Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Цель работы : исследовать пионерию как культуру детства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура детства».
2. Исследовать различные выработанные культурной антропологией подходы к изучению феномена детства.
Введение ………………………………………………………………………. .с.3
1. Детство как культурно-исторический феномен …………………………..с.6
2. Культурантропологическое осмысление мира детства: поиск метода......с.14
3. Пионерия как предмет исследования культурной антропологии…..…….с.25
Заключение…………………………………………………..…………………с.35
Список литературы…………………………………..………………………...с.37
В рамках второго направления детство рассматривается как часть социальной структуры общества. Прежде всего, это зарубежные исследователи: Е. Болдинг, Дж. Гарбарино, К. Дэвис, Дж. Квортруп, С. Фрис, Ф. Элкин, также отчасти этот аспект затронут в работах Ш. Айзенштадта и Т. Парсонса. В отечественной социологии отдельные аспекты детства как социального феномена исследуются в работах И.С. Кона, Е.Л. Омельченко, М.В. Осориной, С.Н. Щегловой, В.Н. Ярской и других.
Особый интерес представляют концепции эволюции детства Л. Демоза, М. Мид, Б. Малиновского, Э.А. Куруленко, которые указывают на общие закономерности развития детства и увеличения степени его независимости от взрослого мира, причины которых скрываются в характере взаимоотношений родителей и детей.
Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.
Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Анализ Законов пионеров (по
С.Г. Леонтьевой) изложенных в Уставах, позволяет по-новому взглянуть на пионерскую идеологию. Становится очевидным, что нельзя обобщать опыт пионеров, вступивших в организацию в 1931 году и в 1974 году. Они жили в совсем разных «информационных полях». Конечно, уставные тексты не были единственным источником знаний о мире, о проводимой в СССР идеологии, но все же и не последнюю роль играли в формировании мировоззрения детей. С той скоростью, с которой менялись идеологические ориентиры в СССР 1920-30-х, не сравнятся незыблемые формулировки последних 25 лет пионерской организации.
Список литературы
1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории: Сборник статей. – М.: Наука, 1977. – С.6-10.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. С.207
3. Белик А.А Учебное издание- Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241 с.
4. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии //Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С.515.
5. Гельмонт А. Бюджет времени пионера и школьника. М. 1933.С.68
6. Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства).- Ростов-на-Дону.,2000.С.165
7. Журнал «Затейник»// №5, 1931 год. - С.36-39.
8. Иконникова С.Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству // Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2000). Самара. 2001. С. 15.
9. Иванов А.В. Фрунзенская коммуна,М.,1967.С.46
10. Книга вожатого /Сост. В. А. Таборко. М., 1972. С.22.
11. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. Глава 1, С.87
12. Культурология. ХХ век. Словарь, СПб., 1997.
13. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис…доктр. культурол. наук. -Самара: СамГУ, 1999. С. 17-21
14.Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/
15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства.(XVIII- начало XIX века). - СПБ.1996.
16.Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики.-М., 1989.
17. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
18. Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии // http://bulletin.region.ulsu.
19. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен// http:// spf.kemsu.ru/portal/sr2004/3.
20. Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994.
21. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ., 2000. С.4-5
22 .Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.
23 .Пионер // 1987, № 9. С.16.
24. Психология. Словарь. – М., 1990. – 435с.
25.Радклиф-Браун Алфред Р. Сравнительный метод в социальной антропологии //Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретация культуры. – СПб., 1997. - С.651.
26 .Репрессированные этнографы. – М., 1999. – С.3-4.
27. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.- 378 с.
28. Фрис С. Социология молодежи. Перевод Омельченко Е.Л. / Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. С. 174-175.
29. Товарищ комсомол 1918-1968. Т.1. М., 1969. С.172.
30. Щеглова С.Н. Как изучать детство?//Социологические методы исследования современных детей и современного детства – М., 2000.
31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПБ, 2000. –С. 420
32. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995. – С.39-41
18
[1] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.- С.206.
[2] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства.(XVIII- начало XIX века). - СПБ.1996.- С.62-63.
[3] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. С.206.
[4] Психология. Словарь. – М., 1990. С.267.
[5] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. С. 167.
[6]Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен// http://hpsy.ru/public/x2624.
[7]
[8] Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995. – С.39-41
[9]Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. С.207
[10] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. Глава 1, С.87.
[11] Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории: Сборник статей. – М.: Наука, 1977. – С.6-10.
[12] Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства).- Ростов-на-Дону.,2000.- С.45-67.
[13] Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. – С.7-27.
[14] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. - Глава 1, С.87
[15] Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 428 с3.
[16] Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис…доктр.культурол. наук. -Самара: СамГУ,1999.С. 17-21
[17] Щеглова Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства – М., 2000.- С.23-46
[18] Фрис С. Социология молодежи. Перевод Омельченко Е.Л. /Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. С. 174-175
[19] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии // http://bulletin.region.ulsu.
[20] Там же.
[21] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии // http://bulletin.region.ulsu.
[22] Иконникова С.Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству / Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2000). Самара. 2001. С. 15
[23] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. – 271 с.
[24] .Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ., 2000. С.4-5
[25] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии //http://bulletin.region.ulsu.
[26] Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен// http:// spf.kemsu.ru/portal/sr2004/3.
[27].Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/
[28]. Там же
[29] Некоторые отечественные исследователи, плодотворно работающие в этом направлении: Е.В. Лярская, Ю.Г.Салова, Г.Н.Кондратюк, Е.Р.Пономарев, А.В.Чащухин и др.
[30] См. об этом: А.Гельмонт Бюджет времени пионера и школьника. М. 1933.
[31].Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай // http://childcult.rsuh.ru/
[32]Книга вожатого /Сост. В. А. Таборко. М., 1972. С.22.
[33] Юный пионер. М., 1924. С.55.
[34] .Лентьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/
[35] Там же
[36]Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай,// http://childcult.rsuh.ru/
[37] Цитаты из пионерских изданий: «Библиотека юного коммунара», «Библиотека юного ленинца», «Библиотека юного пионера» и пионерской периодике «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Затейник».
[38] Цитаты из пионерских изданий: «Библиотека юного коммунара», «Библиотека юного ленинца», «Библиотека юного пионера» и пионерской периодике «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Затейник».
[39] Пионер. 1987, № 9. С.16.
[40] Журнал «Затейник», 1931 год ( №5. С.36-39).
[41] Иванов А.В. Фрунзенская коммуна, М.,1967.с.46
[42] Цит. по: Товарищ комсомол 1918-1968. Т.1. М., 1969. С.172.
[43] Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. -М., 1989. С. 128.
Информация о работе Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства