Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:43, дипломная работа
Хотя появление и развитие педагогических идей можно отнести к очень давним временам, оформление педагогики как научной дисциплины произошло много позже. Педагогику самостоятельной отраслью знания сделал Я.А Каменский, он же стал зачинателем комплексного её освоения. Д.Локк и позже Ж.Ж Руссо выделили две крупные сферы-вопросы обучения и воспитания положили начало специальной разработке проблем воспитания.
этнохудожественных дисциплин (В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачёв, П.И.
Пидкасистый, И.П. Подласый, Т.Я. Шпикалова, В.А. Яковлев);
- идеи эстетического воспитания средствами искусства (Ю.М. Алиев,
Ю.К. Беджанов, З.К. Герюгова, М.А. Ершова, Б.Т. Лихачёв, В.Б. Огузов, Б.Н.Тамбиев, Л.М. Чомаева и др.);
- теории этнорегионального подхода (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева,
Г.Н. Волков, А.А.-Дж. Койчуев, В.С. Кукушин, К.Б. Семёнов,
В.К. Шаповалов).
В процессе исследования применялись следующие методы:
теоретические – анализ и синтез философской, историографической и
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
моделирование учебно-воспитательного процесса в новых условиях,
обобщение результатов исследования; эмпирические – прямое, косвенное и включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
статистические – обработка экспериментальных данных, графическое
представление результатов исследования.
Научная новизна исследования:
- определены теоретические и методологические основы формирования этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства
(принципы, признаки этнохудожественной культуры, её особенности,
движущие силы, структура);
- выявлены научные основы процесса формирования и реализации
этнохудожественной культуры в условиях интегрального меж предметного этнорегионального и личностного взаимодействия (задачи, понятие направления содержания, стимулы, условия, технологии);
- разработана концептуальная модель формирования и реализации
этнохудожественной культуры на основе этнорегионального подхода;
- разработаны критерии и определены уровни сформированности
этнохудожественной культуры студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в обобщении и теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей формирования этнохудожественной культуры студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;
- в теоретическом обосновании модели процесса формирования у
студентов этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства и её структуры: содержания, основных этапов, условий, критериев, принципов, средств, форм и методов учебной деятельности;
- в экспериментальном доказательстве, что позитивная динамика
формирования этнохудожественной культуры на основе народных традиций и декоративно-прикладного искусства характеризуется определёнными особенностями и содержанием функционирования (взаимосвязью с другими
культурами, гуманистическими подходами, высоким межнациональным общением, толерантностью, личностной направленностью).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- внедрены и экспериментально проверены технологии, учитывающие
специфику национально-художественных традиций, этнохудожественной культуры и их использования на занятиях по декоративно-прикладному искусству;
- разработаны материалы (программы, методические рекомендации,
УМК и др.), которые могут иметь значение для деятельности учителей
технологии, преподавателей вузов, педагогических колледжей и институтов повышения квалификации, с позиций уточнения, конкретизации содержания предметов по декоративно-прикладному искусству национально-региональным компонентом.
Этнохудожественная культура – это совокупность этнохудожественных ценностей, а также исторически определённая система их воспроизводства и функционирования в обществе. Этнорегиональная художественная культура– это не только совокупность этнохудожественных, этнокультурных свойств, знаний, умений и представлений, но и овладение формами и методами
этнопедагогической работы в вузе и школе. Сущность её заключается в том, что студент, владея такой культурой, способен правильно оценивать своеобразие, достоинства и недостатки этнохудожественных ценностей ,находить их новые трактовки с учётом традиций, осуществлятьэтнохудожественную деятельность в полиэтническом сообществе.
Целевая направленность этнохудожественной культуры предполагает
наличие и использование таких свойств, идей, этнохудожественных
представлений и умений, с помощью которых личность способна оценить реалии и ценности полиэтнической художественно-этнической среды, адаптироваться в ней.
Среди принципов реализации и формирования этнохудожественной
культуры в исследовании отмечаются всечеловечность, всенародность образов народного искусства, её действенность и сила воздействия, целостность в отражении действительности в национальной и общечеловеческой культурах, соответствие содержания образования этнофилософским взглядам и современному менталитету, этнопсихологическим особенностям народа, принцип соответствия форм и методов обучения этнопедагогическим традициям.
Как правило, источниками изучения этнохудожественной культуры, и
это также отмечается в нашем исследовании, оказывается сама культура как совокупность ценностей, в особенности продукты этнохудожественной деятельности человека; витагенный опыт личности, этнорегиональный опыт семейного воспитания, фольклор, национальные языки, обычаи, традиции, книги, компьютерные художественные технологии.
Анализ понятия, структуры, целей и задач формирования
этнохудожественной культуры позволил обозначить её особенности. Среди её особенностей выделено: взаимосвязи с другими культурами, гуманистический подход в оценке и усвоении художественных народных ценностей, её большие возможности в оценке и усвоении межнационального общения, личную направленность произведений народного искусства и др.
Стимулами формирования этнохудожественной культуры в
исследовании обозначены, с одной стороны, социокультурные (влияние общечеловеческой, региональной и этнохудожественной среды, народность в этнохудожественной деятельности, её личностная гуманистическая направленность), а с другой – дидактические.
Для исследования имели значение выводы о характере
усваиваемых знаний как стимулах обучения: выявление ядра в современных педагогических теориях, структурирование, свёртывание их в модули;
включение в
предмет декоративно-
использование знаний, полученных при изучении других учебных
дисциплин; поиск рационализаторских находок; использование понятий этнохудожественного искусства в реальном педагогическом процессе; образное, эмоциональное изложение научной информации об этнохудожественном знании во время занятий;
самостоятельный перевод студентами базисного материала по декоративно-прикладному искусству в знаково-символическую систему и др.
Исходя из целей и задач формирования этнохудожественной культуры, наибольшее значение для их решения могут иметь такие направления деятельности, как эстетическое, духовно-нравственное, практическое, предполагающее вооружение студентов специфическими этнохудожественными умениями и навыками. Более частными направлениями содержания формирования этнохудожественной культуры являются формирование у студентов готовности: осваивать этнохудожественные традиции, этнохудожественные знания, фольклор;
изучать различные этнокультуры, понимать и постигать взаимовлияния этно и региональных культур; осмысливать, эмоционально оценивать этнохудожественные ценности культуру в своей жизнедеятельности.
Мы видим по перечисленным компонентам, что в самом общем виде
структура этнохудожественной культуры включает в себя когнитивный, поведенческий и эмоционально-мотивационный компоненты. Говоря о месте этнохудожественной культуры, можно вслед за исследователями (Чомаева Л.М.) утверждать, что производная от этнической этнохудожественная культура рождается на понятиях, связанных с многообразием потребностей интересов представителей этнических общностей к самореализации, самосовершенствованию, а художественное рассматривается какформирование и развитие творческих способностей, вкусов и взглядов на основе образования и обучения тому или иному искусству. Разработана модель педагогических условий формирования этнохудожественной культуры. Основу модели составили результаты анализа психолого-педагогических источников по этой проблеме, благодаря чему все условия оказалось возможным сгруппировать в два блока: объективные и субъективные.
Положительные результаты, позволяют сделать следующие выводы:
1. Концептуальную основу формирования этнохудожественной культуры составляет совокупность методологических мировоззренческих подходов (личностный, культурологический, интегративный, художественно-эстетический, деятельностный, этнорегиональный). Они помогают направить личность к идеалу, ориентируют на понимание целостности, многообразия и
спектральности мировой и национальной художественной культуры.
2.Раскрыта «этнохудожественная культура» как педагогическая категория, включающая цель, задачи, принципы,
содержание, особенности, механизмы и формы проявления, критерии действенности и эффективности. Она формируется под влиянием различных условий и стимулов.
3. Определены необходимые условия успешного формирования
этнохудожественной
культуры (опора на этнорегиональную информацию
и витагенный опыт , интегративность содержания
обучения, совершенствованиематериально-
4. Одним из показателей результативности стала разработанная авторская модель формирования этнохудожественной культуры, включающая целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.
Программа в пределах поставленных задач завершена полностью.
Глава 2. Теоретико-методологические основы функционирования этнохудожественного образования в современной социокультурной ситуации.
2.1Адаптивность личности как проблема культурологических теорий.
Современные
условия развития экономики и
социокультурная ситуация оказывают воздействие
практически не все стороны жизни общества.
Отдельная личность, как и нация в целом,
должна обладать многими качествами, среди
которых на первые места мы выдвигаем адаптивность
как свойство приспосабливаться к любым
жизненным обстоятельствам без потери
личностного потенциала индивида; высокую толерантность
как терпимость к другим позициям; самодостаточность личности, ее
высокую самооценку, понимаемую как отсутствие
базальной тревожности, закомплексованности,
подавленности, депрессивности и агрессивности; социальную
мобильность личности, что в результате
формирует особый образ жизни и особый
принцип самореализации, принятый называться
ТВОРЧЕСКИМ, в противовес ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМУ.
В истории философской мысли данная сформулированная
модель личности определенным образом
находила отражение в различных авторских
концепциях. Можно сослаться на теорию
Л.Карсавина о "симфонизации личности",
великий утопический идеал из "Города
Солнца" Томазо Кампанеллы и другие
примеры. Но все эти модели, описывая мечту-результат
как идеал личности, к сожалению, не
ставили задачу обнаружения и описания
самого механизма "строительства" такой
личности, видимо, отчасти и потому, что
практика предлагала естественное эффективное
получение достойного результата при
НЕНАРУШЕНИИ баланса между развитием
способностей и потребностей человека
и его функционированием в взаимовлиянии
его и всех компонентов окружающего пространства
окружающей среде.
Условимся считать такой эффект в силу его диффузности и органичности - "этнопотоком" или "этнопространством". Именно его недооценка и игнорирование, или сознательное выключение приводит к деформированию результата строительства личности, причем, в грандиозных масштабах , когда трансформированным становятся не только этнические анклавы (большинство коренных или аборигенных этносов, но и поколения в развитых национальных культурах и даже целые нации (Германия конца 30-х г. ).
Обратимся за доводом к
классику социальной психологии - Максу
Люшеру, который определяет 4 сферы потребностей
и способностей человека, совокупность
которых и создает феномен личности, -
к ним относятся: физиологическая среда - как
биосистемность; психоэмоциональная;
собственно функционирование - как интеллектуальная
способность ставить цели и задачи, прогнозировать,
планировать и предвосхищать; и рефлекторная
сфера, рефлексия как способность анализировать,
отслеживать и делать выводы. И если первая
и вторая сферы в зачаточном состоянии
есть у животных, то третья и четвертая
характеризуют исключительно человека.
В то же время развитие какой-либо
одной из двух сфер потребностей и способностей человека
дают право определять, что личность состоялась.
М.Люшер утверждает, что человек не может
проявлять себя как личность в двух случаях
- состоянии голода, состоянии стресса
и несвободы, так как на первый
план выдвигается его биосистемность
как рефлекторность животного. Пафос данного
тезиса в следующем - кризисы эпохи, проявляясь
прежде всего в областях экономической,
политической и социокультурной сфер,
выключают человека из этнопотока или
деформируют этнопространство, - условия
нормального реализационного функционирования;
характеризуются покушением на 3-ю
и 4-ю сферы человеческой
сущности, при котором
искусственно приучается к существованию бездумному, не затрагивающему душу и интеллект, то есть совершает преступление против самого себя, своего предназначения. Но подобный феномен обнаруживается в таких ситуациях, где в качестве модели взаимодействия этноса и среды, субэтноса и субэтноса, личности и этнопространства, и других типов оппонирующих компонентов в социокультурной ситуации избирается (или провоцируется) антагонистический исход взаимодействия ( уничтожение одного или обоих оппонентов).
Социологическая теория или теория социальных конфликтов, сформировавшаяся в качестве доктрины на рубеже 50-60 г.г. XX в. Европе и в США, на самом деле лишь аккумулировала разбросанные в философских, социологических и этнологических теориях парадигмы прогрессивного сосуществования человека и окружающего мира, гармонизации человека и природы, человека как социального существа и социума. Общая этнология, в свою очередь разработала теорию поселений этноанклавов, классифицированных на:
Информация о работе Становление и развитие этнохудожественного образования в России