Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:53, реферат
Фильмы, сериалы, телепередачи – без них не обходится досуг современного человека. Но, к сожалению, не все мы знаем, когда появился кинематограф, сколько трудностей пришлось преодолеть, чтобы этот вид искусства прочно закрепился в жизни людей.
Еще В. И. Ленин говорил, что среди всех искусств, кино является для нас важнейшим, учитывая его пропагандистские и общекультурные возможности.
Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Возникновение первых фильмов в России …………………………... стр. 4
Отечественное дореволюционное кино………………………………. стр. 5
Отечественное кино 20-х годов……………………………………….. стр. 8
Советское кино………………………………………………………… стр. 12
Советское кино 30-х годов……………………………………… стр. 14
Советское кино в период Великой Отечественной войны…… стр. 16
Советское кино второй половины XX века…………………… стр. 19
Заключение……………………………………………………………….... стр. 22
Список литературы………………………………………………………... стр. 23
Взгляд из эмиграции на советское
кино, который можно назвать «
Между тем выход на парижские
экраны фильма Всеволода Пудовкина
«Потомок Чингисхана» среди критиков-
Русских в Париже особенно поразил Валерий Инкижинов - бурятский актер, игравший монгола в «Потомке Чингисхана». Быть может, эмигранты особенно остро ощущали незащищенность человека восточной культуры в западной среде, а фильм Пудовкина был отчасти и об этом.
Таким образом, можно сделать вывод, что две русские кинокультуры, советская и зарубежная не только знали одна о другой, но и испытывали взаимный интерес. Иногда интерес оказывался сильнее политических антипатии. В том же эмигрантском журнале «Иллюстрированная Россия», где печатался хороший отзыв на «Бурю над Азией», появилась заметка, что Пудовкин - новая жертва репрессий со стороны большевиков, которые скоро запретят ему делать фильмы.
Кино было видом общения - за неимением лучшего. Но кроме эмоции узнавания, в этих встречах был и другой, мучительный аспект. Советское кино было квинтэссенцией новой России, для эмигрантов неприемлемой и понимаемой ими как осквернение их личного прошлого. Сергеи Эфрон, суммируя облик советского фильма, писал: «Лихорадочные поиски новых пейзажей, новых, еще не показанных машин, зданий в новых, оригинальных ракурсах пронизывает почти каждую советскую картину. Подъемные краны, молотилки, тракторы, строящиеся дома, внутренности фабрик и заводов, дворцы — самые разнообразные предметы выводятся на экране не в качестве подсобных материалов, но в качестве самостоятельных субъектов действия». Конструктивизм не находил сочувствия у эмигрантов. Россия в нем представала населенной не людьми, а предметами, снятыми в странных ракурсах.
Владимир Набоков, покинувший Россию молодым человеком, видел СССР только в кино. Поэтому сгущенный образ новой России естественнее всего укладывался для него в клише советского документального фильма.
Русское кино окончательно превратилось в кино советское, и тем самым в глазах эмигрантов в синоним советской власти в целом. Так прекратилось одновременное существование двух параллельных национальных школ — уникальное явление в истории киноискусства.
Развитие советского кино неразрывно связано с именем и деятельностью В. И. Ленина, оно проходило и проходит под руководством созданной Лениным партии коммунистов. Ещё за десять лет до Октябрьской революции, Ленин высказал мысль о том, что "...когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс" («Самое важное из всех искусств»).
Проблемы использования кино в этом качестве приобретали особое значение для партии после победы революции, когда началось практическое утверждение социализма, и Ленин - теперь уже в качестве главы Советского правительства - неоднократно возвращался к вопросам развития кино, считая его "важнейшим из всех искусств".
В первые послереволюционные годы в советской стране не было еще отечественного производства аппаратуры и пленки, многие кинотеатры были разрушены, прокат располагал старыми изношенными копиями. Деятельность кинематографистов в эти трудные годы нельзя назвать иначе как героической.
Большое место в годы гражданской войны и в первые послевоенные годы занимали так называемые агитфильмы, которые доходчиво и страстно разъясняли широким народным массам лозунги партии, задачи и требования. Лучшие агитфильмы отличались лаконичностью и острой публицистичностью. Значение этих лент для советского кино нельзя недооценивать – в них нащупывалась новая тематика, вырабатывались приемы воздействия на зрителя.
Советское документальное кино той поры родило мастера, имя которого пишется в одной строке с известными именами того времени, Дзигу Ветрова. Он превратил кинохронику из средства информации в искусство образной публицистики. Он открыл новые и использовал по-новаторски многие старые приемы кино – крупные планы, наезды и т.д., чтобы придать хронике выразительность.
Даже в трудные годы разрухи, кинематограф жил верой в будущее – был создан кинематографический техникум (сейчас ВГИК).
В 30- е годы все отчетливее проступает связь советского кинематографа с поступательным движением жизни нового общества. Это становится главной традицией советского экрана.
Особенных успехов советское
кино достигло в историко-революционной
тематике. Важнейший раздел историко-революционных
фильмов этого времени –
Впервые Ленин вышел на «первый план» у сценариста Алексея Каплера, режиссера Михаила Рома и выдающегося актера Бориса Щукина в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», созданных в 1937 и 1939 годах.
Репертуар советского кино
30-х годов чрезвычайно обширен
Больших успехов советское кино тех лет добилось в разработке важнейшей темы - темы современности. 30-е годы – время больших зримых и радостных перемен в жизни советского общества. Кино стремилось осмыслять и отражать происходившие тогда процессы.
С середины 30-х годов в мире стала нарастать угроза войны. Советские люди жили, любили, строили, думали о будущем, но на границах нашей родины уже маячил призрак войны.
Кино 30-х годов не прошло мимо и этой темы, темы войны и мира, защиты отечества. Военно-патриотические фильмы прямо говорили о возможности нападения врагов на Советский Союз и призывали народ крепить оборонную мощь страны. Военно-патриотическая тема оказывается в центре внимания и 3 выдающихся советских кинорежиссеров – Эйзенштейна, Пудовкина и Довженко.
Наиболее ярким фильмом 30-х годов можно по праву считать кинокомедию «Подкидыш» (1939) Татьяны Лукашевич, где одну из главных ролей исполнила блистательная Фаина Георгиевна Раневская.
С первых дней Отечественной войны кинематографисты РСФСР начали выпуск патриотических фильмов. Были созданы фронтовые киногруппы, снимавшие материал для регулярных выпусков кинохроники, в том числе журнала «На защиту родной Москвы». На вновь организованной киностудии «Воентехфильм» (Москва) ставились военно-инструктивные и учебные фильмы («Уничтожай танки врага», «Пехота в бою», «Немецкая оборона и её преодоление», «Разведка» и др.).
В первый период войны (1942-44 г.) ряд киностудий Москвы и Ленинграда перебазировался в г. Алма-Ата, где была создана Центр, объединённая киностудия (ЦОКС). Киностудия «Союздетфильм» начала работать в городе Душанбе.
В 1942 г. был выпущен полнометражный художественный фильм «Секретарь райкома» (реж. Пырьев) - о борьбе с фашистскими захватчиками. В центре фильма большевик Кочет (актёр В. Ванин) - организатор партизанского движения. Достоверность характеров героев, темпераментная режиссура, мастерство актёров (Жаров, Ладынина, М. Астангов) обусловливали достоинство первого фильма о народных мстителях.
Этой же теме посвящен фильм режиссера Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.), где рассказывалось о судьбе русской женщины, в прошлом передовой колхозницы, ставшей партизанским вожаком (актриса Марецкая). Значительное место занимали фильмы о патриотизме и мужестве советских людей в годы войны: «Зоя» (1944 г., реж. А. Арнштам), «Нашествие» (по пьесе Л. Леонова, реж. Роом) и «Человек № 217» (реж. Ромм, оба в 1945 г.).
Выпускались фильмы о Движении Сопротивления в порабощенных странах Западной Европы. Заслуженным успехом пользовались комедии «Антоша Рыбкин» (1942 г., реж. К. Юдин) и особенно «Новые похождения Швейка» (1943 г., реж. Юткевич).
Большую роль в воспитании
патриотизма советских
В суровых и мужественных кинопроизведениях решались острые проблемы военной жизни. В них снимались лучшие актёры советского кино: Крючков, Бабочкин, Б. Блинов, Серова, Жаров, Б. Андреев, М. Бернес, Жаков, М. Державин, А. Зражевский, Абрикосов и др.
Тема героизма, моральной стойкости советских воинов ставилась и в лирической кинокомедии «В шесть часов вечера после войны» (1944, реж. Пырьев) и др. О неразрывной связи фронта и тыла, о самоотверженном труде советских людей рассказывали фильмы «Непобедимые» (1943 г., реж. Герасимов, М. Калатозов), «Родные поля» (1945 г., реж. Бабочкин, А. Босулаев), «Большая земля» (1944 г., реж. Герасимов).
Традиция историко-
Художественные фильмы, поставленные кинематографистами РСФСР в годы войны, помогали мобилизовать духовные силы народа на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Эту же задачу с неменьшим успехом выполняла боевая кинопублицистика.
Регулярно выпускался «Союзкиножурнал», включающий боевые эпизоды, репортажи о работе тыла, международную хронику. Наиболее значительным достижением в первый период войны был документальный фильм режиссеров Варламова и Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» (1941 г.).
Выпускались документальные фильмы, посвященные самым значительным операциям советских войск, освобождению от фашистского ига ряда стран Восточной Европы. Документальные фильмы создавали и мастера художественной кинематографии Довженко, Герасимов, Райзман, Юткевич, Зархи, Хейфиц.
В создании боевой кинохроники и документальных фильмов в годы войны решающая роль принадлежала фронтовым кинооператорам. В 1941-45 гг. была создана «Кинолетопись Великой Отечественной войны», в которой сосредоточено огромное количество исторических кинодокументов.
После Второй Мировой войны лишь единичные советские фильмы «для массовой аудитории» имели успех за рубежом. Это, прежде всего, объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна западному зрителю, советские фильмы казались за рубежом довольно примитивными.
С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри же Советского Союза отечественное кино было невероятно популярно, кинотеатры часто бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход.
И это при том, что целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, и допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.
Но, несмотря на строгую цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько очень талантливых «авторских» авангардных киноработ, вошедших в ряд блистательных шедевров мирового кинематографа.
Здесь прежде всего следует отметить фильмы Андрея Тарковского, вынужденного позднее эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муртатовой, в отличие от двух предыдущих режиссёров пережившей Перестройку и продолжающей работать до сих пор.
Самыми яркими режиссерами СССР могут считаться Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Владимир Меньшов, Георгий Данелия, Никита Михалков и др.
Безумно популярными жанрами в советском кино всегда были мелодрамы и кинокомедии. Огромным успехом пользовались фильмы с Николаем Рыбниковым, Вячеславом Тихоновым, Василием Шукшиным, Алексеем Баталовым и др.
Среди огромного количества мелодрам, наиболее ярко выделяются такие фильмы, как «Весна на Заречной улице» (1956), «Дело было в Пенькове» (1958), «Калина Красная» (1974), «Москва слезам не верит» (1980) и др. Это подтверждается количеством оценок и положительных отзывов зрителей на различных сайтах, посвященных кино.
Советские комедии по
праву могут считаться