Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Цель нашего исследования – феномен «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».Основная проблема – развенчание «американской мечты» в творчестве американских авторов начала двадцатого века ,в частности, Ф. Скотта Фицджеральда на примере романа «Великий Гэтсби».В ходе работы нами было изучена отечественная и зарубежная критика, публицистика посвященная творчеству Френсиса Скотта Фицджеральда и исследуемой литературной эпохи, а так же научные работы ведущих литературоведов.
Методологической основой в исследовании данной курсовой работы послужил аналитический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, обобщение, синтез, а так же биографический метод.
Актуальность выбранной темы заключается в следующих факторах:
малочисленностью отечественных и российских исследований, посвященных роману Фицджеральда “Великий Гэтсби” вследствие позднего обращения к творчеству американского писателя;
противоречивостью американских оценок и точек зрения на роман Фицджеральда;
необходимостью дальнейшего переосмысления романа в контексте американской литературы ХХ столетия;
многогранностью и символичностью самого романа;
“современностью” проблематики романа, его непреходящим значением в наши дни
Введение………………………………………………………………………2
1.1.Биография Френсиса Скотта Фицджеральда…………………………...5
1.2.История создания романа …«Великий Гэтсби».……….……………..12
1.3. Роман в критике. Изученность романа………………………………..16
2.Развенчание «американской мечты» в романе Скотта
Фицджеральда «Великий Гэтсби»………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………..…..39
За
десятилетия, прошедшие после выхода
романа в свет, Гэтсби превратился
из полуреальной, полумистической фигуры,
в достоверность которой верили
далеко не все, в эдакий яркий символ
«века джаза», в романтического героя,
подчеркивающего
Здесь «Фицджеральд — мастер стиля и формы — восстает против Фицджеральда — социального историка».
Трудно не согласиться с этим выводом Менкена. Однако сегодня американские литературоведы подчеркивают именно социальную значимость романа, его социально-общественное звучание, реалистический контекст американской жизни. Фицджеральда упрекали лишь в том, что, как выразился один из его современников, у него был «ум фотографа. Он не видит ничего, кроме самого себя, и не умеет воссоздавать ситуации, отличающиеся от его собственной».
Некоторые американские литературоведы утверждают, что «Великий Гэтсби» — «не просто хроника века джаза, а драматическое изображение поругания, которому подвергается наивная американская мечта в продажном обществе». Другие же придерживаются того взгляда, что роман «отнюдь не оплакивает крушение американской цивилизации. Он горюет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между романтической «памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего, которое постоянно брезжит перед нами» .
Таким образом, переосмысление значения творчества Фицджеральда, роли и места «Великого Гэтсби» в американской литературе XX века продолжается. По всеобщему признанию, этот блестящий по форме и стилю роман является ярким образцом американской .словесности первой половины XX столетия.
Что
касается отечественного литературоведения,
то следует отметить, что советские
литературоведы, активно изучавшие
американскую литературу в двадцатые
и тридцатые годы, оставили без
внимания романы и рассказы Фицджеральда.
Первые более-менее серьезные
А.
Зверев называет Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
«по праву классиком
А.
Н. Горбунов называет роман «Великий
Гэтсби» непревзойденным
Как бы ни спорили между собой критики по поводу значимости и специфики этого романа, одно можно сказать с уверенностью — этот роман будет всегда привлекать читателя трогательностью своего незамысловатого сюжета.
Как написано в предисловии одного из последних изданий романа: «Роман Ф. С. Фицджеральда „Великий Гэтсби“ (1925) по праву считается одной из лучших работ писателя. Тонкий психологический анализ, точное использование стилистических приемов, прекрасный язык делают прозу Фицджеральда интересной широкому кругу читателей».
Давая общую оценку проблематики романа, C. Батурин пишет, что «романист обладал драгоценным „вторым зрением“, живописуя власть имущих, он остро критически оценивал их существование, видел их паразитизм, никчемность, ощущал, что материальный успех ведет к нравственным потерям, внутренней опустошенности».
2. Развенчание «американской мечты» в романе Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Источником словосочетания «американская мечта» считается написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса, озаглавленный «Эпос Америки» (англ. The Epic of America, 1931):
«…американская
мечта о стране, где жизнь каждого
человека будет лучше, богаче и полнее,
где у каждого будет
«Американская мечта » - общество равных стартовых возможностей, в котором каждый человек может добиться высокого социального статуса и соответствующего материального положения, при условии наличия определенных качеств характера: упорства, трудолюбия, смекалки и т.п. . Национальный этос США, в котором свобода включает обещание процветания и успеха для каждого, базируется на идеях Декларации независимости США:
«Так как люди созданы равными и … наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свободу и стремление к счастью, … то жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями — независимо от социального класса или обстоятельств рождения».
«Американская мечта » - одна из традиционных тем американского романа, которая на разных этапах развития получает различную оценку и интерпретацию.
Большой популярностью в конце XIX — начале XX века пользовались романы американского писателя Горацио Элджера, в которых герой добивается успеха, благодаря упорному труду вырывается из бедности. Это беззаветная апология богатства как высшей жизненной цели. «Американская мечта» в этих романах воплощается, но не подвергается глубокому анализу как в произведениях Джека Лондона («Мартин Иден»), Теодора Драйзера («Сестра Кэрри», «Американская трагедия»), Скотта Фицджеральда («Великий Гэтсби»), Норманна Мейлера («Американская мечта»).
Согласно
эссе Фолкнера "О частной жизни",
каждому человеку дано "право
личного достоинства и свободы"
Так же неосознанно владеет
она Джеем Гэтсби. Правила, которые
он с юности для себя
Однако Гэтсби ведомы и
И, осуществляя свое право на
счастье - на личную независимость,
материальный достаток, семейное
благополучие, - он тем самым восстанавливает
и гармонию социальных
Тема «потерянного поколения» и «американской мечты» отображена и в творчестве иных американских писателей, например, Драйзера.
Следует
отметить, что роман «Великий Гэтсби»
появился одновременно с романом
Драйзера «Американская трагедия».
Сходство между этими произведениями
прослеживается в нескольких аспектах:
оба героя стремятся к
Таким образом, типичная американская мечта у обоих писателей завершается типичной американской трагедией.
Гэтсби
в контексте «американской
И сам Гэтсби не доверяет себе. Когда он выходит по вечерам из своего дома, смотрит на противоположный берег залива и протягивает к нему руки — он тянется не к женщине, которую когда-то знал и которую до сих пор любит. Он тянется к своему прошлому, которого не было. Символический смысл его любви прозрачен: он влюблен в Ту, что на другом берегу, он боится, что Она его отвергнет, ради Нее он богатеет и устраивает балы, он любит не только Ее самое, но и память о своем прошлом, связанным с Ней, — о прошлом, которое у него отняли.
История
эволюции и крушения мечты Гэтсби
— это история его тщетной
и трагической попытки
Но проблематику романа нельзя свести к коллизиям, характерным для недолговечной «джазовой» эпохи американской жизни. По мнению А. Зверева, «трагедия, описанная в „Великом Гэтсби“, оказалась типично американской трагедией, до такой степени не новой, что вину за нее было невозможно возложить лишь на золотой ажиотаж времен „процветания“, погубивший не одну жизнь. Корни главного конфликта уходят гораздо глубже. Они тянутся к истокам всего общественного опыта Америки, освященного недостижимой мечтой о „земном святилище для человека-одиночки“, о полном равенстве возможностей и безграничном просторе для личности. Они уходят в „американскую мечту“, завладевшую и героем романа Джеем Гэтсби.
«В некоторых отношениях, — пишет далее А. Зверев, — Гэтсби — это законченный «новый Адам», каких и до Фицджеральда немало прошло через американскую литературу: от куперовского Натти Бампо до Гека Финна. Но в 20-е годы что-то всерьез поколебалось в самосознании американцев. Впервые и сама «мечта» начала осознаваться как трагическая иллюзия, не только не возвышающая личность, но, наоборот, отдающая ее во власть губительных индивидуалистических побуждений или обманывающая заведомо пустыми и тщетными надеждами. Это была тема Драйзера и Льюиса. Фицджеральд нашел свой угол зрения и свою тональность. Сказалась его особая чуткость к болезненным явлениям «века джаза». Сказалась «незатухающая ненависть» к богатым, к людям типа Тома Бьюкенена, который олицетворяет в романе мир бездушного утилитаризма, агрессивного своекорыстия, воинствующей буржуазной аморальности. Сказалась способность Фицджеральда безошибочно распознавать трагедию, даже когда она скрыта за блистательным маскарадом. Сказалось, наконец, его недоверие к любым иллюзиям и «легендам», обострившееся и оттого, что «легенда» уже сопутствовала ему самому, став для писателя непереносимой и побудив его весной 1924 года уехать в Европу с единственной целью- «отбросить мое прежнее „я“ раз и навсегда»(13)].