Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа
Хотя появление и развитие педагогических идей можно отнести к очень давним временам, оформление педагогики как научной дисциплины произошло много позже. Педагогику самостоятельной отраслью знания сделал Я.А Каменский, он же стал зачинателем комплексного её освоения. Д.Локк и позже Ж.Ж Руссо выделили две крупные сферы-вопросы обучения и воспитания положили начало специальной разработке проблем воспитания.
Лирика в фольклоре
Одной из характерных особенностей проявления родового начала в фольклоре является его своеобразное ротлниоиность (возвращаемость исчезнувшего жанра или обрядового комплекса в новой модификации). Это соответствует известному закону информации - соответствие повторности и обновленности. Модифицируясь и трансформируясь, синкретический комплекс фольклорного обрядового или мистериального действа, фольклорный жанр сохраняет свою сущностную специфику, не исчезает бесследно, лишь меняет в разных исторических контекстах жизни этноса спектр функциональности. В этой связи ценностно анализировать пики расцветов аналогичных жанров, обрядовых действ, мистерий в различных этнических культурах. В современной конфигуративной культуре процессам распада и мутации может воспрепятствовать сознательно реконструируемый механизм преемственности ротационных обрядовых систем в этнокультурах.
Обряд как совокупность условных традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных отношений, является формой их наглядного закрепления и выражения (по Гиппиусу). В фольклорной культуре любой этнической общности обряд как сакральное действо, как своеобразный символ (чаще комплексный, многоэлементный) является специфической "единицей мышления", обладающей промежуточным логическим статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями и, безусловно, связанный с древними формами человеческого мышления, соединяющими МАГИЗМ (колдовство) , анимизм (душа, дух как управитель явлениями мира) и антропоморфизм (представления о явлениях природы в облике и качествах человека). Охватывая все сферы деятельности человека любой
этнической общности, календарная обрядность, и, прежде всего, праздничная, данным образом регламентируя всю человеческую жизнь от рождения до смерти, осуществляет главную функцию -адаптации человека к миру, его гармонизации с природой и обществом. Отсюда, несмотря на привычную мотивационность возникновения из-за бессилия перед лицом природы, а на самом деле фокусируя приобретенный практический опыт и знания, порождается не обреченность, а оптимизм. В таком аспекте календарная система обрядовых праздников функционирует как механизм этнопсихологии.
Функциональность фольклора
Календарная земледельческая циклизация фольклора предлагает идентичное для большинства этносов совпадение каждого года жизни каждого отдельного человека с солнечным (солярным) витком временного пространства, ориентированного на четкое деление годового круга на биполярные разделы (половины года), сезонные (точки начала года, летнего солнцеворота и дней равноденствия) и переходные межсезонные ( 12 - ые части года по принципу: предзимье, полная зима, послезимье; предвесенье, полная весна, послевесенье; предлетье, полное лето, послелетье; предосенье, полная осень,
послеосенье) .
Неземледельческие этносы
придерживались более примитивного,
обычно
биполярного деления года, связанного
с охотничьими
сезонами, скотоводческими, ориентированные
прежде всего на жизнь
животных. Тем не менее ведущая функция
этого ряда, представляющая
собой общеэтнический или родовой признак - НОРМАТИВНО-ОРГАНИЗУЮЩАЯ
или регллминтируюшая. Вторая функция, также характерная
для ранней
общеродовой хронографии фольклора
и его магического
предназначения - суггестивно-инсперационная или воздействующая.
Следующая функция, со временем усложнившаяся
своеобразной
внутренней дифференциацией, пс
Феномен
полифункциональности фольклора во многом
является причиной его жесткой консервативности
и запротоколированности, маркировки
и жанровой иерархичности внутри календарно-временной, семейно-бытовой
и возрастной циклизации. В то же время
именно для фольклора, по утверждению И.И. Земцовского,
характерна как сущностное проявление
его органичная вероятностная
природа. При жесткой
регламентированности фольклора,
традиционных
признаков жанров, своеобразной остинатности его проявлений в приуроченные моменты функционирования, он всегда подвижен, вариантен и импровизационен. Совокупность этих противоположных начал и создает специфику фольклора, отличающую его от искусства, науки и других способов освоения действительности человеком.
Человек творит культуру, человек адаптируется к миру, человек самоформируется через самопознание и саморазвитие, совершенствуется и генетически каждый, вбирая предыдущее, все проходит сначала. Среда, в которой формируется человек как биосистема, как социальное существо еще полиэтничное по выражению (не этноцентричное) есть суть фольклорная среда, с ее природной спецификой, заключающейся в законе: фольклор есть совокупность ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО И УТИЛИТАРно-ПРИКЛАДНОГО НАЧАЛ (В.Е.
Гусев "Эстетика фольклора"). Данная совокупность своей природой предполагает такую направленность в постижении и познании мира, которая основана на синтезе 2-х начал - рационального и эмоционального. Это связывает фольклор с искусством, но предполагает больший спектр функциональных ролей, их нерасторжимость или параллелизм внутри одного фольклорного комплекса (одной фольклорной единицы).
В этой связи, календарно-обрядовая и
возрастная циклизации этнопроцесса объединяются
их совместной функцией, которую можно
сформулировать как организацию жизни общности (социума), регламентируемую
во времени, а именно: репродуктивную - организацию
воспроизводства человека, и продуктивную - организацию
производства (способов и средств существования)
. В данном аспекте рассмотрения проблемы
всеобщей и личной календарности представляется
в единой процессуальности, объединяющей
общеэтническую обрядность и семейно-бытовую
в единой схеме. Следовательно, симбиотическая регламентационно-продуктивно-
основополагающей в контексте социокультурной ориентации человека, в решении задачи адаптации его к окружающему миру.
Перетекание данной функции-архетипа с чаши весов календарной обрядности (аграрной земледельческой прежде всего, реже охотничьей, скотоводческой, кочевой) на чашу весов семейно-бытовой обрядности и обратно, традиционно проявлялось в механизме соединения имитлтивной и контактной магии. Сакральная ритуальность имитативной магии как обращения к божеству соединяется с выбором в качестве огласителей функции (манифестация) представителей возрастов и состояний, всегда связанных с праздничной символикой и атрибутикой плодородия, рождения, продолжения жизни: (многодетные матери, беременные женщины, девушки-девственницы и т.д.). Очевидна архетипичность магической функции фольклора, предполагающей востребование своеобразных колдовских актов, проявляющих наивные представления человека о возможности с помощью заклинательных действий воздействовать на природу. Магическая функция нединамична по своим проявлениям, скорее остинатна, неизменна, проявляясь в формульности, жесткой монотонной повторности аудиовизуального и кинестетического ряда. В этом специфика жанровых признаков фольклорных единиц , воплощающих магическую функцию и, одновременно, доказательство архетипичности магических обрядовых действ, их преднадлежности к раннефольклорной стадии развития этносов. В то же время, ротационная саморекострук ция обрядовых действ восстанавливает с удивительной неизменностью общие символы в любого рода этноразделителях (одежда, жилище, традиционная пища, ритуальные манипуляции участников действа).
Человек относится к себе как к деятельному существу, понимает себя как родовое существо, а сознательная деятельность и составляет родовой характер человека и родовой характер его бытия. К. Маркс в "Экономической философии" отмечал: "именно в переработке
предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека. Человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает себя в созданном им мире".
В натуралистической онтологии
человек рассматривается как на
В единичной деятельности есть момент всеобщности, который задается через содержательные связи, через обмен. По Марксу, обмен равнозначен родовой деятельности, действительное бытие которой -общественная деятельность. Человеческая суть есть общественная связь. И в процессе деятельности, в том числе этнологической, люди постоянно творят эту связь, общественную сущность, проявления которой и есть суть и собственная деятельность каждого человека.
Обнаруживаемые
в этнографических и
исследованиях различных поселений проявления
многоуровневого и
неоднородного этнического сознания,
архетипичность мышления,
мифологизация паттернов восприятия позволяют
мотивировать
необходимость изучения проявлений родовых
признаков в этнологии,
праздничной фольклорной обрядности,
стандартов обиходной
межличностной коммуникабельнос
инструментария для анализа социокультурных процессов и прогнозирования развития социокультурных ситуаций.
Следовательно, включение личности в обрядность и мистериальность, манифестирующих кардинальные и субкардинальные правила и ценности, постоянное вариантное обновление и нарастающее регулярное их востребование есть механизм адаптации личности в агрессивном этно- и социопространстве и условия для самореализации и развития индивида.
Кардинальные и субкардинальные ценности не прокламируются как "высшие", "базисные", "главные", и тому подобное; и этим снимается возможность конфронтации из-за фактора предпочтительности (свои "высшие" или чужие "высшие"). Кардинальность ценностей "состоит в ненарушимости их границ (неприкосновенности соответствующих прав). "Славьте Бога, ищите Истину, творите Красоту, освобождайте Нацию, все это ваши высшие ценности, с этим никто не спорит, но только людей при этом убивать, жертвовать их здоровьем, лишать их свободы и тому подобное, не надо... Нет таких ценностей, разочаровавшись в которых мы бы поставили под сомнение кардинальные ценности. Их неуязвимость состоит в том, что они по определению есть "витальные ценности, относящиеся к жизни, здоровью, телесной целостности и неприкосновенности личности, а также основные гражданские права, включающие свободу мысли, совести, слова, право на продолжение рода, неприкосновенность жилища, необходимы для выбора и осуществления любых ценностей и жизненных ориентиров.В этой связи общезначимые кардинальные и субкардинальные ценности (гражданские права, экологические права) являют собой общие границы, обязательные для всех; в то время как этосные ценности (по С.А.Смирнову - основания сознания и поведения человека, относящееся к особенностям его образа жизни и мышления) означают свое право для каждого, с непременным условием высокой степени толерантности.
Значит, даже имея в рамках каждого сообщества свою иерархию,
этосные ценности, включающие "верования, традиции, обычаи разных народов, святыни, символы, заповеди разных религий и конфессий становятся выше по статусу общезначимых, "поскольку это служит интеграции и стабильности сообщества, и стабильности всех других сообществ".
2.3 Функционирование этнохудожественного образования в системе. ШКОЛА-УЧИЛИЩЕ-ВУЗ на современном этапе.
Современная социокультурная ситуация в российском обществе привела к значительным переменам в области образования, которые были зафиксированы в 1991 году в «Законе об образовании», а в 1992 году в «Основах Законодательства о культуре». Проводимые в последующие годы преобразования в теории и инновационной практике выразились в смене педагогических парадигм, которые обусловили обновление цели, задач, принципов, содержания, форм и методов всей образовательно-воспитательной системы в интересах личности. В том числе, в современной отечественной педагогике можно констатировать возрождение этнокультурной парадигмы, проявляющейся в обращении к этнопедагогике, тиражировании моделей этнохудожественного, этноэстетического и фольклорно-этнографического образования.
Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России