Становление современного Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

В данной работе автор раскрывает такие вопросы:
1. Роль государства в современной России
2. Проблемы в становлении современной российской государственности
3. Создание правовых основ новой российской государственности

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.56 Кб (Скачать)

Российская Федерация (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. При  этом республика (государство) имеет  свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ  имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении  народов в Российской Федерации. Как записано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 5,4), во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. При этом никто не может  присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ст.3).

Человек, его права  и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью.

Для государственного устройства РФ важное значение имеет то, что в Конституции РФ 1993 г. государственный строй определен как конституционный, а не общественный. Конституция максимально деполитизирована, в ней признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан. Впервые в истории российской государственности уровень гарантируемых Основным Законом прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали международным стандартам.

Согласно ст. 6 Конституции  РФ, гражданство Российской Федерации  является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить его.

По Конституции  РФ (ст. 7), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Освоение новой  Конституции потребовало большой  нормотворческой работы, приведения в соответствие с ней огромного  количества законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в  сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов гражданского общества.

Для строительства  новой российской государственности, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор  об общественном согласии весны 1994 г., подписание договоров о разграничении  полномочий и предметов ведения  между Центром и субъектами РФ, принятие и реализация «Гражданского  кодекса», федеральных законов «О Конституционном суде», «Об основах  государственной службы Российской Федерации» (1995 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), аналогичных законов субъектов РФ и других законов и нормативных актов.

Осваивают новые  принципы работы, основанные на прямом действии Конституции, Конституционный  суд, Верховный суд, Высший арбитражный  суд Российской Федерации, суды всех инстанций. Судебная ветвь все более  превращается в самостоятельную  и важную ветвь государственной  власти.

Освоение Конституции  РФ 1993 г., несмотря на все ее недостатки, дает возможность формировать «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать во благо России на основе конституционной легитимности.

Список  литературы

Авакьян СЛ. Практика российской государственности // Вестник Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1997. № 1.

Венгеров А.Б. Будущее  российской государственности // Вестник  Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. 1997. № 1.

Дегтярев А., Михайлов В. Государственное устройство России: контуры третьего тысячелетия // Alma mater. 1993. № 5.

Ельцин Б.Н. Россия, за которую мы в ответе. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации». М. 1996. С.26.

Мамут Д. С. Государство — полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.

Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений  гражданского общества и государства // Полис. 1998. № 1.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для  вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 1999. – 472с.

Политическая институционализация  российского общества // Мировая  экономика и международные отношения. 1998. № 2.

Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Селезнев Л. Политические системы современности: сравнительный  анализ. СПб., 1995.

Смирнов С. Демократия в России невозможна без социальной политики // Мир России. 1997. №2.

Урсул А.Д. Проблемы государственности в перспективе  перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1997. № 2.

Чешков М. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение? // Международная экономика и международные отношения. 1998. №1.

Шелестов Ю.И. К  вопросу о генезисе концепции  правового государства // Вестник  Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1997. № 2.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.


Информация о работе Становление современного Российского государства