Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Цель нашего исследования – феномен «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».Основная проблема – развенчание «американской мечты» в творчестве американских авторов начала двадцатого века ,в частности, Ф. Скотта Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби».В ходе работы нами было изучена отечественная и зарубежная критика, публицистика посвященная творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда и исследуемой литературной эпохи, а так же научные работы ведущих литературоведов.
Методологической основой в исследовании данной курсовой работы послужил аналитический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.
Актуальность выбранной темы заключается в следующих факторах:
малочисленностью отечественных и российских исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;
противоречивостью американских оценок и точек зрения на роман Фицджеральда;
необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;
многогранностью и символичностью самого романа;
“современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни
Введение………………………………………………………………………2
1.1.Биография Френсиса Скотта Фицджеральда…………………………...5
1.2.История создания романа …«Великий Гэтсби».……….……………..12
1.3. Роман в критике. Изученность романа………………………………..16
2.Развенчание «американской мечты» в романе Скотта
Фицджеральда «Великий Гэтсби»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………..…..39
Поэтому в 1937 году Фицджеральд решает стать сценаристом в Голливуде, где знакомится с Шейлой Грэм и влюбляется в неё. Последние годы жизни Фицджеральд живёт с ней, правда во время очередных запоев он становится буйным и даже жестоким. Из Голливуда он писал письма, полные горькой иронии. «Вам говорят: «Мы вас пригласили потому, что ценим вашу индивидуальность, но пока вы у нас работаете, позабудьте о ней раз и навсегда». И вслед за тем: «Если меня и дальше будут использовать как чернорабочего, это приведет к моральной травме».
В октябре 1939 года Фицджеральд приступил к созданию романа о жизни Голливуда — «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1941), который остался незаконченным. Написанные шесть глав незавершенного романа были опубликованы в 1941 году и восторженно приняты критиками. Местом действия нового романа стал Голливуд, а его героем — солидный американский продюсер, прототипом которого послужил Ирвинг Тальберг, знакомый Фицджеральда еще со времени его работы над сценарием для Голливуда в 1931 году. За три года жизни в Голливуде он также написал серию рассказов и статей, в основном автобиографического характера, опубликованных после его смерти в сборнике «Крушение» (The Crack-Up, 1945).
Фицджеральд умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 г. в Голливуде в доме Шейлы Грэм. Фицджеральда похоронили на кладбище в Роквилле — там же, где были погребены солдаты-южане, погибшие в Гражданской войне. Простая служба, как он этого хотел, состоялась 27 декабря.
Трагическая
судьба Фицджералда прекрасно
1.2.История создания романа «Великий Гэтсби».
Роман «Великий Гэтсби» вышел в свет 10 апреля 1925 года в Париже. Роман был запланирован в 1922 году, а работа над романом началась в 1923 году. Все это время семья Фицджеральдов путешествовала по Европе и Америке, и большая часть романа была написана во Франции. Позже, вспоминая эти 10 месяцев проведенных в Париже и на побережье Средиземного моря, Фицджеральд называл их самыми продуктивными в своей жизни.
Замысел «Великого Гэтсби» претерпел долгую эволюцию. О своем замысле романа писатель сообщал в письме другу: «Основная идея „Гэтсби“ — несправедливость судьбы бедного молодого человека, который в силу своего положения не может жениться на богатой девушке. Эта тема постоянно довлеет надо мной, ибо я прошел через это» .Первоначально Фицджеральд намеревался отнести действие к 80-м годам прошлого века, избрав фоном событий Нью-Йорк и Средний Запад того времени. Этот план был изложен в двух письмах издателю М. Перкинсу, датированных июнем 1922 г. С замыслом романа связаны новеллы Фицджеральда “Зимние мечты” и “Отпущение грехов”.
В
самом романе “Великий Гэтсби”
нашло отражение дело крупного нью-йоркского
маклера Фуллера-Макджи, объявившего
себя банкротом, о котором много
писали в 1923 году американские газеты.
Как выяснило следствие, руководство
фирмы Фуллера-Макджи незаконно
использовало средства своих акционеров
для рискованной биржевой игры. В
1922 году Фицджеральд провел лето на
Лонг-Айленде по соседству с виллой
Фуллера, чем объясняется повышенный
интерес писателя к этому делу.
В облике главного героя Гэтсби есть
безусловное сходство с Фуллером,
а его взаимоотношения с
В 2000 году в Америке появилось несколько интересных изданий произведений Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Наиболее заметными из них можно назвать сборник ранних рассказов и повестей писателя, написанных в 1920-1922 гг., и публикацию ранней версии романа «Великий Гэтсби». Один из самых знаменитых американских романов ХХ века первоначально назывался «Тримальхион» — по имени одного из персонажей «Сатирикона» Петрония, богача, славившегося своими роскошными пирами. Теперь «Тримальхион» вышел в двух вариантах: один, тиражом 500 нумерованных экземпляров, для исследователей — это факсимильное издание гранок с правкой Фицджеральда, подготовленное крупнейшим исследователем творчества писателя и его биографом профессором Мэтью Брукколи; второй — публикация «Тримальхиона» с комментариями профессора Джеймса Уэста.
Благодаря этим изданиям можно проследить историю создания романа «Великий Гэтсби». Уже в раннем рассказе Фицджеральда «Зимние грезы» появился мальчик Дикстер Грин, в воображении видящий себя богатым и сильным. Четырнадцатилетний мальчик влюбился в дочь богача Джуди Доус , и мечта о счастье с ней никогда больше не оставляла его. Со временем мальчик вырос и сумел приобрести достаточное состояние, чтобы претендовать на руку богатой девушки своих «зимних грез». Но он опоздал: любимая уже вышла замуж. В конце романа герою 32 года, он богат, но любимая не с ним. Дикстер Грин узнает, что Джуди несчастна в браке. Она уже далеко не так прекрасна, как прежде и герой скорбит, но не об ушедшей красоте любимой и не о потерянной любви, а о том ,что богатство не принесло ему счастье. Он жалеет о том, что «зимние грезы» его юности утрачены навсегда. Многие сцены из этого рассказа практически в неизменном виде перекочевали в роман «Великий Гэтсби». Приблизительно в то же время, когда писатель закончил работу над «Тримальхионом», был опубликован и один из самых знаменитых рассказов Фицджеральда «Отпущение грехов». Идею этого рассказа Фицджеральд сформулировал в письме: «Священник отпускает мальчику грехи (конечно, не в обрядовом смысле), показывая ему, что он (священник) находится в еще более жутком состоянии ужаса и отчаяния». Ужас, отчаяние и мечты, которым не суждено сбыться, неизменно преследуют людей, живущих в открытый Фицджеральдом «век джаза» — атмосфера эта является фоном, на котором впоследствии развернутся события «Великого Гэтсби».
«Тримальхион»
— следующая ступень в
Разница между «Тримальхионом» (в то время Фицджеральд еще настаивал на этом названии) и «Великим Гэтсби» весьма значительна: писатель убрал некоторые эпизоды, в результате чего, по мнению ряда исследователей, усилилась эмоциональная напряженность повествования; отказался от излишней прямолинейности в некоторых сценах (например, когда Ник упрекает Гэтсби в том, что «как только он получил Дэзи, она стала ему не нужна»). Однако повествовательная манера, большинство сюжетных коллизий и проблематика остались прежними.
Сам
Фицджеральд был весьма доволен
своим произведением: нередко он
в шутку называл его «самым
лучшим романом из всех романов, написанных
в Америке».
1.3 Роман в критике. Изученность романа.
Роман получил положительные в общем отзывы в периодической прессе, но расходился, к огорчению писателя, плохо. Да и критика, хвалившая роман, отнюдь не сразу дала ему заслуженную им оценку, подкрепленную солидным анализом. Лишь немногие критики и писатели того времени по достоинству оценили роман, в котором в необычайно скупой манере повествования рассказано о трагедии «мечты», получившей ложное толкование. Одной из немногих была Гертруда Стайн, которая в письме к издателю писателя отметила социальную широту охвата событий в новом произведении Фицджеральда, создавшего такую же картину современного ему мира, как это сделал в свое время Теккерей в «Ярмарке тщеславия». С похвалой отозвались о романе Эрнест Хемингуэй и известная американская писательница начала XX века Эдит Уортон.
Следует отметить, что интерес к творчеству Фицджеральда усиливается, а его слава растет лишь с 1945 г. Известный американский исследователь А. Кейзин справедливо отмечает, что до смерти писателя критика относилась к нему крайне необъективно, а с 1941, и особенно 1945 г. начала воздавать ему должное. Споры об отдельных произведениях Фицджеральда и о том, какое место он занимает в американской и мировой литературе, не утихают.
Так, Лесли Фидлер выражает недовольство тем, что, по его мнению, значение Фицджеральда постоянно преувеличивается, а Райми Хьюз прямо объясвляет его второстепенным писателем. Примерно такова же и точка зрения Джона Берримена.
Тем не менее, если рассмотреть основную критическую тенденцию, нельзя не согласиться с Кеннетом Эйлом, который еще в 1963 г. писал: «…после пятнадцати лет все возрастающего внимания критики высокая репутация Фицджеральда представляется оправданной и прочной» .
Такой же весьма неоднородной была критика и по поводу его романа «Великий Гэтсби». Более того, это произведение вообще вызывало неимоверный шквал эмоций.
Генри Дэн Пайнер не без удовлетворения отмечал, что в 1970 г. «Великий Гэтсби» пользуется большим спросом, чем любой роман любого писателя того же поколения.
Сегодня
и в отечественном
Много
интересных замечаний и деталей
накопила критика по поводу его романа
«Великий Гэтсби». «Великий Гэтсби», по
утверждению известного современного
критика Джона Олдриджа, «одна
из последних попыток
Содержание романа Т. Менкен охарактеризовал как «не более чем приукрашенный анекдот, да и то не слишком правдоподобный». Действующие лица романа, по мнению того же Д. Олдриджа, «представляют собой не более чем ряд отчетливо выраженных позиций — застывшие фигуры, выгравированные на фоне моральных абстракций и воплощающие в высшей степени обобщенный интуитивный взгляд на природу американского социального опыта» .
Первые рецензии на роман в американской прессе также были резко отрицательными. Самая первая рецензия на книгу, опубликованная 12 апреля 1925 г. в газете «Нью-Йорк уорлд», была озаглавлена «Последний неразорвавшийся снаряд Скотта Фицджеральда». В таком же духе были выдержаны рецензии в газете «Бруклин дейли игл», журналах «Америка» и «Коммонвил». Роман характеризовался не иначе, как «скверный», «посредственный», лишенный «очарования, жизненности, иронии, романтики и мистицизма». «После прочтения „Великого Гэтсби“,- заключает свой отзыв рецензент газеты „Нью-Йорк ивнинг уорлд“, — мы абсолютно убеждены в том, что Скотт Фицджеральд никак не является одним из крупных современных американских писателей». Газета «Даллас морнинг ньюс» уподобляла писателя «свече, которая поначалу излучала яркий свет, но теперь догорает, испуская лишь копоть и отдельные искры».
Однако следует отметить, что со временем в печати появилось немало положительных рецензий. Газета «Балтимор ивнинг стар», например, отмечала «замечательную простоту и привлекательную искренность» романа, свидетельствующих о «громадной паботе, тщательном планировании и серьезных раздумьях» автора. Журнал «Букмен» характеризовал роман, как «странное смешение сатиры, бурлеска, фантазии и мелодрамы… Но независимо от того, нравится вам „Великий Гэтсби“ или нет, понимаете вы его смысл или нет, вы тем не менее не можете не признать его жизненности».
Современные
американские исследователи творчества
Фицджеральда обращают внимание на два
обстоятельства. Почти никто из критиков,
рецензировавших роман в 1925 году,
не заметил «магической и
Объяснение
этим двум фактам кроется в произошедшем
переосмыслении исторической роли и
места писателя в контексте американской
литературы XX столетия. То, что его
современникам казалось не таким
важным, впоследствии вышло на первый
план и приобрело особую ценность
потому, что нынешней американской
прозе, как правило, чужды романтическая
приподнятость и те качества, которые
современники Фицджеральда определяли
как «магическую и