Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –выявить своеобразие раскрытия темы греха и возмездия в драме Островского «Гроза»

Цель достигается путем решения следующих задач:
1.Расмотреть драматургию, предшествующую творчеству
А.Н. Островского
2.Изучить особенности драматургии А.Н. Островского
3.Исследовать символику драмы «Гроза» и её роль в раскрытии темы
греха и возмездия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1.Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
§ 2. Особенности драматургии А.Н. Островского

Глава 2. Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 1.Символика и её роль в раскрытии темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личностью в драме
А.Н. Островского «Гроза»

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая литр.docx

— 76.70 Кб (Скачать)

 

Катерина  – русский народный характер, представляющие нравственные принципы, которые сложились  в процессе исторической жизни народа.

В трагедии столкнулись между собой два  мира – мир Кабанихи, мир собственности  и деспотизма, и мир Катерины, воплощающий народные представления  о человечности. Ее протест против мира мрака и самодурства нашел  выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу.

Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается  в чувство, словно в омут, тем самым  совершает тяжкий грех, изменив мужу.

Каждый  из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется  вовсе не однозначно. Обидев  человека, тем самым, совершив грех, человек  испытывает чувство вины, угрызения  совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит  о более серьезных грехах, покаяние не всегда приносит желаемое душевное умиротворение.

Так и  для Катерины ужаснейшая кара –  муки совести, а не людской суд. Поэтому  не людской суд, а угрызения совести  стали для Катерины настоящим  возмездием.

Таким образом, гибель главной  героини является и возмездием самодурам. Мы можем  сказать, что поступок Катерины был  действительно «вызовом самодурной силе». Значит, у «темного царства» есть надежда на светлое будущее, и в этом мире могут рождаться  люди, способные осветить это царство.

В драме  Островского показан сложный, трагический  процесс раскрепощения оживающей  души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь  сказывается и живучесть морали «тёмного царства», и шаткость этой морали.

Нравственные  проблемы, связанные с грехом и  покаянием, всегда волновали русскую литературу,  и именно душевная трагедия главной героини является  примеров.

Таким образом, тема греха и покаяния проходит через  творчество многих русских писателей. Огромное внимание они уделяли воспитанию в человеке нравственного чувства. Примечательно, что в свое время Т. Манн назвал русскую литературу «святой» именно за ее внимание к проблемам совести, греха, возмездия и покаяния человека.

А.Н. Островский показывает  нам, что возмездие неотвратимо приходит к человеку в разных формах: страшных видениях, снах, болезнях, гибели

Произведения  Александра Николаевича еще долго  будут привлекать умы и сердца читателей глубиной и широтой своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Дубинская А.И. А.Н. Островский очерк жизни и творчества. – М., 1951.- с. 3-23,88-157

2. Штейн А. Три шедевра А. Островского. – М.,1967.-  с. 7-62

3. Ревякин А.И.  Искусство драматургии А.Н. Островского. – М., 1974.- с.3-71

4. Лотман Л.М. Островский и [русская] драматургия второй половины XIX в. – М.: Наука, 1983—1994.- с. 62-75

5. Лотман Л.М. А. Н. Островский XIX в. –  М.: Наука, 1983. с. 55-70

6. Лотман Л.М. Драматургия тридцатых-сороковых годов. – М.,1955.- с.620-654

7. Островский А.Н. «Пьесы». – М.: Детская литература,2004.- с. 3-27

8. Русская трагедия пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. – М.: русская литература, 2002.- с. 41-46

9. Литература в школе 9,2006 «Тема греха и наказания, или  психологический отчет одного преступления».- с.18-21

10. Литература в школе 08,2008 «Об основном конфликте драмы «Гроза» А.Н. Островского».- с.21-23

11. Издательский дом первое сентября. Литература №18, 2004

12. Русская словесность 5, 2005 «Почему погибла Катерина».- с.30-31

13. Ревякин А.И. Гроза А.Н. Островского. – М.,1975.- с. 90-112,140-151,

215-230

14. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского. – Л., 1971.- с.3-15, 29-63

15. Ревякин А.И. Драматургия Островского. – М., 1973.- с.3-14

16. Горбулина Е.В. О некоторых особенностях изображения характеров в драме А.Н. Островского «Гроза». – У.,1961.- с.3-10

17.Основин В.В. Русская драматургия  второй половины 19 века.- с.15-20

18. Холодов Е. Мастерство А.Н. Островского. – М.,1967.- с.3-22

19. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М. 19724.- с.418-430

20. Литература в школе 08,2008 «О национальном своеобразии драматургии А.Н. Островского».- с. 2-7

21. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза»,2003

22. Репина Л.Г. Тема «Горячего сердца» в творчестве А.Н. Островского,2001

23. Добролюбов Н.А. и русская литературная критика.  - М.: наука, 1988

24.Писарев Д.И. Мотивы русской  драмы. –Л., 1981

25. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. - М.,1998. - с. 35-56

26. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева., 1967

 

Интернет ресурсы:

http://liras.ru

http://soch.tom.ru

http://www.xenoid.ru

http://feb-web.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»