Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа
Цель работы : исследовать пионерию как культуру детства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура детства».
2. Исследовать различные выработанные культурной антропологией подходы к изучению феномена детства.
Введение ………………………………………………………………………. .с.3
1. Детство как культурно-исторический феномен …………………………..с.6
2. Культурантропологическое осмысление мира детства: поиск метода......с.14
3. Пионерия как предмет исследования культурной антропологии…..…….с.25
Заключение…………………………………………………..…………………с.35
Список литературы…………………………………..………………………...с.37
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Кафедра культурологии
Курсовая работа по теории культуры
на тему:
«Теоретические основания исследования пионерии
как культуры детства»
Выполнила: студентка ФСК, группы 51
Могилева Зинаида Михайловна
Научный руководитель:
к.п.н, доцент кафедры культурологии
Полякова Г.Б.
Курск -2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. .с.3
1. Детство как культурно-исторический феномен …………………………..с.6
2. Культурантропологическое осмысление мира детства: поиск метода......с.14
3. Пионерия как предмет исследования культурной антропологии…..…….с.25
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………..……………
Актуальность работы. Детство – это особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности. Детство – это период становления ребенка полноценным членом человеческого сообщества.
Своей животворящей энергией детство связывает в историческом времени разные поколения. В связи с этим детство представляет собой неотъемлемую часть социума, особый период формирования желательных для общества моделей и форм поведения, поэтому оно выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых объективно ставятся задачи и цели взаимодействия со взрослыми.
Тема актуальна потому, что каждая историческая эпоха в жизни человечества в целом и конкретных наций, народностей, этносов, в частности, предлагала свою модель образа детства, а также свои способы стихийной и сознательной социализации, осуществляемые, исходя из понятия этого образа. Это позволяет нам выделить детство как особую субкультуру, обладающую собственной спецификой, функциями, целями и задачами, структурой, традициями, языком и пр.
Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к изучаемому феномену появился довольно поздно, лишь в XVII веке, а отношение к детям со стороны общества, символическое значение детства и его место в структуре жизненного пути личности в разные периоды истории менялись весьма существенно.
Сегодня интерес к теме детства со стороны общества неуклонно возрастает и главной является проблема «Ребенок в мире», «Детство как особая психо-социокультурная категория». Создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе, высказана уже многими известными учеными: Р. Заззо, С. Московичи, А.В. Петровским, Д.И. Фельдштейном, Р. Харре, Д.Б. Элькониным, Э. Эриксоном и другими.
Проблемы Детства находятся на стыке наук: философии и психологии, социологии и археологии, антропологии и этнографии, истории культуры и литературоведения. Д.И. Фельдштейн ставит вопрос, насколько актуально научное определение Детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе.
Проблемой идеологического исследования Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина занималась С.Г.Леонтьева, которая отмечала, что пионерская организация практически не изучалась исследователями: организованное детское коммунистическое движение с его ритуальной и культовой практикой, с его набором документов, различных печатных изданий и фольклором, оказалось забытым современными антропологическими исследованиями.
В наше время, ученые и исследователи перенесли внимание с проблемы «коммунистическая идеология и дети», столь популярной в 1990-е годы, на «культуру советского детства» как некую целостностную систему, и поэтому начинается новый этап изучения «детского мира».
Цель работы : исследовать пионерию как культуру детства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура детства».
2. Исследовать различные выработанные культурной антропологией подходы к изучению феномена детства.
3. Осмыслить зарубежную и отечественную традиции исследования мира детства.
4. Выявить специфику рассмотрения пионерии культурной антропологией.
5. Проанализировать основные идеологемы пионерской организации.
Объект исследования – культура детства.
Предмет исследования - пионер и пионерия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения данной работы могут быть использованы в курсах истории России, истории культуры, культурологии, педагогики, психологии.
1. Детство как культурно-исторический феномен
В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. По словам Д.И. Фельдштейна, «главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру»[1].
Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть культуры общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности, развивает свой общественно значимый мир.
Ю.М. Лотман, исследуя русскую культуру периода конца XVIII – начала XIX века, уделяет большое внимание семье и ребенку. Он отмечает, что в это время под влиянием литературы и искусства появляется новый стиль культуры стремление к «естественности»[2]. С этого начинается период признания детства как важного этапа в жизни человека.
Долгое время в ребенке видели только маленького взрослого. Это заметно, например, по детской одежде. Считается, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства – это то, что надо пробежать как можно скорее. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек. В домашний быт вносится отношение гуманности, уважения к ребенку, культивируются детские игры, появляется самостоятельная детская литература.
Д.И. Фельдштейн ставит вопрос, насколько актуально научное определение Детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе. Можно ли рассматривать Детство не только как совокупность множества детей и не просто как объект воздействий Взрослого Мира, а как особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных функциональных связях с этим миром. Д.И. Фельдштейн отмечает, что важно «вычленить реальный смысл Детства как особого состояния развития в обществе и как обобщенного субъекта, целостно противостоящего Взрослому Миру и взаимодействующего с ним на уровне субъект-субъектных отношений» [3].
Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства – культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение особого целостного состояния Детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром.
По мнению М.В. Осориной, любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.
Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми. Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре.
Детская субкультура трактуется в широком смысле – «все, что создано человеческим обществом для детей и детьми»; в более узком – «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития»[4]. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты – элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.
Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс.
Д.И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, «развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру»[5].
И.В. Носко уделяет много внимания душе ребенка, его личности, считает ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения. Ученый выделяет в детской личности две стороны: одну – ясную, поверхностную, изменчивую, а другую – темную, глубокую, маломеняющуюся. Эмпирическая личность долго развивается в независимости от этой темной стороны души, но придет час, когда этот дуализм, это раздвоение становится невыносимым, и тогда начинается период борьбы с самим собой[6].
Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих «поступков». Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их.
Господство реального «Я», слабая власть эмпирического «Я» ведет к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам психолога и философа, придают детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас[7].
Еще К. Юнг отмечал, что душа ребенка до стадии сознательного «Я» вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует как фоновые условия психологического мира родителей, но в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе. К. Юнг дает свое понимание личности ребенка. То, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность – это и есть идеал взрослых. Личность – это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства[8].
Информация о работе Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства