Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:44, контрольная работа
Краткое описание
Актуальность данной работы состоит в том, что история русского театра – одна из основных и самых интересных тем в дисциплине «Культурология», которая заставляет задуматься нас над такими вопросами: «Откуда в России появился театр? Как давно он существует? Какими характерными особенностями обладает русский профессиональный театр? Каким образом он осел в России и стал одним из самых важных компонентов русской культуры?».
Оглавление
Введение............................................................................................................... 3 1. Народное творчество.......................................................................................... 4 1.1 Первые шаги к театру ................................................................................... 4 1.2 Скоморошество.............................................................................................. 5 2. Театры XVII века в России ................................................................................ 8 2.1 Придворный театр ......................................................................................... 8 2.2 Школьный театр ............................................................................................ 8 3. Становление профессионального театра в России.......................................... 9 3.1 XVIII век......................................................................................................... 9 3.2 XIX век ......................................................................................................... 12 3.3 Русский театр на рубеже XIX – XX веков ................................................ 12 3.4 Русский театр после 1917 года и до постсоветского периода................. 13 Заключение......................................................................................................... 16 Список литературы и источников.........
Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
СИУ – филиал РАНХиГС
Факультет политики и международных
отношений
Кафедра политических наук
и технологий
Контрольная работа по дисциплине
«Культурология»
«Возникновение профессионального
театра в России»
Выполнила: Савинова К.А.
студентка 1 курса, группы 13141
Проверила: Отургашева Н.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры ГОГС
Новосибирск
2014
Оглавление
Введение
Русский театр – явление многогранное
и весьма занимательное. Именно поэтому
я решила рассмотреть данную тему и изучить
её с нескольких сторон.
Актуальность данной работы состоит в том,
что история русского театра – одна из
основных и самых интересных тем в
дисциплине «Культурология», которая
заставляет задуматься нас над такими
вопросами: «Откуда в России появился
театр? Как давно он существует? Какими
характерными особенностями обладает
русский профессиональный театр? Каким образом он осел в России
и стал одним из самых важных компонентов
русской культуры?».
Объект исследования – русский театр.
Предмет исследования – возникновение профессионального
театра в России.
Цель данной работы заключается
в исследовании народного творчества
на Руси, которое постепенно перерастало
в более высокое искусство, со временем,
превратившимся из обрядов и традиций
в великолепные, полные различных эмоций
спектакли и постановки, известные во
всём мире.
Задачи, поставленные передо мной:
1.Рассмотрение народного
творчества на Руси
2. Изучить первые профессиональные
театры
3. Рассмотреть природу
становление русского профессионального
театра.
1. Народное творчество
1.1 Первые шаги
к театру
Народное творчество
– обряды, праздники,
связанные с трудовой
деятельностью. Со временем обряды
потеряли своё магическое значение
и превратились в игры-представления1. В них зарождались
элементы театра - драматическое действие,
ряженье, диалог. В дальнейшем
простейшие игрища превратились в
народные драмы; они создавались
в процессе коллективного творчества
и хранились в народной памяти,
переходя из поколения
в поколение.
В процессе
своего развития игрища дифференцировались,
распадались на родственные и
в то же время все более
отдалявшиеся друг от друга
разновидности – на драмы, обряды, игры.
Их сближало только то, что все они
отражали действительность
и пользовались
сходными приёмами выразительности
– диалогом, песней, пляской,
музыкой, маскированием, ряжением,
лицедейством.
Игрища прививали вкус
к драматическому творчеству.
Игрища первоначально
были прямым отражением
родовой общинной организации:
имели хороводный, хорический характер.
В хороводных игрищах было органически
слито хоровое и драматическое
творчество. Обильно включаемые
в игрища песни и диалоги
помогали характеристике игрищных
образов. Игрищный характер
имели также массовые поминки,
они были приурочены к весне и назывались
«русалиями». В XV веке содержание
понятия «русалии» определялось
так: бесы в образе человеческом.
А московский «Азбуковник» 1694 года
уже определяет русалии как «игры скоморошеские».
Театральное искусство
народов нашей Родины берет своё начало
в обрядах и играх, ритуальных
действиях. При феодализме
театральное искусство культивировалось,
с одной стороны «народными
массами», а с другой –феодальной
знатью, соответственно дифференцировались
и скоморохи.
В 957 году
великая княгиня Ольга
знакомится с театром
в Константинополе. На фресках Киево-Софийского
собора последней трети XI века изображены
ипподромные представления. В 1068
году впервые упоминаются в
летописях скоморохи.
Киевской Руси были известны
театры трёх родов: придворный,
церковный, народный.
1.2 Скоморошество
Старейшим «театром»
были игрища народных лицедеев
– скоморохов. Скоморошество –
явление сложное2. Скоморохов считали своего
рода волхвами, но это ошибочно, ибо
скоморохи, участвуя в обрядах, не только
не усиливали их религиозно-магический
характер, а наоборот вносили
мирское, светское содержание.
Скоморошить, т. е.
петь, плясать, балагурить, разыгрывать
сценки, играть на музыкальных инструментах
и лицедействовать, т. е. изображать
какие-то лица или существа, мог всякий.
Но скоморохом-умельцем становился
и назывался только тот, чьё искусство
выделялось над уровнем искусства
массовой художественностью.
Параллельно с
народным театром развивалось
профессиональное театральное искусство,
носителями которого в Древней
Руси были скоморохи.
Со скоморошескими игрищами связано
появление на Руси кукольного
театра. Первые летописные сведения
о скоморохах совпадают по
времени с появлением на стенах
Киево-Софийского собора
фресок, изображавших
скоморошьи представления. Монах-летописец
называет скоморохов служителями
дьяволов, а художник, расписывавший
стены собора, счёл
возможным включить их изображение
в церковные украшения наряду с иконами.
Скоморохи были связаны с массами,
и одним из видов их искусства
был «глум», т. е. сатира.
Скоморохов именуют «глумцами»,
т. е. насмешниками. Глум, издёвка, сатира
и в дальнейшем будут прочно связаны со
скоморохами. Мирское искусство скоморохов
было враждебно церкви и
клерикальной идеологии. О ненависти,
которую питали церковники к искусству
скоморохов, свидетельствуют записи
летописцев («Повесть временных
лет»). Церковные поучения XI-XII веков
объявляют грехом и ряжения,
к которым прибегают скоморохи.
Особенно сильному преследованию скоморохи
подвергались в годы татарского
ига, когда церковь стала усиленно
проповедовать аскетический образ
жизни. Никакие преследования
не искоренили в народе скоморошье
искусство. Наоборот, оно успешно
развивалось, а сатирическое
жало его становилось все острее.
В Древней
Руси были известны ремесла,
связанные с искусством:
иконописцы, ювелиры, резчики по
дереву и кости, книжные писцы.
Скоморохи принадлежали к их
числу, являясь «хитрецами», «мастерами»
пения, музыки, пляски, поэзии, драмы.
Но они расценивались лишь
как забавники, потешники.
Их искусство идеологически
было связано с народными массами,
с ремесленным людом, обычно настроенным
оппозиционно к правящим массам.
Это делало их мастерство не
просто бесполезным, но, с
точки зрения феодалов
и духовенства, идеологически вредным
и опасным. Представители христианской
церкви ставили скоморохов рядом с волхвами
и ворожеями. В обрядах и играх
нет ещё деления на исполнителей и
зрителей; в них отсутствуют
развитые сюжеты, перевоплощение
в образ. Они появляются
в народной драме, пронизанной
острыми социальными мотивами.
С народной драмой связано
появление площадных театров устной традиции.
Актёры этих народных театров
(скоморохи) высмеивали власть имущих,
духовенство, богачей, сочувственно
показывали простых людей. Представления
народного театра строились
на импровизации, включали пантомиму,
музыку, пение, танцы, церковные
номера; исполнители использовали маски,
грим, костюмы, бутафорию.
Характер выступления
скоморохов первоначально не
требовал объединения их в
большие группы. Для исполнения
сказок, былин, песен, игры
на инструменте достаточно было
только одного исполнителя. Скоморохи
оставляют родные места и бродят
по русской земле в поисках
заработка, переселяются из деревень
в города, где обслуживают уже
не только сельское, но и
посадское население, а порой
и княжеские дворы.
Скоморохи привлекались
и к народным придворным представлениям,
которые умножились под влиянием
знакомства с Византией и её
придворным бытом. Когда же при Московском
дворе устраивали Потешный чулан
(1571 г.) и Потешную палату (1613 г.),
скоморохи оказывались там, в положении
придворных шутов.
Представления
скоморохов объединили разные
виды искусств: и собственно драматические,
и церковные и «эстрадные». Христианская
церковь противопоставила народным
игрищам и искусству скоморохов
искусство обрядовое,
насыщенное религиозно-мистическими
элементами.
Представления
скоморохов не переросли в
профессиональный театр. Для рождения
театральных трупп не было
условий – ведь власти преследовали
скоморохов. Церковь также преследовала
скоморохов, обращаясь за содействием
к светской власти. Против скоморохов
были направлены Жалованная
грамота Троице-Сергиевскому монастырю
XV века, Уставная грамота начала
XVI века.
Церковь настойчиво ставила
скоморохов в один ряд с носителями
языческого мировоззрения (волхвами, колдунами).
И все же продолжали жить скоморошеские
представления, народный театр развивался.
В то же время
церковь принимала все меры
к утверждению своего влияния.
Это нашло выражение в развитии
литургической драмы. Одни литургические
драмы пришли к нам вместе с христианством,
другие – в XV веке вместе
с вновь принятым торжественным уставом
«великой церкви» («Шествие на осмети»,
«Умовение ног»).
Несмотря на
использование театрально-зрелищных
форм, русская церковь не создавала своего
театра.
В XVII веке Симеон
Полоцкий (1629-1680) пытался на базе
литургической драмы создать художественную
литературную драму, эта попытка
оказалась единичной и бесплодной.
2. Театры XVII века в России
2.1 Придворный театр
Возникновение придворного
театра было вызвано интересом придворной
знати к западной культуре. Этот театр
появился в Москве при царе Алексее Михайловиче.
Первое представление пьесы «Артаксерксово
действо» (история библейской Эсфири)
состоялось 17 октября 1672 года. Вначале
придворный театр не имел своего помещения,
декорации и костюмы переносились с места
на место. Первые спектакли ставил пастор
Грегори из Немецкой слободы, актёрами
тоже был иноземцы. Позже стали в принудительном
порядке привлекать и обучать русских
«отроков».
Жалованье им платили нерегулярно,
но не скупились на декорации и
костюмы. Спектакли отличались большой
пышностью, иногда сопровождались игрой
на музыкальных инструментах и танцами.
После смерти царя Алексея Михайловича
придворный театр был закрыт, и представления
возобновились только при Петре I.
2.2 Школьный театр
Кроме придворного, в России
в XVII веке сложился и школьный театр
при Славяно-греко-латинской академии,
в духовных семинариях и училищах Львова,
Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями,
и силами учащихся ставились исторические
трагедии, аллегорические драмы, близкие
европейским мираклям, интермедии – сатирические
бытовые сценки, в которых звучал протест
против общественного строя. Интермедии
школьного театра заложили основу комедийного
жанра в национальной драматургии. У истоков
школьного театра стоял известный политический
деятель, драматург Симеон Полоцкий. Появление
придворного школьного театров расширило
сферу духовной жизни русского общества.
3. Становление профессионального
театра в России
3.1 XVIII век
К середине 18 века театр уже
прочно вошёл в жизнь русского общества,
и не только его аристократической или
церковной верхушки, но и социальных низов.
Можно утверждать, что театр народный
и литературный находились в известном
взаимодействии. Комические персонажи
интермедий не столь уже далеки от шутов
и «весёлых персон» спектаклей публичного
театра начала 18 века. С первых шагов русский
театр использует музыку. Она почти на
равных парах со словом входит в спектакли
школьного театра3. В драмах на религиозные темы,
естественно, использовались богослужебные
песнопения. Однако наряду с церковными
песнопениями в состав спектакля органически
входит и светская музыка, иллюстрируя
сцены «житейского» характера.
До нас дошли далеко не все пьесы,
исполнявшиеся в России на рубеже 18 века,
но всё же имеющийся материал позволяет
сделать определённые выводы. Уже в самом
начале организации придворного театра
возникает потребность в музыкантах. Состав
музыкантов неоднократно пополнялся и
обновлялся как за счёт иностранных, так,
по-видимому, и русских исполнителей. В
первой четверти 18 века в России большое
распространение
получают небольшие инструментальные
капеллы, обслуживающие ассамблеи и придворные
праздники. Наряду с пьесами религиозного
содержания в эпоху Петра Первого создаются
«панегирические» драмы, прославляющие
победы русского оружия. Новым для русского
театра было стремление автора и постановщика
достигнуть эмоционального единства между
переживаниями действующих лиц и музыкой.
Было бы неверно ограничить связь между
театром и литературой этой эпохи только
вопросом инсценировки романов и повестей.
Авантюрно-любовный «рыцарский» жанр
испытывает известное воздействие театра,
и что примечательно – театра музыкального.
Так возникает взаимодействие между литературой
и театром. Галантная повесть в театральных
инсценировках столь же насыщенна музыкальными
элементами, как и первоисточник.
Аллегорические и мифологические
образы наиболее отчётливо выражали основную
тему спектакля. Ещё до того, как иностранные
оперные труппы начали систематически
давать свои спектакли при дворе, в русской
литературе появились упоминания об этом
«заморском изобретении». В 1726 г. А. Кантемир
сделал перевод «Некого итальянского
письма, содержащего утешное критическое
описание Парижа и французов, писанного
от некого социлианца к приятелю», в котором
встречаются строки о парижских театрах,
в том числе об итальянской комической
опере.
«Имеется здесь много
театров, которые всегда суть отверсты
во увеселение любящих таковое зрелище;
в одном отправляются оперы, а в другом
комедии, трагедии…» Кантемиру же принадлежит
попытка истолкования театральной терминологии
в примечаниях к переводу «Разговоров
о множестве миров Фонтенеля»4.