Френсис Скотт Фицджеральд и его роман «Великий Гэтсби». История создание и анализ произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – феномен «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».Основная проблема – развенчание «американской мечты» в творчестве американских авторов начала двадцатого века ,в частности, Ф. Скотта Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби».В ходе работы нами было изучена отечественная и зарубежная критика, публицистика посвященная творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда и исследуемой литературной эпохи, а так же научные работы ведущих литературоведов.
Методологической основой в исследовании данной курсовой работы послужил аналитический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.
Актуальность выбранной темы заключается в следующих факторах:
малочисленностью отечественных и российских исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;
противоречивостью американских оценок и точек зрения на роман Фицджеральда;
необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;
многогранностью и символичностью самого романа;
“современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
1.1.Биография Френсиса Скотта Фицджеральда…………………………...5
1.2.История создания романа …«Великий Гэтсби».……….……………..12
1.3. Роман в критике. Изученность романа………………………………..16
2.Развенчание «американской мечты» в романе Скотта
Фицджеральда «Великий Гэтсби»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………..…..39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

     В художественном отношении «Великий Гэтсби» — произведение удивительно  цельное по своей полифоничности. Органичен и совершенен сплав  реалистической и лирико-романтической  прозы, что раскрывается в полном слиянии двух повествовательных  планов — историческом (наличие  исторической перспективы, тщательно  воссозданного исторического фона в романе) и биографически-лирическом (многочисленные авторские отступления, к примеру). Чрезвычайно велика роль детали, внешнего портрета, символов, приема контраста и параллели в романе. Тщательно продуманная система художественных средств способствует в значительной степени глубокому раскрытию внутреннего мира героев и идейно-нравственной основы всего произведения.

       «Великий Гэтсби» — книга, где всего полнее раскрылась своеобразная черта дарования Фицджеральда, которую критики определяют как «двойное видение», имея в виду его способность «одновременно удерживать в сознании две прямо противоположные идеи»; сам он в «Крушении» назвал эту способность критерием подлинной культуры духа. В «Гэтсби» авторское сознание «удерживает» и поэзию и уродство «века джаза». Оно «удерживает» всю противоречивость содержания «американской мечты» и — главное — постигнутую Фицджеральдом закономерность ее банкротства. Причем здесь для писателя уже не может быть «противоположной идеи». Она сразу лишила бы роман его философской и этической емкости.

     Всесторонний  анализ образа Гэтсби, вероятно, просто невозможен в отрыве от осмысления всей сложной структуры романа. Кроме  того, приходится учитывать, что между  действующими лицами существуют тонкие и множественные связи, не всегда заметные с первого взгляда. С  другой стороны, невозможно рассматривать  всю идейно-эстетическую проблематику книги одновременно. Некоторый компромисс здесь, вероятно, неизбежен. Гэтсби представлен  в романе объективированно, то есть в живой сцене и диалоге, но для понимания этого образа не меньшее значение имеют оценки Ника Каррауэя. Чтобы преодолеть возникающую  таким образом дополнительную трудность, достаточно сейчас отметить, что именно Нику в романе поручена функция судьи, выносящего нравственный приговор.

     Когда, на второй странице романа, речь впервые  заходит о Гэтсби, Ник говорит: «Если мерить личность ее умением  себя проявлять, то в этом человеке было поистине нечто великолепное, какая-то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни, словно он был  частью одного из тех сложных приборов, которые регистрируют подземные  толчки где-то за десятки тысяч миль. Эта способность к мгновенному  отклику не имела ничего общего с  дряблой впечатлительностью, пышно  именуемой «артистическим темпераментом», — это был редкостный дар надежды, романтический запал, какого я ни в ком больше не встречал и, наверно, не встречу» (9). Романтическое начало в характере Гэтсби не раз подчеркивается в романе, и в конце концов Ник начинает по-настоящему понимать человека, о котором рассказывает: «В сущности, Джей Гэтсби из Уэст-Эгга, Лонг-Айленд, вырос из его раннего идеального представления о себе. Он был сыном божьим — если эти слова вообще что-нибудь означают, то они означают именно это, — и должен был исполнить предначертания Отца своего, служа вездесущей, вульгарной и мишурной красоте. Вот он и выдумал себе Джея Гэтсби в полном соответствии со вкусами и понятиями семнадцатилетнего юноши и остался верен этой выдумке до самого конца» (9).

 

     

                                       Заключение.

          Как видим, проблематика романа  «Великий Гэтсби» далеко выходит  за рамки первоначального понимания  его лишь как очередной грустной  сказки века джаза. Думается, содержание  романа не исчерпывается и  вышеизложенными мотивами, а будет  все более раскрываться по  мере его литературного и исторического  анализа, со все большим осознанием  роли Фицджеральда в американской  литературе ХХ столетия.

         Интерес к автору и роману  явно не уменьшается. В 1998 году роман был отмечен под № 2 в списке 100 лучших романов 20 века по версии издательства Modern Library. Произведение было не раз экранизировано: в 1926 , 1949, 1974, 2000 годах. Сейчас планируются съемки очередной экранизации этого прекрасного романа, главные роли будут играть ведущие актеры Голливуда. Фильм выйдет в 2012 году. Не прекращается исследовательская работа над романом, выходят новые научные работы, посвященные роману и творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда.

 

     

     Список  литературы: 

     1. . Батурин С. Фрэнсис Скотт Фицджеральд // Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (пер. Е. Калашниковой); Рассказы. – М.: Художественная литература, 1989. – С.3-16.

     2.Горбунов А.Н. Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.- М.: Наука, 1974.- 152 с.

     2. Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов.- М.: Худ. лит., 1982.- 256 с.

     3. Зверев А. Комментарии // Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (пер. Е. Калашниковой); Рассказы. – М.: Художественная литература, 1989. – С.680-681

     4. Зверев А. Фицджеральд // Писатели США. — М.: Радуга, 1990. — С.516-518.

     5.Николюкин  А. Н. Утраченные надежды (американская  литература и крушение «американской  мечты»). — М.: «Знание», 1984. — 64 с.

     6. . Олдридж Дж. После потерянного поколения. – М., 1981.  

     7.Старцев А. И.. От Уитмена до Хемингуэя. — М.: Советский Писатель, 1981. — (2-е издание, дополненное).

     7. Тэрнбул Э. Скотт Фицджеральд / Пер. с англ. Е.Логинова, Г.Логиновой.- М.: Молодая гвардия, 1981.- 318 с.

     8. Ученые записки. Том 220. Зарубежная литература. Вып. 11. М., 1968 (с. 139-151)

     9 Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби; Ночь нежна (пер. Е. Калашниковой); Рассказы. – М.: Художественная литература, 1985. – С.19-156.

     10. Фицджеральд Ф.С. Портрет в документах: художественная публицистика / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1984.- 344 с.

     11 Вступительная статья в кн. Фицджеральд, Ф. С. Великий Гэтсби. М. 1965.А. Старцев Скотт Фицджеральд и его роман "Великий Гэтсби"

     12. Фицджеральд Скотт. Из писем // Вопросы литературы. - 1971. - №2. - С.162-163.

     13. Ф. Скотт Фицджеральд Отзвуки века джаза/

     14.http://fitzgerald.narod.ru

Информация о работе Френсис Скотт Фицджеральд и его роман «Великий Гэтсби». История создание и анализ произведения