Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, реферат
В данной работе автор раскрывает такие вопросы:
1. Роль государства в современной России
2. Проблемы в становлении современной российской государственности
3. Создание правовых основ новой российской государственности
Становление современного Российского государства.
1. Роль
государства в современной
Государство — это
основной институт политической системы,
организация, выполняющая функции
нормативно-регулятивного
Главным признаком
государства является публичная
власть, которая опирается на механизмы
принуждения, используя правовые санкции,
и реализуется через
Другим признаком государства является суверенность, которая означает, что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер.
Функции государства можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним функциям
можно отнести: 1) консолидацию общества;
2) обеспечение общественной безопасности;
3) принятие и реализацию законов; 4)
поддержание общественного
К внешним функциям
относятся: 1) защита государственных
интересов на международной арене;
2) поддержание обороноспособности
страны на необходимом уровне; 3) участие
в решении глобальных проблем; 4)
развитие взаимовыгодного экономического
и политического
По мнению отечественного ученого В. Халипова, «государство представляет собой совокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом».
Вопрос о роли
государства в современной
В России государство, начиная с XIII в., играло исключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику ее развития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом их осуществления. Своего апогея эта роль достигла в XX в. Советское общество в это время отличалось наивысшим за всю историю России уровнем этатизации (огосударствления) всех сфер жизнедеятельности людей. Это и стало одной из причин кризиса, приведшего к распаду СССР.
Руководители современных российских реформ поставили цель подчинить государство обществу, ограничив его функции в общественном управлении. Эта установка определялась радикал-либеральной идеологией, взятой на «вооружение» реформаторами в начале 90-х гг. и поддерживавшими их демократическими партиями и общественными движениями.
Суть экономической модели, называвшейся в России «монетаризмом», схематично (большой глубины в ней не было) можно описывать так: правительство и Центральный банк направляют все усилия, чтобы создать макроэкономическое равновесие, снизить до минимума показатели инфляции, сделать твердой национальную денежную валюту, обеспечить неэмиссионное финансирование бюджетного дефицита и, либерализуя финансовый рынок, обеспечить приток иностранных инвестиций в страну. В процессе реализации этой экономической модели можно выделить следующие этапы.
Первый этап — 1992—1993 гг., который обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.
Второй этап — 1994—1998 гг. В эти годы выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.
Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли прежде всего на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением «номенклатурно-олигархических кланов», стремившихся заодно «приватизировать» и государство, т.е. подчинить его своим интересам.
Не сбылась надежда
реформаторов на то, что эффективным
регулятором экономических
Этот кризис проявился в следующем:
1) неспособности
государства консолидировать
2) неспособности
государства обеспечить
3) неэффективной
деятельности органов
4) деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;
5) перманентных кризисах Правительства;
6) падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства;
7) неопределенности
перспектив экономического
К осени 1998 г. выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до национал-патриотических сил..
Многие аналитики полагают, что еще со времен развенчания Сталина переоценка ценностей в стране не происходила так быстро, как в конце 1998 г.
Необратимое крушение экономической модели, которую последовательно выстраивало российское правительство, начиная с 1992 г., привело к развалу всей политической надстройки, а затем и крупнейших российских финансово-промышленных групп. Поэтому осенью 1998 г. новое правительство, которое возглавил Е. Примаков, заявило о необходимости корректировки курса реформ.
Основная цель этой корректировки — повысить роль государства в реформировании российского общества и прежде всего его экономики, с тем чтобы повысить эффективность реформ, осуществляя их в интересах всего общества, а не «номенклатурно-олигархических кланов». Это не означает возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необходимы методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятиях контрарной оппозиции «уменьшение — возрастание роли государства», тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.
2. Проблемы
в становлении современной
Среди проблем становления
новой российской государственности
можно выделить в первую очередь
проблемы государственно-
В современной России
создается новый
Хотя по Конституции
Россия — это демократическое
государство с республиканской
формой правления, но в действительности
мы имеем дело с «президентской республикой»,
в которой глава государства
обладает огромными полномочиями по
формированию Правительства и выработке
основных направлений внутренней и
внешней политики. Это приводит к
тому, что многие решения главы
государства зависят от компетенции
окружающих Президента лиц, а Правительство
России — мало самостоятельно и
постоянно находится под
Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям, прежде всего, для защиты от своих политических противников.
В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.
В этом смысле ленинская
Конституция 1918г. была самой откровенной.
Эта Конституция отвергала
Следующая Конституция, уже СССР, принятая в 1924 г., мало чем отличалась от предыдущей, поскольку сохранились задачи превращения страны в мощный плацдарм для мировой революции.
В 1936 г. была, принята сталинская Конституция, которая должна была решать новые задачи. В условиях тоталитаризма партия превратилась из «ордена меченосцев» в широкий общегосударственный институт, вобравший наиболее активную часть населения. В это время наибольшую угрозу для сталинского режима стала создавать старая «ленинская гвардия», которая не готова была последовательно претворять в жизнь решения «мудрого вождя».
Измененная сталинская
Конституция позволила
Новая советская
Конституция — брежневская —
была принята в октябре 1977 г. Это
было вызвано тем, что партийное
руководство всерьез перешло
к стратегии «мирного сосуществования
двух систем». В этих условиях выяснилось,
что политический режим в СССР
серьезно разошелся с конституционными
принципами. Основу этого режима составляла
коммунистическая партия, генеральный
секретарь которой был
В 1991 г. из Конституции РСФСР была исключена 6-я статья о руководящей роли партии и был введен так называемый президентский блок. Буквально через год Верховный Совет начал законодательную борьбу против этого блока, пытаясь ограничить права президента в России. Для парламента эта борьба закончилась печально — расстрелом «Белого дома», принятием новой российской Конституции, которая похоронила надежду на то, что Россия станет парламентской республикой.
Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать.
Это привело к
тому, что оппозиция с самого принятия
Конституции повела «атаку» на нее
и Президента, понимая, что даже абсолютное
большинство в парламенте не гарантирует
ей право на власть. Кандидаты от
оппозиции, идя на президентские
выборы в 1996 г., обещали в случае победы
ограничить, а то и упразднить пост
президента. Однако многие аналитики
считают, что любой следующий
президент, даже если им станет яростный
сторонник парламентской
Такая конституционная
коллизия в условиях сильной политической
оппозиции создает в России ситуацию
перманентного конфликта между
законодательной и
Информация о работе Становление современного Российского государства