Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:11, реферат
В данной работе автор раскрывает такие вопросы:
1. Роль государства в современной России
2. Проблемы в становлении современной российской государственности
3. Создание правовых основ новой российской государственности
В современной России для формирования правового государства необходимо, во-первых, создать соответствующее правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).
Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем породила его асимметрию, поскольку субъекты Федерации — республики, области, края и округа — на практике находятся не в равном политическом и экономическом отношениях. Кроме того, субъекты Федерации живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая ее отдельные положения.
Важная роль в
становлении современной
В результате современное
российское общество выглядит социально
разобщенным и прежде всего по
базовым ценностям. Идеи демократии
для многих россиян стали в
настоящее время синонимами всего
плохого и поэтому не могут
служить консолидирующим
Целый ряд проблем
в становлении новой российской
государственности существует в
России во взаимодействии государства
и индивида, государства и общества.
Во взаимодействии государства и
индивида можно выделить два аспекта
проблем — правовой и социальный.
Конституция провозгласила
Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России в социальном плане. Прежняя российская государственность базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики полицеизма. Полицеизм – это вера в возможность достижения прогресса путем насилия. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики полицеизма, так и «бросило» индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий — пенсионерам. Поэтому одной из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской ментальности россиян.
Другой комплекс
проблем возник во взаимоотношении
государства и общества. В России
еще не существует гражданского общества
и перспективы его становления
достаточно проблематичны. Это обусловлено
тем, что, с одной стороны, государство
традиционно стремится сузить сферу
«гражданского общества» и
Важной проблемой
становления российской государственности
выступают отношения
Целый ряд проблем
возник в связи с взаимодействием
российского государства и
Россия в настоящее время больше занята внутренними делами. Утратив свои позиции в мире, Россия пока не выработала геополитическую стратегию и поэтому больше действует ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.
Отличия государства в России от государств в других странах.
В демократическом
государстве управление осуществляется
коллегиально субъектами власти, которые
избираются гражданами на' ограниченный
срок. Деятельность субъектов власти
регламентируется правом, которое носит
равный и обязательный для всех характер.
Западное государство основано на институте
разделения властей и доступности
информации об их деятельности. Разделение
власти на ветви направлено на ограничение
возможности превышения власти или
ее узурпации и коррекцию
Демократическое государство
имеет ограниченную законом сферу
деятельности. В частности, на гражданскую
сферу власть государства не распространяется.
Государство контролирует выполнение
законов в этой сфере и в
случае их нарушения применяет
Демократическое государство
является правовым в двух смыслах. Во-первых,
его можно считать правовым на
том основании, что все процессы
в обществе регламентируются равными
и обязательными для всех законами.
В таком обществе законным образом
реализуются и защищаются права
человека и его свободы. Во-вторых,
само государство в своей
В демократическом
государстве реализуются
Российское государство имеет другую форму и играет иную социальную роль. Если демократическое государство играет роль, которая сложилась в результате естественно-исторического развития индустриального общества в качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя, «демиурга» действительности.
Диктатура пролетариата с 1917 г. взяла на себя всю полноту власти, выступив в качестве основного субъекта строительства социализма. Гражданское общество, осознание социального опыта, культурные технологии инновационного характера были институализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время. Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами.
Возможно ли в России социальное государство?
Создатель идеологии социального государства — Дж. Кейнс — предложил гибкую систему воздействия государства на различные стороны жизни, организованной по законам рынка и конкуренции. Государство в случае необходимости должно контролировать финансовую стабильность, финансировать фундаментальные научные разработки, смягчать последствия кризисных явлений посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма политической организации получила название -«общества всеобщего благоденствия», или «социального государства».
Примерно до 70-х гг. на Западе существовало убеждение, что найден наконец гармоничный вариант совмещения рыночной и плановой организации, который позволяет обеспечить большинству населения социально приемлемый жизненный уровень. Однако вскоре выявились внутренние противоречия социального государства. Ограничение конкуренции привело к снижению производительности труда и росту налогов. Эти процессы повлекли за собой воспроизводство кризисных явлений во всех сферах жизни общества. Современная политика в развитых странах колеблется между полюсами ограничения и восстановления конкуренции, что позволяет компенсировать ограниченность социального государства.
Реформирование общественных отношений в России сопровождалось острым противоречием: от отношений сверхэксплуатации, из-за которых пострадал социализм, надо было перейти к «нормальным» капиталистическим отношениям. Но качество труда в России и многие организационные моменты не позволили этого сделать. В результате реформы стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненного уровня большинства россиян. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную проблему.
В этих условиях государство не может не брать на себя обязанностей по поддержанию прожиточного минимума хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то же время меры такого рода нельзя назвать адекватными понятию «социальное» государство. Дело в том, что оплата труда в современной России не в состоянии обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому в той или иной мере это приходится делать государству. Но это не социальная деятельность в чистом виде, а сохранение социальных функций тоталитарного государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях экономии выполняло многие социальные функции непосредственным образом.
Перед Россией стоит
трудная задача: привести оплату наемного
труда, его качество и количество
в соответствие с мировым рынком.
Только тогда можно говорить о
положительном результате реформирования,
но до этого состояния России еще
очень далеко. Государственная власть,
какой бы она ни была, не сможет в
ближайшее время
Идет ли Россия к правовому государству?
Категория правового
государства достаточно противоречива.
Это связано с тем
Правовое государство как практика управления на основании законов, создаваемых людьми сознательно для общего блага (Солон, Ликург), зародилось в античном полисе. Однако правовое государство, теорию которого разрабатывали Дж. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант, стало политической реальностью только в XX столетии.
В правовом государстве основой всех отношений является закон, равный и обязательный для всех, как для граждан, так и для субъектов государственной власти, вплоть до монархов в конституционной монархии. Критерием, который позволяет установить наличие правового государства, можно считать возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых государственных структур, включая и сам суд.
В основе правового
государства лежит развитая рыночная
экономика и гражданские
Атрибутом правового
государства выступает
По содержанию правовое государство противоположно тому тоталитарному государству, которое подвергается реформированию в России. При советской власти происходила концентрация и даже узурпация власти партийным руководством, все политические организации подчинялись «вышестоящему» руководству информация дозировалась и цензурировалась государством. Реальная политика государства отличалась от официальной идеологии, но попытки обсуждения этого противоречия пресекалась террористическими методами. Население подвергалось государством сверхэксплуатации. Поэтому для превращения тоталитарного государства в правовое требуется ряд переходных форм.
При этом надо отметить,
что для нашей ситуации актуально
осознание различия между формой
и содержанием правового
Информация о работе Становление современного Российского государства