Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы : исследовать пионерию как культуру детства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «культура детства».
2. Исследовать различные выработанные культурной антропологией подходы к изучению феномена детства.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………. .с.3
1. Детство как культурно-исторический феномен …………………………..с.6
2. Культурантропологическое осмысление мира детства: поиск метода......с.14
3. Пионерия как предмет исследования культурной антропологии…..…….с.25
Заключение…………………………………………………..…………………с.35
Список литературы…………………………………..………………………...с.37

Файлы: 1 файл

курсовая Могилева.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

1.                  Пионер верен делу рабочего класса.

2.                  Пионер—младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту.

3.                  Пионер—товарищ пионерам и рабочим ребятам всего мира.

4.                  Пионер трудолюбив, настойчив.

5.                  Пионер смел, честен и правдив (его слово как гранит).

6.                  Пионер здоров, вынослив, и никогда не падает духом.

7.                  Пионер стремится к знанию. Знание и уменье – сила в борьбе за рабочее дело.

8.                  Пионер свое дело делает быстро и аккуратно[33].

Специфика и своеобразие Всесоюзной пионерской организации, как детской самодеятельной организации, предусматривало её тесную связь со всеми звеньями системы коммунистического воспитания подрастающего поколения, и в первую очередь со школой, внеучебная воспитательная работа которой в 1–8-х классах строилась в основном через пионерскую организацию.

В совершенствовании детского коллектива, как инструмента формирования разносторонней личности ребёнка, пионерская организация становилась всё более важным фактором, влияющим на идейную закалку детей и подростков, на приобщение их к активному участию в общественно-политической жизни, на воспитание организаторских навыков.

Пионерская организация, способствовала формированию гражданского сознания детей, придавала своим делам и начинаниям политический характер, воспитывала пионеров на революционных идеалах, на верности традициям старших поколений. Политическая направленность деятельности пионерской организации была связана со всеми сторонами её работы по воспитанию юного гражданина, так как знакомила детей с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных деятелей международного коммунистического движения, историей Коммунистической партии и Ленинского комсомола. Воспитывая детей в духе интернационализма, Всесоюзная пионерская организация проводила большие политические кампании, митинги солидарности.

Интернационализм, конечно, был не единственным направлением русской детской культуры, но были и другие взгляды в пользу сохранения в школьной программе национальных элементов, особенно в изучении литературы и истории.

Советские пионерские организации (подобно их аналогам на комсомольском и партийном уровне) были "первыми среди равных" на международном уровне. Но у зарубежных пионерских организаций была большая степень автономии, и их пропаганда уделяла больше внимания тому, как освободить детей от "отсталости", нежели достижениям Советского Союза по улучшению их жизни.

Советских детей учили, что их страна - мировой лидер по спектру и количеству возможностей, которые предоставляются детям (словами песни 1925 года: "Дети Союза! Вы счастливее прочих / В красной свободной советской стране", и поощряли думать о детях в других странах как о страдальцах и жертвах, - точно так же, как и взрослых: сборы в пользу немецких детей были выдающейся частью благотворительной деятельности советских рабочих в 1920-е годы.

Самым поразительным переломом в советской идеологии детства было переключение с бытовавшего в первые пятнадцать лет советской власти восприятия семьи как источника угнетения - к восприятию ее же, как основы социальной стабильности, "ячейки социалистического общества" с середины 1930-х годов и далее.

Второе по значимости место, пишет в своей статье Леонтьева С.Г., занимает тема труда. С одной стороны, она связана с наличием таких формул как рабочий класс, рабочие дети, рабочее дело.

Тем самым задаются классовые границы в социальной ориентации пионера. С другой стороны, слова работа и труд формируют смысловое поле «трудовая деятельность» самих пионеров, а высокая частотность их употреблений свидетельствует о приоритетном значении труда для идеологической платформы пионерской организации. Особое пристрастие к труду приходится на период с 1929 по 1939 год.

С появлением таких явлений, как социалистическое соревнование и ударничество, составители устава в 1931 году помещают их в законы пионеров: Пионер за большевистские темпы и качество, за коммунистическое отношение к труду. Пионер – активный участник социалистического соревнования и ударничества. Пионерские отряды и дружины, получая трудовые задания от партийных и комсомольских организаций, научно-исследовательских учреждений, местных Советов, привлекали пионеров к посильному труду на благо Родины. 

По инициативе пионерских организаций проходили массовые воскресники по благоустройству городов и сёл, геологические походы. Слово дети появляется в Законах 1924 года и сохраняется во всех последующих редакциях вплоть до последней. Именно с этого года оно входит в состав растиражированной формулы: «Пионер – всем детям пример». Дети братских народов СССР слились в единую семью, пионерские частушки против антисемитизма стали неактуальны, а интернационализм к 1939 году распространился за территорию СССР: Пионер — товарищ и друг детям трудящихся всего мира, а в послевоенное десятилетие даже и классовые границы будут разрушены – в 1957 году пионер дружит с детьми всех стран мира.

К ключевым концептам пионерских законов относится и «борьба», она сочетается со словами, описывающими политические явления общего порядка: борьба за рабочее дело, борьба за коммунизм», борьба за свободу и процветание Советской Родины или конкретно-политические явления, например, борьба за урожай в 1939 году[34]. Причем в нескольких случаях борьба за рабочее дело/коммунизм входит в состав положения об учебе.

В 1931 году область учебных занятий сужается до технических: Пионер стремится овладеть техническими знаниями. Знание и умение - сила в борьбе за рабочее дело. В 1939 году устойчивая формула предыдущих редакций знание и умение - сила для выражения значимости дополнится эпитетом: Пионер помнит: знание - великая сила в борьбе за коммунизм. Он учится упорно и терпеливо[35]. 

Как отмечает Леонтьева С.Г., уставные тексты стали только одним из способов формульной фиксации пионерской идеологии, другим способом преподнесения идеологических постулатов была пионерская словесность и литературная продукция. В какой степени ориентировались взрослые авторы пионерской литературы именно на формулировки Устава, сказать сложно, так как идеологическая программа пионерской организации была общеизвестна[36]. Вот некоторые примеры, приведенные в статье С.Г.Лентьевой, пионерских сюжетов, иллюстрирующих положения Законах пионеров[37]. Пионер - охраняет здоровье свое и других. Он не ругается, не курит и не пьет. Встает рано утром, тщательно умывается, занимается физкультурой. Пионер организует окружающих детей и участвует с ними во всей окружающей жизни. Пионер—всем детям пример[38]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создавать детские организации полезно и обоснованно. Однако не всё так просто.

Исторически Союз пионеров – это специально созданная государственная ячейка. Пионер – будущий комсомолец, главная задача пионера служить идеалам коммунизма. Это сказано в Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина 1986 года. Именно поэтому знамя, салютование и прочая пионерская атрибутика еще долго будут напоминать об идеологической и политической подоплеках самого массового детского движения СССР. Среди Законов юных пионеров, принятых в феврале 1929 года, был такой: «Пионеры достойные члены своей организации, никогда и нигде не ругаются, не хулиганят, не курят, не пьют». Все было ясно и так. Этот пункт сняли из Законов юных пионеров[39]. В сценке «Наши папаши»[40], предназначенной для пионерского самодеятельного театра, пионер Ванюшка конфликтует с отцом из-за его пьянства и прогулов, в финале Ванюшка одерживает победу - отец исправляется.

В изучении детской культуры этнографы, культурологи и фольклористы совсем недавно от реконструкции традиционной стадии детского творчества обратились к освещению вопросов, связанных с современным состоянием детской культуры. Это состав, поэтика и особенности бытования "потаенного" детского фольклора, структура и функционирование детской субкультуры и др[41]. Но пока в стороне от исследовательского интереса остается официальная (санкционированная, а не запретная) детская культура советского периода, а именно обрядовые и словесные формы пионерской организации. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Пионерская культура во многом была уподоблена взрослой советской как в части обрядовой, так и в части текстовой. Формы и практики пионерской обрядности в общих чертах напоминают взрослую советскую обрядность. Детская жизнь подчинялась советской идеологической обрядности, праздники отмечались всем советским народом, в том числе и младшим поколением. Не останавливаясь на них подробно, отметим лишь важную функцию детского участия в советской жизни – поддержание детской сопричастности идеологическому сообществу. Именно поэтому дети активно участвовали в различных обрядах (демонстрации и митинги, “красные крестины” и “красные свадьбы” и др.).

Таким образом, то, что пионер выучивал при вступлении в организацию, постоянно подкреплялось в коллективной ритуальной практике (пение песен, декламация стихотворений и рассказов и пр.).

Элементы символики, внешние знаки и особые законы и обычаи, введенные еще V съездом для воздействия на детей, опираясь на их естественные запросы и психо-физиологические особенности, в процессе работы затушевывались или совсем игнорировались и комсомольцами, и руководителями, не уяснившими себе их значения. Необходимое требование - сохранение всех введенных форм революционной символики и их абсолютное единство для всех пионеров СССР.

Такими являются: а) единое название – Детская коммунистическая организация юных пионеров имени Ленина; б) «единые Законы и обычаи»; в) единые формы пионеров и красный галстук-косынка (обязательно); г) «единые значок», салют, «девиз» и «Торжественное обещание»[42].

Среди обрядов самой пионерской организации можно выделить обряд посвящения в пионеры, он претерпел значительные изменения, особенно на этапе возникновения пионерской организации (в середине 20-х – 30-е гг.), и получил наибольшую ритуальную завершенность.

Другой тип обряда представляет собой парад пионерского отряда (в 60-е годы получивший название "Смотр строя и песни"), основной функцией которого является подтверждение групповой консолидации (целостность пионерского отряда) и индивидуального тождества ("Я – пионер, член отряда").

Существуют и другие формы пионерских обрядов, например, пионерский сбор или "костер" (последняя форма в основном практиковалась в летний период во временных лагерных пионерских дружинах).

Каждый обряд состоит из ритуалов: линейка (построение отрядов), внесение знамени, перекличка, рапорт, поднятие флага, выступления руководящего состава, вынос знамени, прохождение строя с песней и некоторые другие. Состав в каждом конкретном случае может варьироваться в зависимости от цели обряда.

В обряде "смотра строя и песни" песня исполняется в составе “представления” каждого отряда дружины, оно состоит из: построения, перестроения, прохождение строем и текстового: скандирования названия отряда, девиза, речевки (при шагании на месте, в строю), хорового исполнения песни (при прохождении). Она выбирается на специальном отрядном сборе при организации отряда.

Любопытна в этом контексте история возникновения главного марша пионеров "Взвейтесь кострами", получившего впоследствии название гимна. Его создатель А.А.Жаров почерпнул ритм и размер текста, посетив оперу "Фауст", когда услышал исполняемый там "Марш солдат"[43].

Эта история свидетельствует об определяющем значении ритма для создания первых пионерских песен и подчиненном отношении текста. Как высказываются многие исследователи, сегодняшним детям и взрослым пионерская организация необходима как воздух.

Помня все отрицательные моменты пионерии в СССР, заорганизованность ненужные собрания, нельзя забыть пионерские зорьки, взаимопомощь, даже проработки хулиганов, которые помогали возвращаться детям в нормальную дружескую пионерскую среду. Вспомните пионерские песни, п/л Артек да и любой другой. Там всегда было чем заняться, дружно и весело. Детская патриотическая организация наподобие пионерской, безусловно, нужна.

Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед жизнью – основные причины ухода молодых, образованных людей в религию”. Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в “неформалы”.

Таким образом, рассматривая пионерскую культуру, мы видим, что  она во многом была уподоблена взрослой советской как в части обрядовой, так и в части текстовой. Элементы символики, внешние знаки и особые законы и обычаи, в процессе работы затушевывались или совсем игнорировались и комсомольцами, и руководителями, не уяснившими себе их значения.

 

 

 

                                                     Заключение

Теоретический анализ проблемы исследования мира детства показал: многие историки, этнографы и философы называют детство самой счастливой порой в человеческой жизни. В данной работе исследованы, выработанные культурной антропологией подходы  к изучению феномена детства. Детство как определенную культурно-историческую ценность, рассматривали в своих

работах Ф. Ариеса, Ф. Боаса, М. Мид, Б. Малиновского, Л. Демоза, Э. Эриксона и другие, в которых представлена эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества.

Информация о работе Теоретические основания исследования пионерии как культуры детства