Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:03, реферат
Украи́нцы (укр. украї́нці; историческое самоназвание русины (укр. руси́ни)) — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на территории современной Украины. Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков.
Введение стр. 3
Глава 1 «Население Украины»
Определение стр.4
Плотность населения стр.4
Динамика роста населения стр.4
Глава 2 «Этногенез и этническая история»
Эволюция этнонима стр.5
Казачество и малороссийский период стр.5
Западная Украина стр. 6
Этническая история стр.6
Язык стр. 7
Глава 3 «Антропологическая характеристика»
Антропология украинцев стр. 8
Структура расселения стр. 9
Глава 4 «Украинская кухня»
История кухни стр.10
Мясо и рыба стр. 12
Зерновые блюда стр. 12
Овощи и фрукты стр. 12
Напитки стр. 12
Рецепт украинского борща (бонус) стр. 13
Глава 5 «Традиции Украины»
Изготовление оберегов стр. 14
«Мой дом – моя крепость» стр. 14
Новоселье стр. 14
Славянские боевые искусства на Украине стр. 15
Древняя система знаний «Спас» стр. 15
Украинский костюм, народный и современный стр. 16
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ и диалектных ТЕРМИНОВ стр. 22
Дополнения стр. 23
Заключение стр.26
Список ссылок и литературы стр. 27
Украинский костюм, народный и современный
Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Народный наряд включает в единый художественно-практического ансамбля искусство кроя, ткачество, вышивку, аппликацию, плетение, обработку кожи, металла и т.д.
Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно самую прекрасную природу Украины переносили в отделка костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от той тяжелой действительности, окружавшей трудящихся до Великой Октябрьской социалистической революции. Скажем, вышивание - это было не просто ремесло, это проявление таланта народного, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла почувствовать радость созидания, выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.
Колорит наряд
многих районов Украины был светлый,
белый, обогащенный яркими цветами
шерстяных плахт, запасок, поясов, венков,
красного ожерелья и лент. Колорит
с преимуществом красно-черно-
Современные художники-модельеры
постоянно обращаются к лучшим образцам
народной одежды. Орнамент, колористика,
вышивка, кружево, конструктивные формы
народной одежды находят отражение в современном
искусстве моделирования костюма, своеобразном
и неповторимом в каждой республике. И
это не простое отображение, повтор прошлых
форм, его пропорций и цветовых сочетаний,
а творческая наследственность прогрессивных
традиций в нарядах с учетом современного
уровня развития промышленности, техники
и нового, принципиально отличного от
прошлого быта советского народа. Интересно,
что сейчас расширились географические
границы бытования украинских традиционных
дополнений к одежде. Почти по всей нашей
стране включаются сегодня в ансамбль
одежды узорчатые варежки, узороплетени
сумки, украшения из дерева, бусы, браслеты,
броши, пуговицы, пояса, изготовленные
украинскими мастерами. Образцы украинской
народной одежды хранятся в музеях нашей
республики. Над его историей и развитием
работают ученые и этнографы. Это неисчерпаемый
источник для модельеров, которые с успехом
используют традиции украинского костюма
в современной одежде.
БУКОВИНА. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм. Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитый цветными узорами цветной шерстью. Опинка, что окутывает бедра, с домотканой шерстяной ткани, заткана нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор - «ход» - сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок опилок (ковыля). Разноцветное стеклянные бусы обильно покрывает бюст и шею. Кожаные ботинки желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.
Холостяцкий костюм.
Длинная туниковидная рубашка из
домотканого полотна, одевалась
поверх брюк, подпоясанная широким
кожаным поясом. Безрукавка и сердак
украшенные аппликацией из кожи, сукна
и вышивкой. Узкие «штанины»-брюки из белого
полотна вышиты на штанине. Одежда была
колоритнейшим, многие украшался разноцветной
вышивкой, плетением, аппликациями из
кожи, металлическими пистонами. Холостяцкие
шляпы были украшены цветами, разноцветными
лентами, пером и др. Лапти «морщени», «заклебучени»,
привязанные к ноге «волоками».
ЗАПАДНОЕ ЗАКАРПАТЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Женский костюм. Рубашка-Довгань из домотканого полотна. Станок рубашки украшенный «пазухой» - сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышитые многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышитый цепь из разноцветных ромбов - «хвост». Техника вышивки «Вито» - разновидность настилування. Безрукавка-«плечики» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук-«плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Винкопо-подобного головной убор с «уплиткы» украшен цветами и бисером. Шейный украшение - «силянки» в виде широкой ленты расшитой бисером.
Мужской костюм.
Краткая рубашка домотканого полотна.
Полики ее оформлены вышивкой белыми нитками
настилування и вырезанием. Широкие штаны
«штаны» с белыми кистями - «Ройт» - на
штанина и «зигзагами» с синей тесьмы
густо собранные у пояса на узкий «ганчик».
Рубашка и штаны подпоясанные широким
кожаным поясом «цифрованим чере-сом»,
орнаментированным тиснеными узорами,
медными кольцами и др. Лапти, как женские,
так и мужские, орнаментированные тиснением
и украшенные металлом.
ВОСТОЧНОЕ ЗАКАРПАТЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Женский костюм. Рубашка-«ромованка» домотканого полотна с уставками, с вышивкой гладью. Вышитые верхняя часть рукавов, ряда рукавов, запьясникы и чехлы. Запаски тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, так называемом «багор». Безрукавка украшен цветной вышивкой, воличковимы кистями, аппликацией из кожи и сукна, бисером и металлом. Красочная платок с цветами на черном фоне. Кожаные морщени лапти одеты на плетеные шерстяные орнаментированные белыми нитками «Капчуры».
Мужской костюм.
Туникоподибни рубашка носилась поверх
штанов. Вырез горловины собран «в морщины»
и завязан на очкур. Вышивка украшает воротник,
пазуху и деление. Безрукавка и сердак
украшенные вышивкой, аппликацией из кожи,
воличковимы кистями и полосками. Коричневый
шляпу «клебанка». Красные суконные штаны
«штаны». Морщени лапти обуты на суконные
«Капчуры». При этом учитывалось гармоничное
сочетание цветов штанов и Капчуры.
ЛЬВОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Женский костюм. Рубашка домотканого полотна с уставками. Шерстяной безрукавный горсик с «лаптихамы», украшенный цветными нитями, шнурами и кружевом Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и полотняный передник вышитые многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» с домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитая полотняная платок связана на красную «бавници» с бахромой. Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и «пистряне» ожерелье.
Мужской костюм.
Рубашка на кокетке с отложным
воротником. На манижци, воротнике и манжетах
вышивка. Брюки узкие, темные волосы, будничные
- с домотканого полотна, праздничные -
преимущественно фабричные. «Кафтан»
(кафтан) белой домотканой шерсти, украшенный
цветными шнурами и аппликацией из сукна
и кожи. Войлочную шляпу украшенный лентой,
цветами и пером. Кожаные сапоги желтого
цвета богато орнаментированные.
ЧЕРНИГОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Мужской костюм.
Туникоподибни рубашка
Женский костюм.
Рубашка домотканого полотна
«до полика» с широкими, в полторы
полки, рукавами. На рукавах и полика
красно-черная вышивка гладью. Синяя керсетка
с подрезной спинкой, «к Фанд» (с фалдами.
Красная юбка в складку типа андарак домотканой
шерсти с тканым разноцветным геометри-ным
орнаментом по подолу Белый полотняный
передник вышит по подолу, с «закладками»
и обшивкой кружевом Две разноцветные
платки связаны на белый чепец. Одна платок
связана «просто», а вторая подведена
под подбородок и завязана на макушке.
Лапти прямого плетения у мужчин и женщин
одевались на полотняные онучи.
ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Холостяцкий костюм.
Полякова рубашка домотканого полотна
с широкими рукавами. Станок рубашки совместно
с полики «ря-нных» у ворота. Швы расшитые
серой льняной нитью. Такой же нитью сделана
сетка на пазухе и нитках рукавов. Брюки
вибийчани «надднепрянского» типа на
очкуре. Пояс тканый, широкий, красно-зеленый.
Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными
голенищами («чирики»).
КИЕВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм.
Рубашка домотканого полотна
с уставками, стоячим воротником
На уставках, пидполиччя и рукавах
красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка
короткая, «состояния», с фабричной шерстяной
ткани, с вышитым угла - углом правой полы.
Юбка Баева с «перцами», фартук с рябью,
закладками и вышитой каймой. К окну привязаны
разноцветные ленточки. Украшения: разноцветная
бусы, кольца, серьги. Ботинки черного
цвета с зелеными шнурками.
ВОЛИНЬ. Конец XIX - начало XX в.
Женский костюм. Рубашка домотканого полотна с отложным воротником. Кусан, также с домотканой шерстяной ткани, шилась с составами от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На красный летник, тканый продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, связанная шерстяная ковровая запаска-«предшественница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями заткана красной полоской. Платок связана на «кибалку», сделанную из джута льняной кудели, лубяного ободка и др.
Мужской костюм.
Рубашка домотканого полотна. Воротник
виложистий. Пазуха, воротник, станок и
чехлы оформлены геометрическим
тканым орнаментом красного цвета. Подпоясанная
рубаха многоцветным тканым поясом с «кутасами».
Брюки узкие с невидбиленого сурового
домотканого полотна. Женщины и мужчины
носили лапти, что обувались на полотняные
«завой».
ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Мужской костюм. Рубашка домотканого полотна, кроена «впе-рекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третей-нице», что вставлялись между основным полки, сшитые швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышитые «виноградом» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск, подпоясанная красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Кожух «состояния» со стоячим воротником. Воротник, полы и ряда рукавов обшиты черным смушкой и шерстяными цветными нитками. Шапка «стовбувата» из черного мерлушки.
Холостяцкий костюм.
Туникоподибни рубашка с
ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм. Рубашка домотканого полотна со сплошным рукавом. Виложистий воротник, верхняя часть рукавов и бюст вышитые крупными цветами красно-синими нитками. Широкая юбка-летник из домотканого сукна обшитая по подолу плисовые, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями связан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное «каменное» и перламутровый белый ожерелье и серьги.
Женский костюм.
Рубашка домотканого полотна
со сплошными рукавами, пришитыми
к станку декоративными цветными
расшивки. Рукава, особенно верхняя часть,
и бюст пышно вышитые техникой набирування.
Характерные вертикально вышитые полоски
у пазухи. Подол рубашки имеет два разреза,
вышитые яркой, в основном красного цвета,
вышивкой. Носили рубашку с большим напуском
на пояс. Горбатко из черной шерстяной
домотканой ткани с цветной нитью по подолу.
К узкой кромке, поддерживающий горбатки,
подвешенный кошелек. Невысокий чепец
цилиндрической формы, к которому связана
«нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения:
красное «каменное» ожерелье с дукатами,
кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.
ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм.
Рубашка домотканого полотна
с полики, вышитая цветами красно-
Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Рукава,
во-поличчя и полики вышиты льняными нитками
серого или белого цветов. На месте соединения
рукавов с уставками рукав собирался в
зборочкы-«Пухлик». Керсетка «в розмашку»,
«с усиками», сшитая из ситца в цветочек.
Полы безрукавки обшиты плисовые, по линии
талии нашиты красные пуговицы. Плахта
«с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком
в квадратах Цвет квадратов преимущественно
зеленовато-синий и красный, фартук из
полотна украшен мережкой и вырезанием.
Головной убор «наметка» из тонкой белой
ткани, связанный на мягкий чепец. Орнаментированные
сапоги - «сафьяновые» желто-коричневого
цвета.
КИЕВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.
Мужской костюм. Рубашка домотканого полотна с «призбиранням» у ворота. Пазуха, воротник, ряда рукавов и рукава у проймы вышитые красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», с сурового полотна, на очкуре, подпоясанные широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватая свита домодельного сукна пошита «до ряс». Стоячий воротник, полы и «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из седой мерлушки «стижкуватои» формы. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.
Женский костюм.
Рубашка домотканого полотна
с уставками и узеньким стоячим
воротником. Красно-черная и черно-синяя
вышивка на пазухе, уставках и чехлах выполнена
крестиком хлопковыми нитями. Для мережки
по подолу использована серая льняная
нить. Зеленая с красными «перчиком» Баева
юпка пошита «на три усы» с большим отложным
воротником. Запаски, красная передняя
и синяя задняя, с домотканой шерстяной
ткани с разноцветным геометрическим
орнаментом по подолу. Кромка с кистями
завязана на левом боку. Вышитый воличкой
хлопчатобумажный платок затягивался
на затылке красной лентой. Украшения:
красное ожерелье, ожерелье из янтаря
(янтаря), серьги и кольца. Сапоги красные
на высоких «пробках».