреевский уже к этому времени также поняли, что исследование песен — это труд многих ученых в будущем.]

В последние годы жизни П. Киреевский все время занят «приведением своих песен хоть в некоторый порядок». В 1852 четыре текста опубликованы в первом выпуске «Московского сборника» И. С. Аксакова. Киреевский подготовил тексты и для второго «Сборника», но сборник был запрещен.

26 окт. 1856 мать Киреевского, Авдотья Петровна, сообщит родным: «Петр скончался, как праведник, выдержавши терпеливо жестокую болезнь и тела и души». Похоронен Киреевский в Оптиной Пустыни.

 После смерти Киреевского его собрание было передано в Общество любителей российской словесности при Московском университете, которое в 60-е гг. и осуществило издание былин и исторических песен в 10 выпусках. Лирические песни из собрания Киреевского были изданы в 1911—29 гг.

Собрание песен Киреевского  давно уже получило известность  и признание в мировой науке. К нему и по сей день обращаются ученые— фольклористы и этнографы, историки литературы и писатели.

Важно отметить то, что Языковы, Киреевские обучали первых фольклористов-собирателей навыкам записи. Они оба учли весь предшествующий опыт русской фольклористики и обнародовали в своей «Песенной прокламации» самые передовые принципы, распространяя их среди своих провинциальных последователей. Правило «записывать сначала со слов», потом «поверять с голоса» остается важным и до сегодняшнего дня, оно имеет и объяснение: «люди, привыкшие петь песни, обыкновенно лучше вспоминают их, когда поют, нежели, когда сказывают».

Принцип точности записи также был выработан в кружке Языковых —Киреевского: «Песни... должны быть записываемы слово в слово, все без изъятия и разбора, не обращая внимания на их содержание, краткость, нескладность...». Идеологические пристрастия собирателей никак не сказались на их основном методе: записывать «все без изъятия».

Впервые они указали и  на значимость вариантов, необходимость  записывать разные варианты одной песни  или стиха: «...настоящая песня  открывается только при сличении многих списков, собранных в различных местах».

Эта методика записи стала  основой для последующих поколений  собирателей.


Информация о работе Киреевский Петр: собиратель фольклора