Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.

Файлы: 1 файл

курсач нхк.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

1. Создание условий  для участия детей в поиске  новых традиций и обрядов, для  создания любительского кружка  по желанию и выбору самих  подростков; поддерживание связей  и установление постоянных контактов с музеем краеведения, выставочным залом для посещения выставок, проведения экскурсий, а также участия в выставках с работами, поделками подростков.

2. Содействие  развитию и распространению художеств  в Тамбове, для чего необходимо  установление контакта ребят - кружковцев подростковых клубов с местными деятелями и любителями в области художественного творчества разного направления.

3. Объединение  детей и родителей в поиске  старых обрядов и секретов  рукоделия на территории их  проживания.

4. Развитие фантазии и воображения в игре, трудовой деятельности, при подготовке и участии в праздниках, мероприятиях, связанных с возрождением региональной культуры, забытых (утерянных) форм любительства.

Изучив реальные и потенциальные возможности  любительства необходимо осуществить организационную перестройку системы руководства развитием любительского движения на данной территории. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролирующих функций на функции содействия и сотрудничества с любительскими клубами и объединениями, а также выявления отдельных личностей, увлекающихся художественным творчеством.

Анализируя  существующие подходы к изучению понятий и терминов, касающихся художественного  творчества любителей, можно сделать  вывод, что в настоящее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления, которое проявляется в терминологических формулировках. Можно свидетельствовать о недостаточной разработанности различными исследователями таких понятий, как «любительские объединения», «клуб по интересам», «любительское творчество», организованная и неорганизованная любительская деятельность, художественная самодеятельность. Они трактуются с различных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «любительском творчестве» в различных формах его проявления.

В свою очередь, необходимо отметить, что самодеятельное творчество - сложное, многогранное и  разноплановое проявление досуговой  деятельности человека, постоянно эволюционизирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. Исходя из вышеизложенного, для координации работы по возрождению национальных традиций в регионе необходимо: возрождение народных художественных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклорных форм народного художественного творчества,, народных праздников и обрядов; пропаганда народной культуры своего региона (народных художественных промыслов, ремесел, культурных традиций, а также деятельность подвижников любительского творчества ) через средства массовой информации; создание условий для развития творческих способностей населения района, города, села, через развитие сети клубов по месту жительства; стимулирование культурно творческой активности населения, поддержка общественных проектов и новых форм культурно - досуговой деятельности.

Одним из возможных  направлений культурно-просветительной .деятельности общества, способствующих возрождению и развитию традиций национальной культуры, является художественно-творческая деятельность любителей. Формы подобной деятельности многообразны. Творческий потенциал участников любительских движений и объединений может помочь созданию творческой ауры, привлечению инициативных жителей микрорайона, с целью преемственности навыков и умений в сфере свободного времени. Большая роль в организации культурного досуга отводится всем социальным институтам, занимающихся художественно -эстетическим воспитанием и образованием, особенно в сфере свободного времени. Социально-педагогический процесс, позволяющий реализовать воспитательный потенциал досуговой деятельности активизирует творческий поиск и позволяет внедрять в практику наиболее оптимальные формы и методы работы с населением в досуговой сфере. Роль социально-культурной деятельности заключается в формировании знаний и умений, духовных, образовательных и культурных интересов, индивидуальных и групповых творческих способностей и многого другого. Происходит прежде всего активизация и развитие самой личности, своего «Я», но при взаимодействии с другими людьми, ценностями культуры посредством художественной самодеятельности. Все это развивает образные формы сознания и побуждает личность к установке на творчество.

Изученный в  ходе исследования материал позволяет  наметить конкретные шаги по воплощению теоретических положений диссертации на практике и подтвердить первоначальную гипотезу, а также сформулировать итоговые выводы, выносимые на защиту.

На защиту выносятся  положения о том, что:

1. Самодеятельное  художественное творчество является  фактором возрождения национальных  традиций при условии единой системы организации культурного досуга среди разновозрастной категории населения с участием различных субъектов социально-культурной сферы (учреждения дополнительного образования, культуры и досуга, дошкольного воспитания, школьные и внешкольные учреждения).

2. Участие различных  субъектов социально-культурной  сферы в организации подростковых  клубов по месту жительства  способствует вовлечению разновозрастных  групп населения в проведении  традиционных форм досуга и  стимулирует развитие каждой личности в проявлении своего творческого потенциала.

3. Изучение современных  подходов к организации самодеятельного  художественного творчества на  Тамбовщине позволяет выявить  такие тенденции, как: 

-сокращение  коллективов и числа участников  исполнительской самодеятельности и возрастание роли авторских коллективов, как в городах, так и районных центрах;

-расширение  жанров и видов самодеятельного  художественного творчества, на  базе социальных институтов непосредственно  не связанных с социально-культурной сферой: в кругу семьи, в клубах по месту жительства, детских и юношеских организаций;

-перенесение  центра организации досуга разновозрастных  категорий населения г. Тамбова  из клубных учреждений в клубы  по месту жительства;

-ориентация  самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально- культурных традиций;

-восстановление  механизмов преемственности народных  художественных традиций посредством  организации фестивалей, конкурсов,  смотров, выставок различного  уровня;

4 Технология внедрения культурно - досуговых и образовательных программ для различных групп населения способствует возрождению национальных традиций в определенном регионе.

5. Методика организации  самодеятельного творчества по  возрождению национальных культурных традиций должна включать различные виды и формы досуговой деятельности и учитывать запросы и интересы разновозрастных групп населения данного региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В настоящее  время при отсутствии национальной идеи в обществе взгляды молодого поколения несколько деформировались. Изменились представления о долге, чести, жизненных приоритетах. Смена ценностей не могла не сказаться отрицательно на население сел, городов.

Самодеятельное  художественное творчество, как пласт  историко-культурного освоения действительности средствами искусства, - неприметный спутник народной культуры, которая исстари состояла из трех частей: профессионального, церковного и народного творчества. Эффективной школой наследования нравственных и эстетических ценностей народа была большая патриархальная семья, состоявшая из трех - четырех поколений. Сейчас она разрушена. Прервана естественная связь поколений. Дети и родители разобщены: у одних - работа, у других - детские сады, школы, свой круг общения. В прежние времена школой наследования культуры была сельская община со сложившейся системой аграрных и семейных праздников и обрядов, хороводов, гуляний и других форм общения на эстетическом уровне. В песнях, плясках, лицедействе, народных праздниках все люди - от мала до велика проходили обряд очищения, коллективного оздоровления, сбрасывали со своих плеч груз переживаний, физической и психической усталости, получали заряд бодрости и силы.

Если живы традиции, то умение и навыки формируются и  передаются от старшего поколения к  младшему. Если нет или не стало таких устойчивых национальных традиций, их необходимо возродить. Только воссоединение с прошлым может восстановить преемственность прошлого, самого недавнего. Характеризуя истоки самодеятельного художественного творчества на Тамбовщине мы выявили, что наиболее распространенными видами художественно-творческой деятельности любителей на протяжении XVIII - XIX веков были:

1) авторская  самодеятельность (народное музыкально-поэтическое  творчество - торжественные поздравительные  песни, кант-виват и лирический; импровизационные концерты, фольклористика, фотоискусство, прикладное искусство - крестьянское традиционное творчество, городской изофольклор);

2) исполнительская  самодеятельность (театральное творчество - народный театр, связанный с  устным народным творчеством: выступление скоморохов и петрушек на ярмарках, кукольные театры, походные балаганы, выступление бродячих актеров; непрофессиональный любительский театр, «театр для народа» - профессиональные труппы, музыкально - драматические кружки, театры-студии; хоровые коллективы - народные хоры, хоровые классы, «светское пение», вокальное пение, церковное песнопение; семейно-бытовое исполнительство - музицирование различных жанров и направлений фольклорного творчества);

3) инициативные  клубы (клубы по интересам, многочисленные любительские неформальные объединения, благотворительные общества и попечительства).

 

Список литературы

1. Авдошенко  Е.В. Место утраченной городской  усадьбы в Тамбове., где жил  поэт Г.Р. Державин в его  бытность тамбовским наместником. // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамб. обл. -М., 1978.-С. 35-37.

2. Алексеев Э.Е.  Фольклор в контексте современной  культуры. -М.: Совет, композитор, 1988. 237с. 

3. Алпацкий И.И., Григорьева Е.И. История художественных промыслов тамбовского края. Тамбов, 1992. - 46с.

4. Ананьев Б.Г.  Человек как предмета познания. Д.: Изд - во ЛГУ, 1968. - 339с. 

5. Арнольдов  А.И. Введение в культурологию. (Новая расширенная редакция): Учеб. Пособие. М.: Народн. Акад. к - ры  и общечелов. ценностей, 1993. -352с.

6. Баженов Н.  Жизнь замечательных людей. Рахманинов. М., Изд -во. ЦК ВЛКСМ «Мол. гвардия», 1966. - 350с. 

7. Бакланова  Т.И. Организация и научно методическое  обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие. - М., 1992. - 102с.

8. Бакланова  Т.И. Педагогика художественной  самодеятельности. -М.-.МГИК, 1992. 160с. 

9. Бакланова  Т.И. Теоретические основы педагогического  руководства художественной самодеятельностью:  Дис. . д-ра пед. наук. М., 1990.- 476с. 

10. Барский П.М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. М., 1983. - 35с.

11. Бирюков С.  Юрины куклы: О работе тамбовчанина  Ю. Домаре-ва. // Клуб и худож.  самодеятельность. 1982. - №18. - С.19.

12. Богатырев  В.А. Процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театрального коллектива как система: Дис. . канд. пед. наук. Киев, 1986. - 244с.

13. Боголюбов  Н.К. Организация внеклассной  работы по пению. -Тамбов: Изд -во  «Тамб. правда», 1958. 94с. 

14. Болыбина  Г. Тамбовский край в Петровскую эпоху // Коме. Знамя. 1983. - 24 июня.

15. Большая энциклопедия. Видеоархив Российской истории, 1998, 1 -й диск.

16. Боратынский  М.А. Род дворян Боратынских:  Приложение к «Летописи И. Р.  Историко - Родословного. Общества»  за 1910 г. - М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910. - 18с.

17. Бороноев  А.О. Социальные реформы в России: История, современное состояние  и перспективы / Ред. кол: А.О.  Бороноев и др. СПб.: Петрополис, 1995.-206с. 

18. Босенко Т.В.  Активизация патриотического воспитания личности в общественно-политических объединениях: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. -251с.

19. Брылин Б.А.  Вокально-инструментальные ансамбли  школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 109с. 

20. Вайгаускайте  Д. П. Народные традиции в любительском театре. Литовской ССР, 1960 1980 гг.: Дис. . канд. искусствовед. - М.,1988. -158с.

21. Варламов  Д.И. Становление и развитие  самодеятельных оркестров и ансамблей  гармоник: (На материалах Поволожья): Дис. . канд. пед. наук. -М., 1993. 186с.

22. Введение  в культурологию: Учеб. пособие  для вузов / Отв. ред. Е.В.  Попов. М.: Владос, 1995. - 336с. 

23. Велединский  В.Г. Развитие самодеятельного  художественного творчества в  трудовом коллективе: Дис. . канд. пед.  наук. Л., 1984. -273с. 

24. Верещагин П.А. Исторический очерк Тамбовского Александ-ринского института благородных девиц. 1843-1893. Тамбов, 1893.

25. Вирабов И.  Сучок Гаврилы, или ты тоже, белянка, хороша // Экспресс Репортер. - 1994. - 5 авг. - С.2.

26. Витебский  Л.Я. Формирующий эксперимент в развитии любительского движения. М.: Совет. Россия, 1989. - 112 с. - (Б-чка «В помощь клубному работнику», №10).

27. Волков Ю., Поликортов В. Интегральная природа  человека: Естественно научный и  гуманитарный аспекты: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд - во. Рост, ун-та, 1993. -261 с.

28. Волков Н.В.  В поиске живой воды // Советская  культура.-19892 дек. 

29. Волокитин  В. Певческая капелла Ю.Н. Голицына // Заря коммунизма Добринка. 1970, 28 нояб.

30. Вопросы философии. -М.: Наука, 1992. 191 с. 

31. Воробьев Т.Г. Твоя информационная культура. М.: Наука, 1998. -281с.

32. Воронцов  И. Клуб любителей искусства  в Мичуринске. // -Парт, жизнь. 1974. - №7. - С. 59-61.

33. Воронцов  И. Мелодии зовут к прекрасному  // Тамб. правда. -1969.-22 янв. 

34. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е. Триодин М.: Профиздат, 1987. - 144с.

35. ГАТО. Ф. 25, Оп. 4, №20, Л. 1-2. Там же: Ф. 25, Оп. 8, №19 -а.  Печатный отчет Тамбовского общества  любителей художеств за 1907 год. -Тамбов, 1908.

36. Герасимов  В. Проблемы клуба и клубок  проблем // Коме. Правда. 1986. - 12 февраля. 

37. Геращенко  В.В. Педагогические аспекты совершенствования  самодеятельного хореографического  творчества в клубных учреждениях:  Дис. . канд. пед. наук. М., 1985. - 208с.

Информация о работе Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц