Возникновение и трансформация молодёжных стилей и субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:38, реферат

Краткое описание

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологи — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Оглавление

Определение термина
Хронология субкультур
Музыкальные субкультуры:
Панк: -Этимология -Истоки и влияния –Эдиология –Литература -Внешний вид
-Родственные субкультуры
-Субкультуры в рамках панк
Готы: -Название –Мода –Музыка -Литература и кинематограф -Критика
Эмо -Основные черты эмо стиля-Эмо имидж-Атрибутика Плаги Жесты -Критика и скандалы
Кибер готы:-История Основы-Эстетика Внешний вид
Bikers/Байкеры -Внешниий вид - Символика-Мотоклубы - Мотоциклы -Байкеры и популярная культура
-Фильмы - Музыка
Мелалисты: - Образ – Субкультура – Жест – Направления метала – Генеалогическое древо метала.
Символика молодёжных субкультур:
-Симвл в сообществе
-Поле символики
Некоторые особенности развития неформального движения сегодня.

Файлы: 1 файл

Московский Государственный Университет им.docx

— 143.13 Кб (Скачать)

СИМВОЛ- ИНТЕРПРЕТАЦИЯ-РЕАКЦИЯ-СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА.

То есть прочтение символики в данном случае не ограничивается ее интерпретацией. Мы прослеживаем результат интерпретации  символа — реакцию; 
затем сложение множества реакций (действий) в систему межличностных связей — то, что и есть сообщество. 
С каждым из звеньев связаны определенные исследовательские процедуры. Остановимся на них. Обсудим эти процедуры или, точнее, покажем их на конкретном примере: возьмем фрагмент из жизни Системы, эпизод, связанный с использованием символов. 
Мой знакомый Вампир, питерский, приехал автостопом в Москву. Нужно найти ночлег и культурную программу. Сам он рассказывает: “Я стою в Москве. Возле кафе вижу, стоит волосатый, пьет воду. ,,Здарова чувак, извини за беспокойство. Не подскажишь, где здесь местные тусовки? — А, местные тусовки? Ты откуда, из Питера? Вот видишь, там стоят двое волосатых, подойди, они впишут". Подошел к ним: ,,Привет, пипл!". Показываю знак “коза” Да по моему плащу и так видно, что свой. "У тебя негде вписаться? — Я совсем беспрайсовый. — Конечно, есть флэт"”. Беспрайсовый — безденежный; флэт — квартира, ночлег; вписать — устроить. Вампир использовал сразу множество символов принадлежности к Системной среде: жест, одежду, усиленный сленг, а также не отражаемые в записи мимику и манеры. В результате получил ночлег.

Поле  символики.  
Наличие особой символики, расцениваемой как “своя”, есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоторого социального образования. А. П. Коэн, наиболее близкий нам по своим подходам социо-антрополог и политолог, вообще определяет сообщество как поле символики: “Реальность сообщества в восприятии людей, — пишет он, — заключается в их принадлежности... к общему полю символов”. И далее: “Восприятие и понимание людьми их сообщества... сводится к ориентации по отношению к его символизму” 
Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ — оболочка, в которую упаковывается “своя” информация; в таком виде она отличима от чужой. А следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ, и вне нее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры. 
Насколько все это справедливо для Системы? Сложилось ли на базе ее символики социальное образование? Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, Систему можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие его признаки, как общий язык (сленг и символика), сеть коммуникаций — личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались, так что уже подсознательно отличаешь “своих”). Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их на момент моих наблюдений было несколько. “Системными” или “системщиками” ее представители называли себя редко, да и то с иронией. Чаще — пипл (от англ. people — люди, народ). Иногда — просто чел: “Мне один чел вчера сказал...”, — понимать надо так, что именно Системный сказал. Или: “Я тут чела одного встретил...”, — значит, тусовщика. Кстати, тусовщик — еще одно самоназвание, указывающее на принадлежность к Системе: “Я давно тусуюсь...”, — значит, давно в Системе. Или: “Ну, он старый тусовщик”. 
Сленг и символика составляют основу внутренней коммуникативной среды Системы, отделяя ее от внешнего мира. При этом символика Системы чрезвычайно эклектична: в ее фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп (например, от кришнаитов или баптистов), молодежных и рок-течений (атрибуты панк-рока или тяжелого металла), а также разных общественно-политических движений: пацифизма, анархизма, коммунизма и проч. Система обладает способностью впитывать чужую символику и, перекодируя, включать ее в свой фонд. 
Надо различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не принадлежащих к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи,— и панковские группировки вне ее. Последние совсем не причисляют себя к Системе и даже, бывает, приходят бить пиплов. Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч. 
Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе (еще не зная его структуры).

Некоторые особенности развития неформального движения сегодня.

Думаю не нужно  говорить, что субкультуры это  динамический процесс? Идёт постоянный процесс развития отдельных ветвей субкультур, появление новых и  модернизации старых. Опытному наблюдателю, в общих чертах, понятны основные тенденции развития неформалов. В  отличии, скажем, от тех, кто только вступил в ту или иную субкультуру. Я постараюсь раскрыть основные тенденции, проблемы и явления в неформальной среде нашей страны.

Итак, признаем тот  факт, что все субкультуры в  нашу отчизну приходят с невероятной  задержкой, и как правило приобретают  национальный колорит. А это зачастую, опошление идей, принятых изначально субкультурой на западе. Напомню, что  национальных субкультур не так много. Мы можем назвать такие как: Гопники, Сталкеры и Стиляги. То есть, говорить о том, что Россия законодательница субкультур, мы не можем, но и говорить, что национальных субкультур у нас  не было, тоже нельзя. Законодательница субкультур, на данном этапе развития неформального движения, является Япония. Вспомните только такие красочные  субкультуры как: Фрукты, Гангуро, Вижуал Кей, Лолиты, Отаку. Когда мы говорим  о субкультурах недавно появившихся  у нас, мы часто используем иронический  или сатирический тон. Дело в том, что наша страна, находившаяся за железным занавесом и не слышавшая толком о субкультурах, просто в одночасье  захлебнулась в потоке различных  субкультур. А дети, в последующем  представители той или иной субкультуры, толком о субкультурах и не знают  ни чего (за исключением Панков, Рокеров, Байкеров, в последнее время Готов, Скинхедов и эмо). Выпадает важный, на мой взгляд, социальный институт. Школа не рассказывает, родители не знают, СМИ несут, давайте уже  это признаем, откровенную чушь. То есть дети только собственным опытом пытаются разобраться в этом разнообразии видов и жанров. И естественно, моделируют поведение, стиль той  или иной субкультуры ошибочно. Вот  почему я в начале статьи сказала, что у нас идёт опошление идей субкультур. Помните травлю на Эмо, Херок потом на Педовок, сейчас же на очереди, наверно, Трэшы. Дело в том, что представители этих субкультур, скопировав, приоритеты той или иной субкультуры, по факту остаётся, используем термин из среды неформалов, позерами. Да всё потому что, нет базы знаний, но есть обширная база для копирования. Почему же сейчас происходит количественный рост, в среде неформалов, и падение качества самих движений?

Ответ кроется  в просторах Интернета. Безлимитный  Интернет, социальная сеть «в контакте», сделали своё дело и получение  информации о субкультурах, и общение  участников субкультур дело элементарное. НО, качество получаемой информации, зачастую просто не соответствует действительности. Статьи, описывающие субкультуры, порой  субъективны, а порой и просто высмеивающие. Скажите, что спародирует  подросток, болеющий максимализмом  в этом идеологическом бардаке? То и  получаем, что осмеяние некоторых  субкультур из субъективного мнения единиц, перерастает в действительность…  Я про то, что те элементы субкультуры, не были ей присущи, но после ряда похабщины  в Интернете, субкультура обрастает  не свойственными ей чертами. Пример возникновение Педовок, красноречиво говорит о создании субкультуры, из освистывающих в статьях элементов  позерства некоторой части молодёжи. Радует, то, что некоторые педагоги всё же осмыслили свою безграмотность в вопросах молодёжных субкультур, и постепенно повышая уровень  своего знания, передают основы детям. Правда беда остаётся, это методические пособия. Использование собственно научных работ по субкультурам, не представляется возможным ввиду  узкой направленности и зачастую, резко негативного описания той  или иной субкультуры.

Есть и проблемы. Наше государство вздумало запрещать  субкультуры, ограничивать их. К примеру, экстремистскими признаны такие  субкультуры как Скинхеды и Готы. Ладно, в случае со Скинхедами, но как  Готы попали в такие рамки просто уму не постижимо!!!  Да гот рок  субкультура, мрачновата, но называть представителей экстремистами, значит признать свою тотальную не просвещённость. Все доводы обвиняющей стороны в  том, что представители этой субкультуры  склонны к суициду, могут убить  человека ли того хуже съесть, на проверку оказываются простой некомпетентностью  властей. Да гот рок субкультура  играет с темой суицида, но как  и в эмо субкультуре, просто таким  методом представители этих движений привлекают к своей персоне внимание. А резанье вен не что иное, как  обычная показуха. Да, тема смерти, а  точнее тема вечно жизни и идеи Вампиризма обсуждаема среди представителей этой субкультуры, но исключительно  в рамках моделирования пространственно-временных  основ описываемых в готических романах и стиле Барокко. По СМИ  проходят гневные репортажи с  темами «Гот зарезал сестру» или  «Готы расчленили и съели человека», но скажите, кто готов идентифицировал  их как готов? Они сами? По каким  признакам? По анкху, по черной одежде, по выбритым вискам? Как? Или они  сами себя считают готами? Но согласитесь, считать себя готом и быть им это  совершенно разные вещи. Я могу считать  себя министром здравоохранения, разве  я им буду? Гот должен иметь круг общения, определённую символику, слушать определённую музыку, владеть сленгом, принятым в среде готов.

Ну а сама молодёжь? Как была, так и осталась, только меняются названия и оттенки. Более  зрелые представители субкультур ушли от выделения или противопоставления обществу, а просто живут в обществе слушая, или делая то, что им нравится, и особо не обращая внимания на то, что 99% остального общества считает  их увлечение маразмом. Они повзрослели, даже закоренелые Панки, помаленьку начинают работать. Но круг общения  и главный стержень субкультур, музыка, остались с ними. В начале статьи я говорила, что субкультуры это динамическое явление. Да человек может пройти путь: рокер – гот рок – гот – психоделик – ЭБМ. Вариантов развития личности неисчерпаемое множество. Субкультуры не статичны и не статичны их представители. Да бывают случаи, когда человек всю жизнь считает себя рокером, это нормально, но у рок музыки огромное количество жанров и видов. Варясь в субкультуре рока всю жизнь можно развиваться, как развиваются жанры и виды. Молодёжь, которая только вступает на путь неформального движения, наступает на грабли, проходит через осмеяние и уже на определённом этапе осознаёт, что понятие о ранних стадиях своего неформального пути, осознание субкультуры, к которой якобы они принадлежал, было не верным. Так, например, путь может быть следующим: Педовка – Эмо – Херка – Альтернатива. Да, меняются стили и атрибуты, но определение субкультуры остаётся неизменным. Так вместо пива может быть ягуар, вместо чёрного цвета, чёрно-розовый, вместо браслета с клёпками и шипами, резиновый напульсник, вместо кожи свободная одежда, вместо берцев, кеды. Немного корректируются идеи, но основной стержень субкультур остаётся, как остаются люди, которые не такие как все. В последний год особенно заметно влияние Ска стиля, американского Панка, Альтернативы, японских субкультур. Это всё приводит к тому что, субкультуры становятся пестрее, музыка облегчается, соответственно облегчается и стиль одежды. Но это всё не говорит о том, что субкультуры рока и металла перестали развиваться. У Ролевого движения происходит, откат на информационные игры. Появляются городские игры. И как итог дробление на подвиды. Следует отметить общий интерес к субкультурам. Он есть и постоянно наращивается. Это закономерно. Представителей субкультур с каждым годом всё больше. В описании субкультур, всё так же доминирует не творческий метод, а порицательный. Заметна тенденция к тому, что бы жанры называть субкультурами. К примеру, как Ска, трэш. Радует поднявшийся профессиональный уровень многих отечественных коллективов. Улучшается манера поведения группы на сцене, а так же отслеживается во многих группах индивидуальный имидж. Происходит прорыв и в периодических изданиях (частично оные перешли в Интернет, к примеру, Роккор). Радуют глаз интересные готические модели (к примеру, luterone). Помаленьку уходим с колхозного уровня, но далеко ещё не во всём. Как и все не контролируемые процессы, субкультуры, отслеживать, сложно, но крайне занимательно. И главная наша задача, это повышать уровень знания, как у специалистов, так и у простых обывателей. Считать задачу решённой нельзя не в коей мере. Но надеюсь, что описанные явления, и поставленные проблемы заинтересуют педагогов, да и неформалов тоже.

Информация о работе Возникновение и трансформация молодёжных стилей и субкультур