Становление современного Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

В данной работе автор раскрывает такие вопросы:
1. Роль государства в современной России
2. Проблемы в становлении современной российской государственности
3. Создание правовых основ новой российской государственности

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.56 Кб (Скачать)

В современной России для формирования правового государства  необходимо, во-первых, создать соответствующее  правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем  породила его асимметрию, поскольку  субъекты Федерации — республики, области, края и округа — на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме  того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют  Конституции Российской Федерации, нарушая ее отдельные положения.

Важная роль в  становлении современной российской государственности отводится формированию национально-государственной идеи, задающей «общее дело» и консолидирующей  российское общество. Российские демократы, приступая в начале 90-х гг. к  реформам, давали обещание путем либеральных  реформ сделать жизнь россиян  в скором времени процветающей и  приближенной к мировым стандартам. Однако результаты реформ оказались  в явном противоречии с замыслами («Хотели как лучше, получилось как  всегда»): 1) стремительно упало производство; 2) резко сократился жизненный уровень; 3) девальвировались некоторые традиционные ценности; 4) возник «номенклатурно-криминалистический»  капитализм; 5) обострились социально-политические противостояния и национальные конфликты.

В результате современное  российское общество выглядит социально  разобщенным и прежде всего по базовым ценностям. Идеи демократии для многих россиян стали в  настоящее время синонимами всего  плохого и поэтому не могут  служить консолидирующим фактором.

Целый ряд проблем  в становлении новой российской государственности существует в  России во взаимодействии государства  и индивида, государства и общества. Во взаимодействии государства и  индивида можно выделить два аспекта  проблем — правовой и социальный. Конституция провозгласила права  человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят  декларативный характер. Современное  российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для  того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и  человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность  базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. Полицеизм – это вера в возможность достижения прогресса путем насилия. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и «бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий — пенсионерам. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.

Другой комплекс проблем возник во взаимоотношении  государства и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы его становления  достаточно проблематичны. Это обусловлено  тем, что, с одной стороны, государство  традиционно стремится сузить сферу  «гражданского общества» и охватить своим контролем как можно  большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это  обусловлено специфическим менталитетом россиян, который блокирует их гражданскую  самостоятельность и инициативу.

Важной проблемой  становления российской государственности  выступают отношения государства  к природным ресурсам страны. Попытки  реформаторов путем либеральных  реформ перевести Россию на путь инновационного развития провалились. Современное  российское государство вынуждено  ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса — мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты заработной платы) и внешних займов.

Целый ряд проблем  возник в связи с взаимодействием  российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы  привели к серьезным геополитическим  изменениям в мире. Биполярный мир  превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы.

Россия в настоящее  время больше занята внутренними  делами. Утратив свои позиции в  мире, Россия пока не выработала геополитическую  стратегию и поэтому больше действует  ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.

Отличия государства  в России от государств в других странах.

В демократическом  государстве управление осуществляется коллегиально субъектами власти, которые  избираются гражданами на' ограниченный срок. Деятельность субъектов власти регламентируется правом, которое носит  равный и обязательный для всех характер. Западное государство основано на институте  разделения властей и доступности  информации об их деятельности. Разделение власти на ветви направлено на ограничение  возможности превышения власти или  ее узурпации и коррекцию политического  процесса за счет конкуренции и взаимодействия различных властных структур.

Демократическое государство  имеет ограниченную законом сферу  деятельности. В частности, на гражданскую  сферу власть государства не распространяется. Государство контролирует выполнение законов в этой сфере и в  случае их нарушения применяет предусмотренные  законом санкции, но в сами гражданские  процессы не вмешивается.

Демократическое государство  является правовым в двух смыслах. Во-первых, его можно считать правовым на том основании, что все процессы в обществе регламентируются равными  и обязательными для всех законами. В таком обществе законным образом  реализуются и защищаются права  человека и его свободы. Во-вторых, само государство в своей деятельности руководствуется законом.

В демократическом  государстве реализуются культурные, образовательные, и иные социальные программы, что позволяет называть такое государство «социальным». Это государство отличается отлаженностью  механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму  организации политической и общественной жизни и модернизируют социум.

Российское государство  имеет другую форму и играет иную социальную роль. Если демократическое  государство играет роль, которая  сложилась в результате естественно-исторического развития индустриального общества в качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя, «демиурга» действительности.

Диктатура пролетариата с 1917 г. взяла на себя всю полноту  власти, выступив в качестве основного  субъекта строительства социализма. Гражданское общество, осознание  социального опыта, культурные технологии инновационного характера были институализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время. Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами.

Возможно  ли в России социальное государство?

Создатель идеологии  социального государства — Дж. Кейнс — предложил гибкую систему воздействия государства на различные стороны жизни, организованной по законам рынка и конкуренции. Государство в случае необходимости должно контролировать финансовую стабильность, финансировать фундаментальные научные разработки, смягчать последствия кризисных явлений посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма политической организации получила название -«общества всеобщего благоденствия», или «социального государства».

Примерно до 70-х  гг. на Западе существовало убеждение, что найден наконец гармоничный вариант совмещения рыночной и плановой организации, который позволяет обеспечить большинству населения социально приемлемый жизненный уровень. Однако вскоре выявились внутренние противоречия социального государства. Ограничение конкуренции привело к снижению производительности труда и росту налогов. Эти процессы повлекли за собой воспроизводство кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Современная политика в развитых странах колеблется между полюсами ограничения и восстановления конкуренции, что позволяет компенсировать ограниченность социального государства.

Реформирование  общественных отношений в России сопровождалось острым противоречием: от отношений сверхэксплуатации, из-за которых пострадал социализм, надо было перейти к «нормальным» капиталистическим отношениям. Но качество труда в России и многие организационные моменты не позволили этого сделать. В результате реформы стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненного уровня большинства россиян. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную проблему.

В этих условиях государство  не может не брать на себя обязанностей по поддержанию прожиточного минимума хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то же время меры такого рода нельзя назвать адекватными  понятию «социальное» государство. Дело в том, что оплата труда в  современной России не в состоянии  обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому  в той или иной мере это приходится делать государству. Но это не социальная деятельность в чистом виде, а сохранение социальных функций тоталитарного  государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях  экономии выполняло многие социальные функции непосредственным образом.

Перед Россией стоит  трудная задача: привести оплату наемного труда, его качество и количество в соответствие с мировым рынком. Только тогда можно говорить о  положительном результате реформирования, но до этого состояния России еще  очень далеко. Государственная власть, какой бы она ни была, не сможет в  ближайшее время гармонизировать  процессы производства и потребления, поэтому в ближайшем будущем  государство в России не может  стать социальным.

Идет ли Россия к  правовому государству?

Категория правового  государства достаточно противоречива. Это связано с тем обстоятельством, что любая политическая система, включая тиранию и тоталитаризм, имеют нормативную основу — право. Это может быть право поступать  в соответствии с традицией, право  субъекта абсолютной власти управлять  по собственному усмотрению, сословное  право феодального общества, где  официально существуют различного рода привилегии и, наконец, демократическое  право в индустриальном обществе.

Правовое государство  как практика управления на основании  законов, создаваемых людьми сознательно  для общего блага (Солон, Ликург), зародилось в античном полисе. Однако правовое государство, теорию которого разрабатывали  Дж. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант, стало политической реальностью только в XX столетии.

В правовом государстве  основой всех отношений является закон, равный и обязательный для  всех, как для граждан, так и  для субъектов государственной  власти, вплоть до монархов в конституционной  монархии. Критерием, который позволяет  установить наличие правового государства, можно считать возможность в  обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых  государственных структур, включая  и сам суд.

В основе правового  государства лежит развитая рыночная экономика и гражданские отношения, которые осуществляются вне политических организаций по усмотрению граждан  в рамках закона.

Атрибутом правового  государства выступает разделение властей, которое обеспечивает нейтрализацию  чрезмерных притязаний власти на господство в обществе, возможность осуществления  надлежащего контроля за всеми действиями государства, гласности в отношении политической деятельности и т.д.

По содержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному  государству, которое подвергается реформированию в России. При советской  власти происходила концентрация и даже узурпация власти партийным руководством, все политические организации подчинялись «вышестоящему» руководству информация дозировалась и цензурировалась государством. Реальная политика государства отличалась от официальной идеологии, но попытки обсуждения этого противоречия пресекалась террористическими методами. Население подвергалось государством сверхэксплуатации. Поэтому для превращения тоталитарного государства в правовое требуется ряд переходных форм.

При этом надо отметить, что для нашей ситуации актуально  осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства  можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов  власти и нарождающихся носителей  гражданских отношений. Содержанием  правового государства выступает  развитое рыночное пространство, гражданский  процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Информация о работе Становление современного Российского государства