Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа
Цель курсовой работы –выявить своеобразие раскрытия темы греха и возмездия в драме Островского «Гроза»
Цель достигается путем решения следующих задач:
1.Расмотреть драматургию, предшествующую творчеству
А.Н. Островского
2.Изучить особенности драматургии А.Н. Островского
3.Исследовать символику драмы «Гроза» и её роль в раскрытии темы
греха и возмездия.
Введение
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1.Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
§ 2. Особенности драматургии А.Н. Островского
Глава 2. Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 1.Символика и её роль в раскрытии темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личностью в драме
А.Н. Островского «Гроза»
Заключение
Список используемой литературы
Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
[Островский А.Н., с.63]
Так же слаб
и Борис, не способный защитить Катерину.
Она мечтает о последнем
Катерина
не может больше терпеть
Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному:
Н.А. Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве» и расценивает её самоубийство, как протест против устоев «темного царства».[Добролюбов Н.А., с 75]
Д. И. Писарев, считает ее
самоубийство одним из тех
«внутренних противоречий»,
Смерть героини является кульминацией ее внутренних волнений. Смерть - это конец ее внутреннему возмездию и успокоению.
Смерть Катерины, является виной калиновского мира - мира без милосердия, где присутствует только пустая оболочка Закона. Гибель героини является не только виной, но и возмездием самодурам.
Несут еще один смысл и последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить на свете да мучиться!» [Островский А.Н., с.72]
Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный. Но все-таки надежда на это есть.
Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее все же потрясла Тихона, и он уже осмеливается обвинять мать в гибели жены. Значит, поступок Катерины был действительно « вызовом самодурной силе». Значит, в «темном царстве» могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это «царство».
Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе, особенно в раскрытии темы греха и возмездия Катерины Кабановой.
Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между «темным царством» и Катериной, но и внутри главной героине.
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личность в драме
А.Н. Островского «Гроза»
«Гроза» — одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру.
Классицистическая «окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление всему, что не соответствует его законам, порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им эта жизнь или нет — в другой они жить просто не сумеют.
Герои
пьесы принадлежат к
В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения.
Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия. В стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски.
Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» применяет деление героев этого мира на самодуров и «забитых личностей». Самодуры — купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами.
От мира
Калинов отгородился столь
«Дикой . Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин . Электричество.
Дикой. Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?
Кулигин . Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:
Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю.
Дикой . А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!»
[Островский А.Н., с.55]
Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальном мире.
А что
же происходит за его границами? В
отличие от Толстого, полагавшего
возможным параллельное и независимое
существование двух миров: патриархального,
замкнутого на себе и неизменного, и
современного, постоянно меняющегося,
Островский видел их принципиальную
несовместимость, обреченность застывшей,
не способной к обновлению жизни.
Сопротивляясь надвигающимся новшествам,
вытесняющей его «всей
«Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». [Островский А.Н., с.60]
А пока миллиона нет, умница Кулигин «покоряется».
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — типичная «забитая личность», человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью. Пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства.
Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.
Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника — значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью — значит, он достоин уважения.
Кабаниха и Дикой — люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою. Самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.
Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова Борис.
Катерина же покориться не может. Её ощущение вины и греха прежде всего личностно. Она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или декламирующего стихи Кулигина. Потому Калинов устраивает над Катериной суд.
Никого не хочет судить. Кулигин: с усмешкой уклоняется от роли судьи. Варвара: «Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть». Но не им противостоять охватившему Калинов массовому самодурству.
Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельного суда, Катерина уходит из жизни: «В омут лучше... Да скорей, скорей!»
Не заметив в Катерине нравственной ценности, мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия. Но отнять у нее её чистоту, нравственность и религиозность нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку.
Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве».
Пьесса построена на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве.
Катерина пошла против самодурства с сознанием права на жизнь, счастье, любовь. В порыве борьбы она даже готова умереть.
Заключение
В развитии
русской драматургии и
Тесно сближая
драматургию с жизнью, откликаясь
на актуально злободневные вопросы
действительности, А.Н. Островский создавал
пьесы огромного
В то время как предшествующая Островскому драматургия ограничивалась изображением привилегированных сословий, чаще всего дворянства, Островский, ломая устоявшиеся традиции, смело вводил в свои пьесы простых людей.
Основной задачей Островского было показать жизнь, как она есть, а эта жизнь выражается в людских характерах.
Александр
Николаевич Островский впервые в
русской литературе глубоко и
реалистично изобразил мир «
Анализируя «пьесы жизни» Островского, Добролюбов писал: «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права... И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». [Добролюбов Н.А., с 92] И все же многие пьесы Островского рисуют «шаткость и близкий конец самодурства».