Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы : исследовать пионерию как культуру детства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура детства».
2. Исследовать различные выработанные культурной антропологией подходы к изучению феномена детства.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. .с.3
1. Детство как культурно-исторический феномен …………………………..с.6
2. Культурантропологическое осмысление мира детства: поиск метода......с.14
3. Пионерия как предмет исследования культурной антропологии…..…….с.25
Заключение…………………………………………………..…………………с.35
Список литературы…………………………………..………………………...с.37

Файлы: 1 файл

курсовая Могилева.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

В рамках второго направления детство рассматривается как часть социальной структуры общества. Прежде всего, это зарубежные исследователи: Е. Болдинг, Дж. Гарбарино, К. Дэвис, Дж. Квортруп, С. Фрис, Ф. Элкин, также отчасти этот аспект затронут в работах Ш. Айзенштадта и Т. Парсонса. В отечественной социологии отдельные аспекты детства как социального феномена исследуются в работах И.С. Кона, Е.Л. Омельченко, М.В. Осориной, С.Н. Щегловой, В.Н. Ярской и других.

Особый интерес представляют концепции эволюции детства Л. Демоза, М. Мид, Б. Малиновского, Э.А. Куруленко, которые указывают на общие закономерности развития детства и увеличения степени его независимости от взрослого мира, причины которых скрываются в характере взаимоотношений родителей и детей.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.

Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Анализ Законов пионеров (по

С.Г. Леонтьевой) изложенных в Уставах, позволяет по-новому взглянуть на пионерскую идеологию. Становится очевидным, что нельзя обобщать опыт пионеров, вступивших в организацию в 1931 году и в 1974 году. Они жили в совсем разных «информационных полях». Конечно, уставные тексты не были единственным источником знаний о мире, о проводимой в СССР  идеологии, но все же и не последнюю роль играли в формировании мировоззрения детей. С той скоростью, с которой менялись идеологические ориентиры в СССР 1920-30-х, не сравнятся незыблемые формулировки последних 25 лет пионерской организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории: Сборник статей. – М.: Наука, 1977. – С.6-10.  

2.   Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. С.207

3.  Белик А.А Учебное издание- Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М.,1999. 241 с. 

4. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии //Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С.515.

5. Гельмонт А. Бюджет времени пионера и школьника. М. 1933.С.68

6. Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства).- Ростов-на-Дону.,2000.С.165

7. Журнал «Затейник»// №5, 1931 год. - С.36-39.

8. Иконникова С.Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству // Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2000). Самара. 2001. С. 15.

9. Иванов А.В. Фрунзенская коммуна,М.,1967.С.46

10. Книга вожатого /Сост. В. А. Таборко. М., 1972. С.22.

11. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.   Глава 1, С.87

12. Культурология. ХХ век. Словарь, СПб., 1997.  

13. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис…доктр. культурол. наук. -Самара: СамГУ, 1999. С. 17-21

14.Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/article.html?id

15. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства.(XVIII- начало XIX века). - СПБ.1996.

16.Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики.-М., 1989.

17.  Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

18. Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии // http://bulletin.region.ulsu.ru/ppl/mitrofanova/

19. Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен// http:// spf.kemsu.ru/portal/sr2004/3.2htm  

20. Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994.

21. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ., 2000. С.4-5

22 .Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2003.

23 .Пионер // 1987, № 9. С.16.

24. Психология. Словарь. – М., 1990. – 435с. 

25.Радклиф-Браун Алфред Р. Сравнительный метод в социальной антропологии //Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретация культуры. – СПб., 1997. - С.651. 

26 .Репрессированные этнографы. – М., 1999. – С.3-4.  

27. Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.-  378 с. 

28. Фрис С. Социология молодежи. Перевод Омельченко Е.Л. / Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. С. 174-175.

29. Товарищ комсомол 1918-1968. Т.1. М., 1969. С.172.

30. Щеглова С.Н. Как изучать детство?//Социологические методы исследования современных детей и современного детства – М., 2000.

31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПБ, 2000. –С. 420

32.   Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995. – С.39-41

 

18

 



[1] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.-  С.206. 

[2] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства.(XVIII- начало XIX века). - СПБ.1996.- С.62-63. 

[3] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. С.206.

 

[4] Психология. Словарь. – М., 1990. С.267.

[5] Фельдтштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997. С. 167.

[6]Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен//   http://hpsy.ru/public/x2624.htm

 

[7] 

[8] Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995. – С.39-41

[9]Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. С.207

[10] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. Глава 1, С.87.          

[11] Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории: Сборник статей. – М.: Наука, 1977. – С.6-10.          

[12] Демоз Л. Психоистория (Эволюция детства).- Ростов-на-Дону.,2000.- С.45-67.

 

[13] Обухова Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы. – М., 1990. – С.7-27. 

[14] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. - Глава 1, С.87

 

 

[15] Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. – 428 с3.

[16] Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис…доктр.культурол. наук. -Самара: СамГУ,1999.С. 17-21

[17] Щеглова Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства – М., 2000.- С.23-46

[18] Фрис С. Социология молодежи. Перевод Омельченко Е.Л. /Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: ИС РАН. 2000. С. 174-175

[19] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии //   http://bulletin.region.ulsu.ru/ppl/mitrofanova/

[20] Там же.

[21] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии // http://bulletin.region.ulsu.ru/ppl/mitrofanova/

[22] Иконникова С.Н. Защитный пояс культуры и стратегия отношения к детству / Дети и старики как группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа. Сборник статей и материалов международной конференции (15-17 мая 2000). Самара. 2001. С. 15

[23] Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. – 271 с.

[24] .Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПБ., 2000. С.4-5

[25] Митрофанова С.Ю. Концептуализация основных подходов к изучению детства в социологии //http://bulletin.region.ulsu.ru/ppl/mitrofanova/ .

[26] Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен// http:// spf.kemsu.ru/portal/sr2004/3.2htm  

 

[27].Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/article.html?id        

[28]. Там же         

[29] Некоторые отечественные исследователи, плодотворно работающие в этом направлении: Е.В. Лярская, Ю.Г.Салова, Г.Н.Кондратюк, Е.Р.Пономарев, А.В.Чащухин и др.

[30] См. об этом: А.Гельмонт Бюджет времени пионера и школьника. М. 1933.

 

[31].Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай // http://childcult.rsuh.ru/article.html?id

 

[32]Книга вожатого /Сост. В. А. Таборко. М., 1972. С.22.

[33] Юный пионер. М., 1924. С.55.

 

[34] .Лентьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай// http://childcult.rsuh.ru/article.html?id

 

[35] Там же

 

[36]Леонтьева С.Г. Дети и идеология: пионерский случай,// http://childcult.rsuh.ru/article.html?id

 

[37] Цитаты из пионерских изданий: «Библиотека юного коммунара», «Библиотека юного ленинца», «Библиотека юного пионера» и пионерской периодике «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Затейник».

[38] Цитаты из пионерских изданий: «Библиотека юного коммунара», «Библиотека юного ленинца», «Библиотека юного пионера» и пионерской периодике «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Затейник».

[39] Пионер. 1987, № 9. С.16.

[40] Журнал «Затейник»,  1931 год ( №5. С.36-39).

[41] Иванов А.В.  Фрунзенская коммуна, М.,1967.с.46

 

 

[42] Цит. по: Товарищ комсомол 1918-1968. Т.1. М., 1969. С.172.

[43] Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. -М., 1989. С. 128.

 


Информация о работе Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства