Френсис Скотт Фицджеральд и его роман «Великий Гэтсби». История создание и анализ произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – феномен «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».Основная проблема – развенчание «американской мечты» в творчестве американских авторов начала двадцатого века ,в частности, Ф. Скотта Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби».В ходе работы нами было изучена отечественная и зарубежная критика, публицистика посвященная творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда и исследуемой литературной эпохи, а так же научные работы ведущих литературоведов.
Методологической основой в исследовании данной курсовой работы послужил аналитический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.
Актуальность выбранной темы заключается в следующих факторах:
малочисленностью отечественных и российских исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;
противоречивостью американских оценок и точек зрения на роман Фицджеральда;
необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;
многогранностью и символичностью самого романа;
“современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
1.1.Биография Френсиса Скотта Фицджеральда…………………………...5
1.2.История создания романа …«Великий Гэтсби».……….……………..12
1.3. Роман в критике. Изученность романа………………………………..16
2.Развенчание «американской мечты» в романе Скотта
Фицджеральда «Великий Гэтсби»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………..…..39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.95 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………2

1.1.Биография  Френсиса Скотта Фицджеральда…………………………...5

1.2.История создания  романа …«Великий Гэтсби».……….……………..12

1.3. Роман в критике. Изученность романа………………………………..16

2.Развенчание «американской мечты» в романе Скотта

Фицджеральда  «Великий Гэтсби»………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………..38

Список  литературы……………………………………………………..…..39 
 
 
 
 

 

                                               Введение

       Френсис Скотт Фицджеральд вошел в литературу как певец «века джаза», того короткого периода в американской истории, который начался вскоре после окончания первой мировой войны и завершился наступлением великой депрессии тридцатых годов. Понятие «век джаза», ставшее символом для  20-х годов прошлого века, характеризующим  всеобщее  увлечение карнавальным стилем жизни в предчувствии неминуемой катастрофы, выходит из названия сборника рассказов Скотта Фитцжеральда «Сказки века джаза». Неотступным сознанием мимолетности этого праздника раскрепощения, которое чаще всего не шло дальше сугубо внешних форм, хотя у лучших его героев неподдельна жажда осуществить духовный потенциал, заложенный в личности, полны новеллы Фицджеральда. У «джазового века» был тревожный подтекст. Сам Фицджеральд подчеркивал, что в начале 20-х годов слово «джаз» содержало особый оттенок, не имеющий никакого отношения к музыке. «Когда говорят о джазе, — писал он,- имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта. Для многих англичан та война все еще не окончена, ибо силы, им угрожающие, по-прежнему активны; а стало быть, давайте жить, пока живы, веселиться, пока завтра за нами не явится смерть. То же самое настроение появилось теперь — хотя и по другим причинам — в Америке…» (13).В экстравагантных безумствах молодого поколения слышались надрывные, истерические нотки. Да и сами эти безумства в известном смысле были актом протеста. Первый роман Ф.Скотта Фицджеральда стал первой книгой, созданной представителем этого нового поколения, которое Гертруда Стайн назовет «потерянным».

     Цель  нашего исследования – феномен  «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».Основная проблема – развенчание «американской мечты» в творчестве американских авторов начала двадцатого века ,в частности, Ф. Скотта Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби».В ходе работы нами было изучена отечественная и зарубежная критика, публицистика посвященная творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда и исследуемой литературной эпохи, а так же научные работы ведущих литературоведов.

     Методологической  основой в исследовании данной курсовой работы послужил аналитический метод  научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  следующих факторах:

  1. малочисленностью отечественных и российских исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;
  2. противоречивостью американских оценок и точек зрения на роман Фицджеральда;
  3. необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;
  4. многогранностью и символичностью самого романа;
  5. “современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни

       Наша работа состоит из следующих  структурных частей:

     1)Титульный  лист

     2)Оглавление

     3)Введение, где нами характеризуется литературная  и историческая эпоха, которая  подвергается исследованию; обозначается  цель, проблема и актуальность  исследования, структура работы.

     4)Теоретический  раздел, посвященный биографии автора, истории написания произведения  и изученности романа исследователями

     5)Практический  раздел, посвященный анализу произведения  в русле заявленной темы

     6)Заключение

     7)Список  литературы, где представлены используемые  в работе источники. 

     1.1.Биография Френсиса Скотта  Фицджеральда.

     Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, столице штата Миннесота, в семье, обладавшей унаследованным от деда писателя скромным состоянием, позволившим в дальнейшем Скотту тесно общаться с очень богатыми людьми, не входя, однако, в их круг.  Еще в детстве Фицджеральд усвоил, что «богатые люди не похожи на нас с вами» и что «в глубине души они считают себя лучше нас, оттого что мы вынуждены собственными силами добиваться справедливости и спасения от жизненных невзгод». Хемингуэй вспоминает, как смеялись над рассказом «Молодой богач» и особенно над этой фразой о том, что богатые не похожи на прочих, — конечно, не похожи, ведь у них денег больше. Находили, что Фицджеральд просто неловко выразился, а между тем он приоткрыл здесь травму ранних своих лет, незаживавшую и напоминавшую о себе всю жизнь, многое определившую и в его писательских интересах, и в его человеческой судьбе. Своё имя он получил в честь своего двоюродного прадеда, автора текста государственного гимна США «Знамя, усыпанное звёздами» Френсиса Скотта Ки (1779—1843). Начал писать с 13 лет, опубликовав в школьном журнале свой первый рассказ в стиле детективного расследования «Тайна Рэймонда Мортгейджа», за которым последовал ряд приключенческих рассказов на тему Гражданской войны в США. Раннее детство писателя прошло на востоке страны в Буффало, где его отец, неудачливый бизнесмен, работал разъездным коммивояжером. Когда Фицджеральду было 14 лет, отца уволили, и они возвратились в Сент-Пол. На юного Фицджеральда перипетии судьбы произвели неизгладимое впечатление, он глубоко переживал увольнение отца. Но наследство деда надежно защищало их от бедности, в детство и юность Фицджеральда прошли если и не среди роскоши, то в достатке. Мать баловала Фицджеральда, убеждая его в том, что его желания и потребности превыше всего. Унаследованные деньги были вложены в образование Фицджеральда. Он учился в одних из самых самых престижных заведениях Америки: в Академии Сан-Пауло(1908—1910), в Newman School (1911-1913), в Принстонском университете(1913-1917). В школе и университете он много читал — Байрона и Эдгара По, Киплинга и Теннисона, Уайльда и Суинберна, Уэллса и Честертона, американских писателей-современников. По воспоминаниям Фицджеральда он выбрал Принстон преимущественно ради  членства в клубе «Треугольник», где в основном увлекались театром. В Принстоне писал рассказы и пьесы, которые нередко побеждали в университетских конкурсах, занимался спортом. Здесь он познакомился с Эдмундом Уилсоном, ставшим впоследствии влиятельным американским критиком. Возможности, открываемые большими деньгами, рано привлекают юношу Фицджеральда, который, особенно в студенческие годы, отчетливо осознает свою относительную бедность. Вероятно, с момента поступления в Принстонский университет  богатство приобретает в его глазах особую притягательную силу. Не случайно во время учебы в университете его идеалом был, по свидетельству его биографа Тернбелла, некто Эллис — богатый и блестящий юноша из Нью-Орлеана. Вероятно, к этому же времени следует отнести первые попытки Фицджеральда понять, что делают деньги с богачами,— тенденция, в дальнейшем в большой мере обусловившая критическую тональность лучших его вещей. Все творчество Фицджеральда, не говоря уже о его письмах, автобиографических заметках и записных книжках, свидетельствует, что Тернбелл был совершенно прав, когда утверждал, что в 1919 году Фицджеральд совершенно недвусмысленно стремился к двум трудно совместимым вещам: «Он хотел стать серьезным художником и все же зарабатывать много денег…». Позже в одном из писем он пишет:  «Я постоянно ощущал себя бедным юношей в богатом городе, в школе для детей богатых, в клубе Принстонского университета для студентов из семей богатых… Я никогда не мог простить богатым их богатства, и это ощутимо повлияло на всю мою жизнь и творчество».

     В 1917 году, незадолго до выпускных экзаменов, Фицджеральд ушел добровольцем в армию. В Европе шла Первая мировая война, и американская молодежь переживала приступ милитаристского романтизма. Война кончилась до того, как часть Фицджеральда должна была отправиться в Европу.

     В 1919 году Фицджеральд демобилизовался, некоторое время работал рекламным  агентом в Нью-Йорке. Ещё во время  службы в армии он познакомился с  Зельдой Сейр, происходившей из богатой  и почтенной семьи (она была дочерью  судьи штата Алабама) и считавшейся  главной красавицей и самой завидной невестой штата. Именно с ней связана  вся последующая биография и  всё творчество Фицджеральда. Несмотря на помолвку, Фицджеральд и Сейр поженились не сразу, поскольку семья  Сейр была против брака, так как на тот момент у Фицджеральда не было хорошей работы и постоянного  заработка. Видимо, желание жениться на Зельде и заставило Фицджеральда искать успеха на литературном поприще, ибо только успех позволил бы ему  рассчитывать на благосклонность её семьи. Именно поэтому он садится  переделывать свою рукопись «Романтический эгоист», которую ему на тот момент так и не удалось опубликовать, так как она уже пару раз  возвращалась ему издательствами.

     Этот  роман выходит в марте 1920 года под названием «По эту сторону  рая» (This Side of Paradise), который моментально  приносит Фицджеральду успех. Месяц  спустя после его публикации он женится  на Зельде, которая послужила прототипом героини романа Розалинды. Сюжет  романа взят из собственной жизни  автора. «This Side of Paradise» показывает стандартный  сценарий жизни молодого человека в  США 1920-х годов. Гертруда Стайн  пишет о первой книге Фицджеральда то, что ею он создал новое поколение, которое она назвала «потерянным». Популярность романа Фицджеральда открывает ему дорогу в мир большой литературы: его произведения начинают печатать в престижных журналах и газетах: «Scribner’s», «The Saturday Evening Post» и других. Помимо известности, эта работа приносит неплохой заработок. Такие неожиданные изменения в финансовом положении Фицджеральда позволили ему и Зельде жить настолько красиво и широко, что светская хроника называла их принцем и принцессой своего поколения. Отныне от Фицджеральда ждали только первоклассных произведений, а его личные наклонности, образ жизни, который он вел и который Зельда разделяла и поддерживала, заставляли его (это продолжалось до самой смерти писателя) все чаще и чаще жертвовать творческими принципами ради заработка, постоянно поставлять богатым редакциям журнальное развлекательное чтиво, вести рассеянную жизнь богатой знаменитости, жизнь, которая требовала больших расходов, чем писатель мог себе позволить, и от которой он не имел силы отказаться. Хемингуэй говорит об американских писателях: «Мы губим их, и для этого имеется много способов. Во-первых, губим экономически. Они начинают сколачивать деньгу. Сколачивать деньгу писатель может только пойдя на риск, хотя в конечном результате хорошая книга всегда приносит доход. Разбогатев, наши писатели начинают жить на широкую ногу, и тут-то они и попадаются. Теперь уж им, хочешь не хочешь, приходится писать, чтобы поддерживать свой образ жизни, содержать своих жен, и прочая, прочая — а в результате получается макулатура».

     В этом же году выходит в свет первый сборник рассказов Фицджеральда «Эмансипированные и глубокомысленные» (Flappers and Philosophers).

     Все это время Скотт также умудрялся  достаточно много писать для журналов, что приносило весьма ощутимый доход (он был одним из самых высокооплачиваемых авторов тогдашних «глянцевых» журналов). Фицджеральды были знамениты как своими произведениями, так и роскошным образом жизни. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов».

     За  первой книгой в 1922 году опубликован  второй роман Фицджеральда «Прекрасные, но обречённые» (The Beautiful and Damned), описывающий  мучительный брак двух одарённых  и привлекательных представителей артистической богемы. Эгоистичные идеалы молодого поколения, воспевание которых принесло Фицджеральду славу, здесь уже подвергались сомнению. Выходит также сборник новелл «Сказки века джаза» (Tales of the Jazz Age). Из одиннадцати рассказов, составивших его, шесть были опубликованы в журналах в 1920 году, три — в 1921 и два — в 1922 году. Книга большого успеха не имела, за год разошлось меньше 13 тысяч экземпляров. Критики отозвались о ней весьма сдержанно, и даже немногочисленные положительные рецензии была полны оговорок. «Эта книга не похожа ни на какую другую… — писала газета „Балтимор ньюс“. — В ней чувствуется ум не по годам развитого ребенка и наивность впавшего в детство старика. Вам то и дело хочется бросить ее в огонь, но уже в следующую минуту вы благодарите бога за то, что не сделали этого».

     В 1924 году Фицджеральд уезжает в  Европу, сначала в Италию, потом  во Францию. Живя в Париже, он знакомится там с Э. Хемингуэем. Именно в Париже Фицджеральд заканчивает и публикует  роман «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925), в 1926 году выходит сборник рассказов  «Все эти печальные молодые люди» (All the Sad Young Men).

     В эти годы было написано много рассказов, с помощью которых Фицджеральд  зарабатывал деньги, чтобы обеспечить свой дорогой образ жизни.

     Однако  следующие годы жизни Фицджеральда оказываются очень тяжелыми. Ради заработка он пишет для «The Saturday Evening Post». Его жена Зельда переживает несколько приступов помутнения рассудка, начиная с 1925 года, и постепенно сходит с ума. Фицджеральд переживает мучительный кризис и начинает пить ещё сильнее.

     В 1930 у Зельды произошло помутнение рассудка, после чего она всю жизнь  страдала шизофренией. Фицджеральд вкладывает много сил и денег, чтобы вылечить жену, но  безуспешно. В 1934 году он написал роман «Ночь нежна» (Tender is the Night), во многом автобиографический — в нём Фицджеральд описал свою боль, битву за сохранение брака и обратную сторону их роскошной жизни. Роман был опубликован в период начавшегося творческого кризиса писателя, на его страницах отражены разочарование и неудовлетворенность художника, мучительные поиски им смысла и правды жизни. Роман одновременно и прощание, и приговор «веку джаза». Однако в Америке книга большим успехом не пользовалась.

Информация о работе Френсис Скотт Фицджеральд и его роман «Великий Гэтсби». История создание и анализ произведения