Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа
Цель курсовой работы –выявить своеобразие раскрытия темы греха и возмездия в драме Островского «Гроза»
Цель достигается путем решения следующих задач:
1.Расмотреть драматургию, предшествующую творчеству
А.Н. Островского
2.Изучить особенности драматургии А.Н. Островского
3.Исследовать символику драмы «Гроза» и её роль в раскрытии темы
греха и возмездия.
Введение
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1.Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
§ 2. Особенности драматургии А.Н. Островского
Глава 2. Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 1.Символика и её роль в раскрытии темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личностью в драме
А.Н. Островского «Гроза»
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1.Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
§ 2. Особенности драматургии А.Н. Островского
Глава 2. Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 1.Символика и её роль в раскрытии темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личностью в драме
А.Н. Островского «Гроза»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Открывая для себя теорию драматургии, мы вступаем в определенный промежуток времени, представляющий собой известную перемену. Перемене в драматургии соответствует перемена судьбы, радостная в комедии и печальная в трагедии. Промежуток времени может охватывать несколько часов, или многие годы.
Основным законом, которым руководствуется драматургия – это закон единства действия: драма, как и всякое произведение искусства, должна быть цельным художественным образом.
Естественно, чтобы написать пьесу,
мало сухого выполнения законов драматургии,
знания особенностей драмы, в нее
нужно вдохнуть жизнь, и именно внутренняя
жизнь придает смысл
Главным объектом изображения в драматическом произведении, как и в любом другом жанре, является человек. Через характеры героев раскрывается идея произведения, столкновение различных человеческих характеров составляет его конфликт.
В драматическом произведении писатель не может дать герою прямую, так называемую авторскую, характеристику. В драме мы встречаемся в основном с самораскрытием характеров, которое осуществляется как в речах персонажей (в монологах, диалогах), так и в действии.
Раскрытие характеров в действии – важнейшая особенность драматического произведения.
Александр Николаевич Островский, развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии, утвердил реализм на русской сцене.
«Дух века требует важных перемен и на драматической сцене», - писал еще Пушкин. [Пушкин А.С. с.141] Будучи убежден, что предмет драмы – человек и народ, Пушкин мечтал о подлинно народном театре.
К жанру драмы обращались Тургенев, Некрасов, Писемский, Потехин, Салтыков-Щедрин, Толстой и многие другие. Но только Островский стал драматургом, с именем которого связано появление театра, явившегося школой для ряда поколений русских актеров. Гончаров писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
Островский замечал: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа… Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать». Он старался найти положительные начала в русской жизни, стремился выдвинуть на первый план доброе в характере русского человека. Он писал, что «для права исправлять народ ему надо показать и то, что знаешь за ним хорошего».
Добролюбов называл пьесы Островского «пьесами жизни». Создавая «пьесы жизни», Островский выступил бесстрашным рыцарем правды, неутомимым борцом против «темного царства» самодержавия, беспощадным обличителем господствующих сословий .
Драматург сделал положительными героями своих пьес людей труда и прогресса, носителей народной правды и мудрости. Островский мечтал о подлинно народном читателе и зрителе своих произведений. Драматургия автора «Грозы» - истинно народная.
Драма «Гроза», написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Две тенденции драматургии писателя — обличение и психологизм — очень хорошо обнаружились в этом его произведении. «Гроза» — драма о судьбах молодого поколения. Автор создал пьесу жизни, героями которой стали обыкновенные люди: купцы, их жены и дочери, мещане, чиновники.
Сложная и противоречивая борьба развернулась вокруг «Грозы». Многие не приняли пьесу. А. Григорьев заметил, что в «Грозе» звучит протест против «существующего», который страшен его приверженцам. «И протест за новое начало народной жизни, за свободу ума, воли и чувства... этот протест разразился смело «Грозою» [Григорьев А. А., с. 25]
Создав «Грозу» Островский открыл новые пути в искусстве. И это должно было подарить глубокие отклики в разных сферах. художественной жизни. Прежде всего «Гроза» не могла быть одиноким явлением в развитии русской драмы. Она была лишь наиболее ярким выражением новых тенденций, наметившихся в ней. «Гроза» не могла не найти и воплощения в театре.
По мнению Добролюбова, «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». [Добролюбов Н.А., с. 123 ]
В пьесе Островского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? Кто-то считает, что это социальный конфликт, но все же главным остается конфликт внутренних противоречий главной героини, которые вызваны несоответствием ее нравственных запросов и неспособности окружающего мира их удовлетворить. Как ей поступить, не нарушив своих моральных, внутренних нравственных принципов?
Исходя из актуальности этой проблемы, нами выбрана тема курсовой работы: «Тема греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»
Цель курсовой работы –выявить своеобразие раскрытия темы греха и возмездия в драме Островского «Гроза»
Цель достигается путем решения следующих задач:
1.Расмотреть драматургию, предшествующую творчеству
А.Н. Островского
2.Изучить особенности драматургии А.Н. Островского
3.Исследовать символику драмы «Гроза» и её роль в раскрытии темы
греха и возмездия.
4.Выявить проблемы взаимоотношения мира и личности в драме
А.Н.Островского «Гроза»
Объектом данной работы являются драма А.Н. Островского «Гроза»
Предмет исследования – тема греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1. Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
Александр Николаевич Островский... Это явление необычное. Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии.
Островский выступил в литературе в весьма сложных условиях литературного процесса, ему препятствовавших и благоприятствовавших, как смелый новатор и выдающийся мастер драматического искусства. В каком же состоянии находилась русская драматургия до его появления? Что Островскому пришлось отвергать и преодолевать? Какие положительные тенденции он продолжал, укреплял и развивал?
Истоки русской прогрессивной драматургии, в русле которой возникло творчество Островского, - в народном театре, располагавшем широким репертуаром, состоящим из скоморошьих игрищ, интермедий, комедийных похождений Петрушки, райка, балаганных прибауток и драматических произведений самых разнообразных жанров.
Высокие достоинства устно-народной драмы и ее роль как источника письменной драматургии признаются всеми выдающимися писателями отечественной литературы. Пушкин утверждал: «Драма родилась на площади и составляла увеселение народное. Народ… требует занимательности, действия…сильных ощущений» [Пушкин А.С. с.4]. Грибоедов, подражая устному-народному жанру, сочинил стихотворение «Лубочный театр» и с восхищением писал об исполнении игры лодка.
Лермонтов излагает «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» от лица скоморохов.
Некрасовские мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» слушают на сельской ярмарке.
М. Горький видел в Петрушке воплощение национального характера, героя кукольной комедии. В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолевает все и всех.
Продолжая традиции народной драмы, русская письменная драматургия сделала огромные успехи. Во второй половине XVIII века, при наличии подавляющей роли переводной и подражательной драматургии, появляются писатели различных направлений, стремившиеся к изображения отечественных нравов. Начало тому положил ведущий писатель классицизма А.П. Сумароков.
В XIX веке прогрессивная драматургия расширяет объект своих изображений, теснее связывается с жизнью и более убедительно раскрывается как реалистическая. Это комедии И.А. Крылова «Модная лавка», «Урок дочкам». Их тематика не была новой, но крыловские комедии привлекали читателей демократическим пафосом, типичностью персонажей, живостью развития действия, характерным языком.
Среди пьес первой половины XIX века особенно выделяются такие шедевры реалистической драматургии, как «Горе от ума» Грибоедова, «Борис Годунов» и «маленькие трагедии» Пушкина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя. Указывая на эти произведения, В.Г. Белинский сказал, что они «сделали бы честь всякой европейской литературе»[Белинский В.Г., с.6].
Выдающиеся реалистические пьесы Грибоедова, Пушкина и Гоголя отчетливо намечали новаторские тенденции отечественной драматургии. Они заключались в актуально-злободневной тематике, в ярко выраженном общественном пафосе, в отходе от традиционной любовно-бытовой завязки, определяющей все развитие действия, в нарушении сюжетно-композиционных канонов комедии и драмы интриги.
Так, Гоголь связывает возникновение отечественной прогрессивной драматургии с сатирой и видит оригинальность комедии в ее истинной общественности. Он справедливо заметил, что «подобного выражения… не принимала еще комедия ни у одного из народов». [Гоголь Н.В., с.7]. Гоголь отвергал идейные основы и стилистические принципы современной ему официозной драматургии и выступал против подражательного и переводного репертуара, искусственно насаждавшегося театральной администрацией. Уверенный в том, что комедия должна быть «общественным, народным созданием» и что «комик подлежит суду всех; над ним всякий зритель имеет уже право, всякого званья человек уже становится судьей его» [Гоголь Н.В., с.625].
Драматургия Гоголя была проникнута демократической тенденцией; в его комедиях, по собственному заявлению драматурга, действовало «честное, благородное лицо... Это честное, благородное лицо был — смех».
[Гоголь Н.В., с.625].
Ко времени появления А.Н. Островского
русская прогрессивная
Прогрессивная общественность, гордясь достижениями отечественной драматургии, реализованными в шедеврах Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя, пришла к глубокому осознанию великой роли театра. Белинский уже в «Литературных мечтаниях» высказывался : «Театр!...Любите ли вы театр так, как я люблю его? Для критика театр – «бесконечный мир страстей и судеб человеческих» [Белинский В.Г., с.7]. В борьбе за реалистическую, общественно-значимую драматургию, за народность театра союзником Белинского явился Гоголь.
Но, Белинский вынужден был констатировать, что театр в 40-х годах, несмотря на стремление лучших актеров к реалистическому репертуару, все еще являлся прибежищем реакционной охранительной идеологии и реакционного «ультраромантического» стиля.