Украина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Краткое описание

Украи́нцы (укр. украї́нці; историческое самоназвание русины (укр. руси́ни)) — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на территории современной Украины. Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков.

Оглавление

Введение стр. 3
Глава 1 «Население Украины»
Определение стр.4
Плотность населения стр.4
Динамика роста населения стр.4
Глава 2 «Этногенез и этническая история»
Эволюция этнонима стр.5
Казачество и малороссийский период стр.5
Западная Украина стр. 6
Этническая история стр.6
Язык стр. 7
Глава 3 «Антропологическая характеристика»
Антропология украинцев стр. 8
Структура расселения стр. 9
Глава 4 «Украинская кухня»
История кухни стр.10
Мясо и рыба стр. 12
Зерновые блюда стр. 12
Овощи и фрукты стр. 12
Напитки стр. 12
Рецепт украинского борща (бонус) стр. 13
Глава 5 «Традиции Украины»
Изготовление оберегов стр. 14
«Мой дом – моя крепость» стр. 14
Новоселье стр. 14
Славянские боевые искусства на Украине стр. 15
Древняя система знаний «Спас» стр. 15
Украинский костюм, народный и современный стр. 16
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ и диалектных ТЕРМИНОВ стр. 22
Дополнения стр. 23
Заключение стр.26
Список ссылок и литературы стр. 27

Файлы: 1 файл

УКР.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

Украинский  костюм, народный и  современный

Традиционный  наряд каждого народа является одним  из наиболее массовых видов его художественного  творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Народный наряд включает в единый художественно-практического ансамбля искусство кроя, ткачество, вышивку, аппликацию, плетение, обработку кожи, металла и т.д.

Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно самую прекрасную природу  Украины переносили в отделка костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от той тяжелой действительности, окружавшей трудящихся до Великой Октябрьской социалистической революции. Скажем, вышивание - это было не просто ремесло, это проявление таланта народного, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла почувствовать радость созидания, выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.

Колорит наряд  многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами  шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент. Колорит  с преимуществом красно-черно-синего отделка характерен для Центрального Поднепровья. Интересные ярко украшенные богатой вышивкой рубашки Киевщины, Черкащины. Рубашки Полтавщины в основном вышитые вырезанием, мережкой, нитками белого или серого цвета, на Подолье и Буковине преобладала красно-черная, желтая и синяя вышивка. Затканные красным рубашки Волыни прекрасно сочетались с красно-желто-зелено-мы андарак и ярко расшитыми Кусан. При всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, очень отчетливо проявляется подчинения отдельных локальных видов одежды и отделки едином художественном ансамбля, характерном для украинской народной одежды. Много рациональных художественных решений народного кроя и отделки используется в комплексах одежды, сформировавшийся на традиционной основе на Украине за годы Советской власти. Мы имеем прекрасные образцы одежды в разных районах нашей республики, где органично переплелись традиционные формы и декор с новыми материалами. 

Современные художники-модельеры  постоянно обращаются к лучшим образцам народной одежды. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма, своеобразном и неповторимом в каждой республике. И это не простое отображение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность прогрессивных традиций в нарядах с учетом современного уровня развития промышленности, техники и нового, принципиально отличного от прошлого быта советского народа. Интересно, что сейчас расширились географические границы бытования украинских традиционных дополнений к одежде. Почти по всей нашей стране включаются сегодня в ансамбль одежды узорчатые варежки, узороплетени сумки, украшения из дерева, бусы, браслеты, броши, пуговицы, пояса, изготовленные украинскими мастерами. Образцы украинской народной одежды хранятся в музеях нашей республики. Над его историей и развитием работают ученые и этнографы. Это неисчерпаемый источник для модельеров, которые с успехом используют традиции украинского костюма в современной одежде. 
 
 
 
 
 
 
 

БУКОВИНА. Конец XIX - начало XX в.

Девичий костюм. Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной  вышивкой. Безрукавка вышитый цветными узорами цветной шерстью. Опинка, что окутывает бедра, с домотканой шерстяной ткани, заткана нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор - «ход» - сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок опилок (ковыля). Разноцветное стеклянные бусы обильно покрывает бюст и шею. Кожаные ботинки желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.

Холостяцкий костюм. Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась  поверх брюк, подпоясанная широким  кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшенные аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «штанины»-брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритнейшим, многие украшался разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Холостяцкие шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти «морщени», «заклебучени», привязанные к ноге «волоками». 

ЗАПАДНОЕ ЗАКАРПАТЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Женский костюм. Рубашка-Довгань из домотканого  полотна. Станок рубашки украшенный «пазухой» - сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышитые многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышитый цепь из разноцветных ромбов - «хвост». Техника вышивки «Вито» - разновидность настилування. Безрукавка-«плечики» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук-«плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Винкопо-подобного головной убор с «уплиткы» украшен цветами и бисером. Шейный украшение - «силянки» в виде широкой ленты расшитой бисером.

Мужской костюм. Краткая рубашка домотканого полотна. Полики ее оформлены вышивкой белыми нитками настилування и вырезанием. Широкие штаны «штаны» с белыми кистями - «Ройт» - на штанина и «зигзагами» с синей тесьмы густо собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясанные широким кожаным поясом «цифрованим чере-сом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированные тиснением и украшенные металлом. 

ВОСТОЧНОЕ ЗАКАРПАТЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Женский костюм. Рубашка-«ромованка» домотканого полотна с уставками, с вышивкой гладью. Вышитые верхняя часть рукавов, ряда рукавов, запьясникы и чехлы. Запаски тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, так называемом «багор». Безрукавка украшен цветной вышивкой, воличковимы кистями, аппликацией из кожи и сукна, бисером и металлом. Красочная платок с цветами на черном фоне. Кожаные морщени лапти одеты на плетеные шерстяные орнаментированные белыми нитками «Капчуры».

Мужской костюм. Туникоподибни рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран «в морщины» и завязан на очкур. Вышивка украшает воротник, пазуху и деление. Безрукавка и сердак украшенные вышивкой, аппликацией из кожи, воличковимы кистями и полосками. Коричневый шляпу «клебанка». Красные суконные штаны «штаны». Морщени лапти обуты на суконные «Капчуры». При этом учитывалось гармоничное сочетание цветов штанов и Капчуры. 

ЛЬВОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Женский костюм. Рубашка домотканого полотна  с уставками. Шерстяной безрукавный  горсик с «лаптихамы», украшенный цветными нитями, шнурами и кружевом Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и полотняный передник вышитые многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» с домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитая полотняная платок связана на красную «бавници» с бахромой. Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и «пистряне» ожерелье.

Мужской костюм. Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манижци, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темные волосы, будничные - с домотканого полотна, праздничные - преимущественно фабричные. «Кафтан» (кафтан) белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочную шляпу украшенный лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные. 

ЧЕРНИГОВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Мужской костюм. Туникоподибни рубашка домотканого  полотна. Широкая манишку, стоячий  воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно выпуск под витой пояс. Брюки грубого невидбиленого полотна, неширокие.

Женский костюм. Рубашка домотканого полотна  «до полика» с широкими, в полторы  полки, рукавами. На рукавах и полика красно-черная вышивка гладью. Синяя керсетка с подрезной спинкой, «к Фанд» (с фалдами. Красная юбка в складку типа андарак домотканой шерсти с тканым разноцветным геометри-ным орнаментом по подолу Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом Две разноцветные платки связаны на белый чепец. Одна платок связана «просто», а вторая подведена под подбородок и завязана на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи. 

ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Холостяцкий костюм. Полякова рубашка домотканого полотна с широкими рукавами. Станок рубашки совместно с полики «ря-нных» у ворота. Швы расшитые серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка на пазухе и нитках рукавов. Брюки вибийчани «надднепрянского» типа на очкуре. Пояс тканый, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»). 

КИЕВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Девичий костюм. Рубашка домотканого полотна  с уставками, стоячим воротником На уставках, пидполиччя и рукавах  красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая, «состояния», с фабричной шерстяной ткани, с вышитым угла - углом правой полы. Юбка Баева с «перцами», фартук с рябью, закладками и вышитой каймой. К окну привязаны разноцветные ленточки. Украшения: разноцветная бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками. 

ВОЛИНЬ. Конец XIX - начало XX в.

Женский костюм. Рубашка домотканого полотна  с отложным воротником. Кусан, также  с домотканой шерстяной ткани, шилась с составами от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На красный летник, тканый продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, связанная шерстяная ковровая запаска-«предшественница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями заткана красной полоской. Платок связана на «кибалку», сделанную из джута льняной кудели, лубяного ободка и др.

Мужской костюм. Рубашка домотканого полотна. Воротник виложистий. Пазуха, воротник, станок и  чехлы оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясанная рубаха многоцветным тканым поясом с «кутасами». Брюки узкие с невидбиленого сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, что обувались на полотняные «завой». 

ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Мужской костюм. Рубашка домотканого полотна, кроена «впе-рекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третей-нице», что вставлялись между основным полки, сшитые швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышитые «виноградом» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск, подпоясанная красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Кожух «состояния» со стоячим воротником. Воротник, полы и ряда рукавов обшиты черным смушкой и шерстяными цветными нитками. Шапка «стовбувата» из черного мерлушки.

Холостяцкий костюм. Туникоподибни рубашка с широким  стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного  цвета «Чугаина» темно-рыжего цвета, кроена «состояния», с «проходки», с  яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочный, украшенный лентами и цветами. 

ПОДОЛЬЕ. Конец XIX - начало XX в.

Девичий костюм. Рубашка домотканого полотна  со сплошным рукавом. Виложистий воротник, верхняя часть рукавов и бюст вышитые крупными цветами красно-синими нитками. Широкая юбка-летник из домотканого сукна обшитая по подолу плисовые, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями связан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное «каменное» и перламутровый белый ожерелье и серьги.

Женский костюм. Рубашка домотканого полотна  со сплошными рукавами, пришитыми  к станку декоративными цветными расшивки. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст пышно вышитые техникой набирування. Характерные вертикально вышитые полоски у пазухи. Подол рубашки имеет два разреза, вышитые яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Горбатко из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающий горбатки, подвешенный кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому связана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное «каменное» ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках. 

ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Девичий костюм. Рубашка домотканого полотна  с полики, вышитая цветами красно-черного  цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и ПЛИС. Обильная юбка с полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами с плиса. Венок высокий, «хохлатый», с привязанными к нему цветными ленты. Ожерелье «хорошо», красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм. Рубашка из домотканого полотна. Рукава, во-поличчя и полики вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в зборочкы-«Пухлик». Керсетка «в розмашку», «с усиками», сшитая из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисовые, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный, фартук из полотна украшен мережкой и вырезанием. Головной убор «наметка» из тонкой белой ткани, связанный на мягкий чепец. Орнаментированные сапоги - «сафьяновые» желто-коричневого цвета. 

КИЕВЩИНА. Конец XIX - начало XX в.

Мужской костюм. Рубашка домотканого полотна  с «призбиранням» у ворота. Пазуха, воротник, ряда рукавов и рукава у проймы вышитые красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», с сурового полотна, на очкуре, подпоясанные широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватая свита домодельного сукна пошита «до ряс». Стоячий воротник, полы и «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из седой мерлушки «стижкуватои» формы. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм. Рубашка домотканого полотна  с уставками и узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на пазухе, уставках и чехлах выполнена крестиком хлопковыми нитями. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиком» Баева юпка пошита «на три усы» с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, с домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Кромка с кистями завязана на левом боку. Вышитый воличкой хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря (янтаря), серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках». 

Информация о работе Украина