Говоря об опере, он имеет в
виду только seria или лирическую трагедию:
«Опера есть живое изображение какого
важного действа: тем только разнит с комедиею,
что на комедии изображатели просто говорят,
а на опере говорят поючи». Объясняя значение
термина «машина театральная», Кантемир
вновь обращается к опере: «В операх машины
значат те, которыми внезапные и чрезвычайные
перемены на театре чинятся, как, наприклад,
схождение облаков с людьми на них о проч.»
В несомненной связи со спектаклями итальянской
оперы-buffa, а в последствии оперы-seria находятся
сочинения о театре, появляющиеся в русской
печати на протяжении
30-х годов. В «Примечаниях
на Ведомости» (1733) было напечатано
анонимное рассуждение «о позорищных
играх или комедиях и трагедиях».
Основа театрального искусства,
пишет автор, - наглядное изображение
благородных героев и поступков,
верное благородной натуре, «
в позорищах всегда некоторое достопамятное
и со многими случаями соединённое приключение
так натурально представляется тем, что
смотрители совершенно понимают, и всё
состояние вещи ясно видеть могут».
Оценивая актёрскую игру, демократические
зрители зачастую проявляли хороший вкус,
восхищаясь теми исполнителями, которые
умели правдиво раскрыть душевный мир
своих героев. Особая миссия в деле подчинения
театров идеологическим задачам правительства
была возложена на цезуру. В 1826 году был
введён новый цензурный устав, получивший
у литераторов меткое определение «чугунного».
Цензура категорически запрещала выводить
на сцене духовенство, подвергать какой
бы то ни было критике военных, крупных
чиновников, полицейских. Сведения о первых
оперных спектаклях в России очень скудны,
поэтому известную ценность представляют
не вошедшие в научный обход данные, сообщаемые
священником датского посольства в Петербурге
Педером Ван Хавен, приехавшим в столицу
в 1736 году. Он указывает в своих записках:
«Императрица содержит итальянскую труппу,
состоящую примерно из 70 оперных певцов».
Русский театр, ставший при
Петре Первом публичным и доступным для
широкого круга зрителей, не перестал
существовать в последующую эпоху. Русские
любительские спектакли устраиваются
не только при дворе и в домах вельмож,
но и в среде разночинной, мещанской»
3.2 XIX век
Популярность театрального
искусства росла. Крепостной театр сменялся
"вольным" - государственным и частным.
В частности, в Петербурге в
начале XIX в. их было несколько – дворцовый
театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры.
В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились
не только цирковые представления, но
и драматические спектакли. В 1832 г. в Петербурге
по проекту К.И.Росси было построено здание
драматического театра, оборудованного
по последнему слову театральной техники.
В честь жены Николая I Александры Фёдоровны
он стал именоваться Александрийским
(ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 г. завершилось
строительство Михайловского театра (ныне
- Малый театр оперы и балета). Своё наименование
он получил в честь брата Николая I - великого
князя Михаила Павловича. В Москве в 1806
г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось
строительство Большого театра.
С большим успехом шли на
сцене такие драматические произведения
как "Горе от ума" А.С.Грибоедова,
"Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале
50-х годов XIX в. Появились первые пьесы
А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал
своё многогранное дарование выдающийся
русский актёр М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена
и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики
пользовались и другие замечательные
артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной
сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского
драматического театра и др.
Значительных успехов в
первой половине XIX в. Добился балетный
театр, чья история в тот период во многом
была связана с именами знаменитых французских
постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на
сцене Большого театра Петербурга дебютировала
замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.
3.3 Русский театр на
рубеже XIX – XX веков
Для того, чтобы считать Россию
рубежа 19–20 вв. средоточием мировых театральных
достижений, было бы достаточно одного
К. Станиславского с его ошеломляющими
новаторскими идеями и созданным им вместе
с В. Немировичем-Данченко Московским
Художественным театром (1898). Несмотря
на то, что МХТ открылся спектаклем Царь
Фёдор Иоаннович А.К.Толстого, знаменем
нового театра стала драматургия А. Чехова,
загадочная, не до конца раскрытая и сегодня.
Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая
к названию одной из лучших пьес Чехова
и ставшая символом театра. Но одна из
главных заслуг Станиславского перед
мировым театром – это воспитание талантливых
учеников, вобравших в себя опыт его театральной
системы и развивающих её дальше в самых
неожиданных и парадоксальных направлениях
(яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов,
Вахтангов).
Этот период отмечен целым созвездием
театральных имён – актёрских и режиссёрских.
Театральная жизнь бурлила в обеих столицах,
куда стягивались и лучшие силы российской
театральной провинции.
3.4 Русский театр
после 1917 года и до постсоветского периода
После революции 1917, поменявшей
весь жизненный уклад России, начался
новый этап и в театральной жизни страны.
Новое правительство понимало
всю важность театрального искусства:
9 ноября 1917 был издан декрет Совета народных
комиссаров о передаче всех российских
театров в ведение отдела искусств Государственной
комиссии по просвещению. А 26 августа 1919
появился декрет о национализации театров,
впервые в истории России театр полностью
стал делом государственным
В искусстве вообще и в театре
в частности это был очень сложный период.
Художники (как и вся страна) разделились
на сторонников и противников революции.
Несколько упрощая, можно сказать, что
в эстетической сфере разделение произошло
на отношении к традициям мировой культуры5.
Для многих деятелей российского
театра 1930-е (и вторая половина 1940-х, когда
идеологическая политика продолжилась)
стали трагическими. Однако российский
театр продолжал развиваться. Появлялись
новые режиссёрские имена: А.Попов, Ю.Завадский,
Р.Симонов, Б.Захава, А.Дикий, Н.Охлопков,
Л.Вивьен, Н.Акимов, Н.Герчаков, М.Кедров,
М.Кнебель, В.Сахновский, Б.Сушкевич, И.Берсенев,
А.Брянцев, Э.Радлов и др. Эти имена были
преимущественно связаны с Москвой и Ленинградом
и режиссёрской школой ведущих театров
страны.
После распада СССР для русского
театра тоже настали новые времена. Смена политической формации
в начале 1990-х и длительный период экономической
разрухи кардинально изменили жизнь российского
театра. Первый период ослабления (и после
– и отмены) идеологического контроля
сопровождался эйфорией: теперь можно
ставить и показывать зрителям что угодно.
После отмены централизации театров во
множестве организовывались новые коллективы
— театры-студии, антрепризы и т.д.
Сегодняшний день российского
театра по количеству и разнообразию эстетических
направлений ассоциируется с Серебряным
веком. Режиссёры традиционных театральных
направлений соседствуют с экспериментаторами.
Наряду с признанными мастерами – П.Фоменко,
В.Фокиным, О.Табаковым, Р.Виктюком, М.Левитиным,
Л.Додиным, А.Калягиным, Г.Волчек успешно
работают К.Гинкас, Г.Яновская, Г.Тростянецкий,
И.Райхельгауз, К.Райкин, С.Арцибашев, С.Проханов,
С.Врагова, А.Галибин, В.Пази, Г.Козлов,
а также еще более молодые и радикальные
авангардисты: Б.Юхананов, А.Праудин, А.Могучий,
В.Крамер, Клим и др. Активно развивается
смежное с театром направление хепенинга
и инсталляции.
В постсоветский период контуры
театральной реформы кардинально изменились,
они перешли преимущественно в область
финансирования театральных коллективов,
необходимости государственной поддержки
культуры вообще и театров в частности,
и т.д. Возможная реформа вызывает множество
разнообразных мнений и горячую полемику.
Первыми шагами этой реформы стало постановление
Правительства России 2005 о дополнительном
финансировании ряда театров и учебных
театральных заведений Москвы и Санкт-Петербурга.
Однако до системной разработки схемы
театральной реформы еще далеко. Какой
она будет – пока неясно.
Заключение
Русский театр прошёл длительный
путь своего становления: от народных
гуляний и празднеств до скоморошества,
от придворных театров, организованных
в основном для высших чинов до театра
«для всех». От Гоголя и Островского до
Станиславского, от революции до полной
свободы.
Театр в России прошёл иной
путь формирования и развития, чем театр
европейский, восточный или американский.
Этапы этого пути связаны со своеобразием
истории России – её экономики, смены
социальных формаций, религии, особого
менталитета россиян и т.д.
Русский театр – то, что остаётся
актуальным на протяжении столетий, что
не теряет своей изюминки и оригинальности,
сохраняя при этом в себе самые лучшие
традиции театрального искусства.
В 21 веке театр претерпел некоторые
изменения, но мы до сих пор продолжаем
любить невероятного Гоголевского «Ревизора»,
пьесы Островского и полные волшебства
балеты Чайковского.
Список литературы и источников:
1. Грунтовский А., Русский
фольклорный театр / А. Грунтовский.,
– М., Русский Остров, 2013. – 456 с.
2. Иноземцева Г.В., Балет. ХХ
век / Г.В.Иноземцева., – М.,Тен-Видео, 2009.
– 440 с.
3. К.Станиславский., Моя жизнь
в искусстве / Станиславский К., – М., АСТ,
2009. – 624 с.
4. Максимов С., Волхвы, скоморохи
и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – 320
с.
5. Терешина М., История русского
театра / М.Терешина., – М.,Эксмо,
2011. – 480 с.
6. Национальная историческая
энциклопедия [Электронный ресурс] – http://interpretive.ru/dictionary/
7. Энциклопедия Кругосвет [Электронный
ресурс] – http://www.krugosvet.ru/
8. Культура – здесь и сейчас
[Электронный ресурс] – http://velikayakultura.ru/category/russkiy-teatr
1 Максимов С., Волхвы, скоморохи
и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – с.14
2 Максимов С., Волхвы, скоморохи
и офени / С.Максимов., – М.,Вече, 2011. – с.58
3 Культура – здесь и сейчас
[Электронный ресурс] – http://velikayakultura.ru/category/russkiy-teatr
4 Национальная историческая
энциклопедия [Электронный ресурс] – http://interpretive.ru/dictionary/
5 Терешина М., История русского
театра / М.Терешина., – М.,Эксмо,
2011. – 480 с.