Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –выявить своеобразие раскрытия темы греха и возмездия в драме Островского «Гроза»

Цель достигается путем решения следующих задач:
1.Расмотреть драматургию, предшествующую творчеству
А.Н. Островского
2.Изучить особенности драматургии А.Н. Островского
3.Исследовать символику драмы «Гроза» и её роль в раскрытии темы
греха и возмездия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Драматургия А.Н. Островского и русский театр
§ 1.Русская драматургия, предшествующая творчеству
А.Н. Островского
§ 2. Особенности драматургии А.Н. Островского

Глава 2. Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 1.Символика и её роль в раскрытии темы греха и возмездия в драме
А.Н. Островского «Гроза»
§ 2. Проблема взаимоотношения между миром и личностью в драме
А.Н. Островского «Гроза»

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая литр.docx

— 76.70 Кб (Скачать)

Поэтический мир Островского исключительно многообразен. Он создавал драматические хроники, семейные сцены, трагедии, картины московской жизни, драматические этюды. Его талант многомерен – он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф…

Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Он отмечал: «Мы теперь стараемся наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли».

Драматург неустанно повторял, что жизнь богаче всех фантазий художника, что истинный художник ничего не выдумывает, а стремится разобраться в сложных хитросплетениях реальности. «Драматург не выдумывает сюжетов, - говорил Островский, - все наши сюжеты заимствованы. Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. Что случилось драматург не должен придумывать; его дело написать как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа. При обращении внимания на эту сторону, у него явятся живые люди, и сами заговорят».

Творчество Островского теснейшим образом связано с принципами «натуральной школы». Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского «пьесами жизни». Они представлялись критику новым словом в драматургии, он писал, что пьесы Островского «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему можно дать название «пьес жизни», если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно». Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». [Добролюбов Н.А., с.50]

Эта «общая обстановка жизни» обнаруживается пьесах Островского в самых повседневных, обычных фактах жизни, в мельчайших изменениях души человека. Говоря о «быте этого темного царства», который стал главным объектом изображения в пьесах драматурга, Добролюбов отмечал, что «вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне». [Добролюбов Н.А., с. 78]

Секрет драматургического письма Островского заключается не в одноплановых характеристиках человеческих типов, а в стремлении создать полнокровные человеческие характеры, внутренние противоречия и борения которых служат мощным импульсом драматического движения.

Стремясь к всестороннему раскрытию характеров, Островский как бы поворачивает их различными гранями, отмечая разнообразные психические состояния персонажей в новых «поворотах» действия. Эту особенность драматургии Островского отметил еще Добролюбов, увидевший в пятом акте «Грозы» апофеоз характера Катерины. [Добролюбов Н.А., с.56 ] Развитие эмоционального состояния Катерины условно можно разделить на несколько этапов: детство и вся жизнь до брака – состояние гармонии; стремления ее к истинному счастью и любви, ее душевная борьба; время свиданий с Борисом – борьба с оттенком лихорадочного счастья; предзнаменование грозы, гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть.

В пьесах Островского сохраняется  постановка определенной художественной задачи, которая доказывается и иллюстрируется живыми сценами и картинами. «У меня ни один акт не готов, пока не написано последнее слово последнего акта», - замечал драматург, утверждая тем  самым внутреннюю подчиненность  всех разрозненных на первый взгляд сцен и картин общей идее произведения, не ограниченной рамками «тесного круга  частной жизни».

Лица предстают в пьесах Островского  не по принципу «один против другого», а по принципу «каждый против любого». Отсюда – не только эпическое спокойствие  развития действия и панорамность в охвате жизненных явлений, но и многоконфликтность его пьес – как своеобразное отражение многосложности человеческих отношений и невозможности сведения их к единичному столкновению. Внутренний драматизм жизни, внутреннее напряжение становилось постепенно главным объектом изображения.

Островский не ограничивается изображением характера в единственно возможной ситуации; он обращается к этим характерам многократно. Этому способствуют повторяющиеся картины (например, сцены грозы в комедии

«Шутник» и в драме «Гроза») и повторяющиеся имена и фамилии действующих лиц.

Островский является создателем жанра психологической драмы. В его пьесах можно наблюдать не только внешний конфликт, но и внутренний.

А. Н. Островский не только завершил создание отечественной драматургии, но и  определил своими шедеврами все  ее дальнейшее развитие. Под его  воздействием появилась целая «Школа Островского»

Деятельность  Островского, художественная и общественная, явилась неоценимым вкладом в  развитие русской культуры. И в  то же время он тяжело переживал  отсутствие необходимых условий  для реалистической постановки своих  пьес, для воплощения его смелых планов о коренном преобразовании театрального дела, о крутом повышении уровня драматического искусства. В этом была трагедия драматурга.

Время, великий  ценитель, не стерло с пьес Островского  свойственных им красок: чем дальше, тем больше оно подтверждает их общечеловеческую сущность, их неумирающую идейно-эстетическую ценность.

 

 

 

 

 

Глава 2. Художественное воплощение темы греха  и возмездия в драме А.Н. Островского  «Гроза»

 

§ 1.Символика  и её роль в раскрытии темы греха  и возмездия  в драме А.Н. Островского  «Гроза»

 

Тема  греха, возмездия и покаяния в  высшей степени традиционна для  русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как  «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский.

Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую  картину жизни провинциального  приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, —  жена купца Тихона Кабанова. Она  представляет собой незаурядную  личность — искреннюю, не умеющую  лицемерить, свободолюбивую и естественную. Выросшая в патриархальной семье, в  условиях относительной свободы, Катерина «завяла», попав в дом Кабановых. Такой героине трудно ужиться  в семье, где все подчиняются  властной, деспотичной матери, где  безвольный и бесхарактерный муж  не может ей служить опорой и защитой. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского  смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного  страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а  того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить  все необходимые религиозные  обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», — признается Катерина Варваре.  [Островский А.Н., с.3]

Катерина  глубоко нравственная и  религиозна. Выданная замуж без любви, она  стремится полюбить мужа, сблизиться с ним, но Тихон не понимает её. Свою зарождающуюся любовь к Борису она  считает «страшным грехом», пытаясь  переломить и обмануть саму себя. Героиня  изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: «А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». [Островский А.Н., с. 3] И действительно, вокруг нее все уже рушится. Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери.  Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку. Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство - обряд и принуждение. Она просит взять с нее страшную клятву: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…» [Островский А.Н., с.15] Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.

Катерина  ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая  страшная трагедия. В этом Катерина противопоставляется всем остальным  персонажам — Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. [Островский А.Н., с.47]

И сразу  мы вспоминаем  слова  Грибоедова: «А судьи кто?»  Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних  традиций и заведенных порядков, - уже  преступник. Да и сами «судьи» разве  так праведны? Нет, просто у них  все «шито да крыто», все «под видом благочестия»! Поэтому не людской  суд, а угрызения совести стали  для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, - это  кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит  все, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем  нельзя будет оправдаться. «Вдруг я  явлюсь перед Богом такая, какая  я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!» [Островский А.Н., с.] Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали.

Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки  грома), но и как внутреннее —  герои характеризуются  через  отношение к грозе. Для каждого  героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник  бури, для других очищение, начало новой  жизни, для третьих — это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит никому не видимая гроза. Катерина боится и ждет грозы. Она  любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное  чувство.

 

Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил, она созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что, внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой. 

 

Для Тихона гроза — это злоба, угнетение  со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

        

Борис людской  грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. «Здесь страшнее!» — говорит Борис, убегая с места моления всего города.

        

Гроза в  пьесе Островского символизирует  как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан  Калинова. В мировоззрении жителей  начали происходить изменения, стала  меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание  побороть свой страх перед «грозой», избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии над  головами вновь засияет солнце.

 Одним  из важных символов является  река Волга и сельский вид  на другом берегу. Река как  граница между зависимой, невыносимой  для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу. Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь», — говорит Катерина Варваре. [Островский А.Н., с.15] О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: «В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!... Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастает, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут...» [Островский А.Н., с.65]

Река  символизирует еще и побег  в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти.

А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга  — это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!» 

      Впервые барыня появляется перед  первой грозой и пугает Катерину  своими словами о гибельной  красоте. Эти слова  и   гром в сознании Катерины становятся  пророческими.

Катерина  не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в  состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала  неладное.

И это  будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы - свободы ее совести.

В сцене  публичного раскаяния Катерины Островский снова связывает душевное состояние  героини с мотивом грозы, и  мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Картины на стенах галереи, куда все  забегают во время грозы символизируют  покорность в обществе, а «геенна  огненная» — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как  вне дома она добропорядочная  христианка и ей не страшен Божий  суд. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе.

Информация о работе Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»