Становление современного театра в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, что история русского театра – одна из основных и самых интересных тем в дисциплине «Культурология», которая заставляет задуматься нас над такими вопросами: «Откуда в России появился театр? Как давно он существует? Какими характерными особенностями обладает русский профессиональный театр? Каким образом он осел в России и стал одним из самых важных компонентов русской культуры?».

Оглавление

Введение............................................................................................................... 3
1. Народное творчество.......................................................................................... 4
1.1 Первые шаги к театру ................................................................................... 4
1.2 Скоморошество.............................................................................................. 5
2. Театры XVII века в России ................................................................................ 8
2.1 Придворный театр ......................................................................................... 8
2.2 Школьный театр ............................................................................................ 8
3. Становление профессионального театра в России.......................................... 9
3.1 XVIII век......................................................................................................... 9
3.2 XIX век ......................................................................................................... 12
3.3 Русский театр на рубеже XIX – XX веков ................................................ 12
3.4 Русский театр после 1917 года и до постсоветского периода................. 13
Заключение......................................................................................................... 16
Список литературы и источников.........

Файлы: 1 файл

культорология контрольная.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

 

Говоря об опере, он имеет в виду только seria или лирическую трагедию: «Опера есть живое изображение какого важного действа: тем только разнит с комедиею, что на комедии изображатели просто говорят, а на опере говорят поючи». Объясняя значение термина «машина театральная», Кантемир вновь обращается к опере: «В операх машины значат те, которыми внезапные и чрезвычайные перемены на театре чинятся, как, наприклад, схождение облаков с людьми на них о проч.» В несомненной связи со спектаклями итальянской оперы-buffa, а в последствии оперы-seria находятся сочинения о театре, появляющиеся в русской печати на протяжении

30-х годов. В «Примечаниях  на Ведомости» (1733) было напечатано  анонимное рассуждение «о позорищных  играх или комедиях и трагедиях». Основа театрального искусства, пишет автор, - наглядное изображение  благородных героев и поступков, верное благородной натуре, «  в позорищах всегда некоторое достопамятное и со многими случаями соединённое приключение так натурально представляется тем, что смотрители совершенно понимают, и всё состояние вещи ясно видеть могут».

Оценивая актёрскую игру, демократические зрители зачастую проявляли хороший вкус, восхищаясь теми исполнителями, которые умели правдиво раскрыть душевный мир своих героев. Особая миссия в деле подчинения театров идеологическим задачам правительства была возложена на цезуру. В 1826 году был введён новый цензурный устав, получивший у литераторов меткое определение «чугунного». Цензура категорически запрещала выводить на сцене духовенство, подвергать какой бы то ни было критике военных, крупных чиновников, полицейских. Сведения о первых оперных спектаклях в России очень скудны, поэтому известную ценность представляют не вошедшие в научный обход данные, сообщаемые священником датского посольства в Петербурге Педером Ван Хавен, приехавшим в столицу в 1736 году. Он указывает в своих записках: «Императрица содержит итальянскую труппу, состоящую примерно из 70 оперных певцов».

Русский театр, ставший при Петре Первом публичным и доступным для широкого круга зрителей, не перестал существовать в последующую эпоху. Русские любительские спектакли устраиваются не только при дворе и в домах вельмож, но и в среде разночинной, мещанской»

3.2 XIX век

Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным.

В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько – дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Фёдоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Своё наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра.

 С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. Появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал своё многогранное дарование выдающийся русский актёр М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра и др.

 Значительных успехов в первой половине XIX в. Добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

3.3 Русский театр на рубеже XIX – XX веков

Для того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 вв. средоточием мировых театральных достижений, было бы достаточно одного К. Станиславского с его ошеломляющими новаторскими идеями и созданным им вместе с В. Немировичем-Данченко Московским Художественным театром (1898). Несмотря на то, что МХТ открылся спектаклем Царь Фёдор Иоаннович А.К.Толстого, знаменем нового театра стала драматургия А. Чехова, загадочная, не до конца раскрытая и сегодня. Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая к названию одной из лучших пьес Чехова и ставшая символом театра. Но одна из главных заслуг Станиславского перед мировым театром – это воспитание талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и развивающих её дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях (яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов, Вахтангов).

Этот период отмечен целым созвездием театральных имён – актёрских и режиссёрских. Театральная жизнь бурлила в обеих столицах, куда стягивались и лучшие силы российской театральной провинции.

3.4 Русский театр  после 1917 года и до постсоветского периода

 

После революции 1917, поменявшей весь жизненный уклад России, начался новый этап и в театральной жизни страны.

Новое правительство понимало всю важность театрального искусства: 9 ноября 1917 был издан декрет Совета народных комиссаров о передаче всех российских театров в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению. А 26 августа 1919 появился декрет о национализации театров, впервые в истории России театр полностью стал делом государственным

В искусстве вообще и в театре в частности это был очень сложный период. Художники (как и вся страна) разделились на сторонников и противников революции. Несколько упрощая, можно сказать, что в эстетической сфере разделение произошло на отношении к традициям мировой культуры5.

Для многих деятелей российского театра 1930-е (и вторая половина 1940-х, когда идеологическая политика продолжилась) стали трагическими. Однако российский театр продолжал развиваться. Появлялись новые режиссёрские имена: А.Попов, Ю.Завадский, Р.Симонов, Б.Захава, А.Дикий, Н.Охлопков, Л.Вивьен, Н.Акимов, Н.Герчаков, М.Кедров, М.Кнебель, В.Сахновский, Б.Сушкевич, И.Берсенев, А.Брянцев, Э.Радлов и др. Эти имена были преимущественно связаны с Москвой и Ленинградом и режиссёрской школой ведущих театров страны.

После распада СССР для русского театра тоже настали новые времена. Смена политической формации в начале 1990-х и длительный период экономической разрухи кардинально изменили жизнь российского театра. Первый период ослабления (и после – и отмены) идеологического контроля сопровождался эйфорией: теперь можно ставить и показывать зрителям что угодно. После отмены централизации театров во множестве организовывались новые коллективы — театры-студии, антрепризы и т.д.

Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссёры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами – П.Фоменко, В.Фокиным, О.Табаковым, Р.Виктюком, М.Левитиным, Л.Додиным, А.Калягиным, Г.Волчек успешно работают К.Гинкас, Г.Яновская, Г.Тростянецкий, И.Райхельгауз, К.Райкин, С.Арцибашев, С.Проханов, С.Врагова, А.Галибин, В.Пази, Г.Козлов, а также еще более молодые и радикальные авангардисты: Б.Юхананов, А.Праудин, А.Могучий, В.Крамер, Клим и др. Активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции.

В постсоветский период контуры театральной реформы кардинально изменились, они перешли преимущественно в область финансирования театральных коллективов, необходимости государственной поддержки культуры вообще и театров в частности, и т.д. Возможная реформа вызывает множество разнообразных мнений и горячую полемику. Первыми шагами этой реформы стало постановление Правительства России 2005 о дополнительном финансировании ряда театров и учебных театральных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Однако до системной разработки схемы театральной реформы еще далеко. Какой она будет – пока неясно.

 

Заключение

Русский театр прошёл длительный путь своего становления: от народных гуляний и празднеств до скоморошества, от придворных театров, организованных в основном для высших чинов до театра «для всех». От Гоголя и Островского до Станиславского, от революции до полной свободы.

Театр в России прошёл иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России – её экономики, смены социальных формаций, религии, особого менталитета россиян и т.д.

Русский театр – то, что остаётся актуальным на протяжении столетий, что не теряет своей изюминки и оригинальности, сохраняя при этом в себе самые лучшие традиции театрального искусства.

В 21 веке театр претерпел некоторые изменения, но мы до сих пор продолжаем любить невероятного Гоголевского «Ревизора», пьесы Островского и полные волшебства балеты Чайковского.

 

Список литературы и источников:

1. Грунтовский А., Русский  фольклорный театр / А. Грунтовский., – М., Русский Остров, 2013. – 456 с.

2. Иноземцева Г.В., Балет. ХХ век / Г.В.Иноземцева., – М.,Тен-Видео, 2009. – 440 с.

3. К.Станиславский., Моя жизнь в искусстве / Станиславский К., – М., АСТ, 2009. – 624 с.

 4. Максимов С., Волхвы, скоморохи и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – 320 с.

5. Терешина М., История русского театра / М.Терешина., –   М.,Эксмо, 2011.  – 480 с.

6. Национальная историческая энциклопедия [Электронный ресурс] – http://interpretive.ru/dictionary/

7. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]   –   http://www.krugosvet.ru/

8. Культура – здесь и сейчас [Электронный ресурс]  – http://velikayakultura.ru/category/russkiy-teatr

 

 

 

1 Максимов С., Волхвы, скоморохи и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – с.14

2 Максимов С., Волхвы, скоморохи и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – с.58

3 Культура – здесь и сейчас [Электронный ресурс]  – http://velikayakultura.ru/category/russkiy-teatr

4 Национальная историческая энциклопедия [Электронный ресурс] – http://interpretive.ru/dictionary/

5 Терешина М., История русского театра / М.Терешина., –   М.,Эксмо, 2011.  – 480 с.

 

 


Информация о работе Становление современного театра в России