Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.
1. Создание условий
для участия детей в поиске
новых традиций и обрядов, для
создания любительского кружка
по желанию и выбору самих
подростков; поддерживание связей
и установление постоянных конт
2. Содействие
развитию и распространению
3. Объединение детей и родителей в поиске старых обрядов и секретов рукоделия на территории их проживания.
4. Развитие фантазии и воображения в игре, трудовой деятельности, при подготовке и участии в праздниках, мероприятиях, связанных с возрождением региональной культуры, забытых (утерянных) форм любительства.
Изучив реальные и потенциальные возможности любительства необходимо осуществить организационную перестройку системы руководства развитием любительского движения на данной территории. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролирующих функций на функции содействия и сотрудничества с любительскими клубами и объединениями, а также выявления отдельных личностей, увлекающихся художественным творчеством.
Анализируя существующие подходы к изучению понятий и терминов, касающихся художественного творчества любителей, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления, которое проявляется в терминологических формулировках. Можно свидетельствовать о недостаточной разработанности различными исследователями таких понятий, как «любительские объединения», «клуб по интересам», «любительское творчество», организованная и неорганизованная любительская деятельность, художественная самодеятельность. Они трактуются с различных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «любительском творчестве» в различных формах его проявления.
В свою очередь, необходимо отметить, что самодеятельное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционизирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. Исходя из вышеизложенного, для координации работы по возрождению национальных традиций в регионе необходимо: возрождение народных художественных промыслов и ремесел, сохранение и развитие фольклорных форм народного художественного творчества,, народных праздников и обрядов; пропаганда народной культуры своего региона (народных художественных промыслов, ремесел, культурных традиций, а также деятельность подвижников любительского творчества ) через средства массовой информации; создание условий для развития творческих способностей населения района, города, села, через развитие сети клубов по месту жительства; стимулирование культурно творческой активности населения, поддержка общественных проектов и новых форм культурно - досуговой деятельности.
Одним из возможных
направлений культурно-
Изученный в
ходе исследования материал позволяет
наметить конкретные шаги по воплощению
теоретических положений диссер
На защиту выносятся положения о том, что:
1. Самодеятельное
художественное творчество
2. Участие различных
субъектов социально-
3. Изучение современных
подходов к организации
-сокращение
коллективов и числа
-расширение
жанров и видов
-перенесение
центра организации досуга
-ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально- культурных традиций;
-восстановление
механизмов преемственности
4 Технология внедрения культурно - досуговых и образовательных программ для различных групп населения способствует возрождению национальных традиций в определенном регионе.
5. Методика организации
самодеятельного творчества по
возрождению национальных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время при отсутствии национальной идеи в обществе взгляды молодого поколения несколько деформировались. Изменились представления о долге, чести, жизненных приоритетах. Смена ценностей не могла не сказаться отрицательно на население сел, городов.
Самодеятельное художественное творчество, как пласт историко-культурного освоения действительности средствами искусства, - неприметный спутник народной культуры, которая исстари состояла из трех частей: профессионального, церковного и народного творчества. Эффективной школой наследования нравственных и эстетических ценностей народа была большая патриархальная семья, состоявшая из трех - четырех поколений. Сейчас она разрушена. Прервана естественная связь поколений. Дети и родители разобщены: у одних - работа, у других - детские сады, школы, свой круг общения. В прежние времена школой наследования культуры была сельская община со сложившейся системой аграрных и семейных праздников и обрядов, хороводов, гуляний и других форм общения на эстетическом уровне. В песнях, плясках, лицедействе, народных праздниках все люди - от мала до велика проходили обряд очищения, коллективного оздоровления, сбрасывали со своих плеч груз переживаний, физической и психической усталости, получали заряд бодрости и силы.
Если живы традиции, то умение и навыки формируются и передаются от старшего поколения к младшему. Если нет или не стало таких устойчивых национальных традиций, их необходимо возродить. Только воссоединение с прошлым может восстановить преемственность прошлого, самого недавнего. Характеризуя истоки самодеятельного художественного творчества на Тамбовщине мы выявили, что наиболее распространенными видами художественно-творческой деятельности любителей на протяжении XVIII - XIX веков были:
1) авторская
самодеятельность (народное музыкально-
2) исполнительская самодеятельность (театральное творчество - народный театр, связанный с устным народным творчеством: выступление скоморохов и петрушек на ярмарках, кукольные театры, походные балаганы, выступление бродячих актеров; непрофессиональный любительский театр, «театр для народа» - профессиональные труппы, музыкально - драматические кружки, театры-студии; хоровые коллективы - народные хоры, хоровые классы, «светское пение», вокальное пение, церковное песнопение; семейно-бытовое исполнительство - музицирование различных жанров и направлений фольклорного творчества);
3) инициативные клубы (клубы по интересам, многочисленные любительские неформальные объединения, благотворительные общества и попечительства).
Список литературы
1. Авдошенко
Е.В. Место утраченной
2. Алексеев Э.Е.
Фольклор в контексте
3. Алпацкий И.И.,
Григорьева Е.И. История
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмета познания. Д.: Изд - во ЛГУ, 1968. - 339с.
5. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. (Новая расширенная редакция): Учеб. Пособие. М.: Народн. Акад. к - ры и общечелов. ценностей, 1993. -352с.
6. Баженов Н.
Жизнь замечательных людей.
7. Бакланова
Т.И. Организация и научно
8. Бакланова
Т.И. Педагогика
9. Бакланова
Т.И. Теоретические основы
10. Барский П.М. Организационные основы деятельности клубов по интересам и любительских объединений. М., 1983. - 35с.
11. Бирюков С.
Юрины куклы: О работе
12. Богатырев
В.А. Процесс идейно-
13. Боголюбов Н.К. Организация внеклассной работы по пению. -Тамбов: Изд -во «Тамб. правда», 1958. 94с.
14. Болыбина Г. Тамбовский край в Петровскую эпоху // Коме. Знамя. 1983. - 24 июня.
15. Большая энциклопедия. Видеоархив Российской истории, 1998, 1 -й диск.
16. Боратынский М.А. Род дворян Боратынских: Приложение к «Летописи И. Р. Историко - Родословного. Общества» за 1910 г. - М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910. - 18с.
17. Бороноев
А.О. Социальные реформы в
18. Босенко Т.В. Активизация патриотического воспитания личности в общественно-политических объединениях: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1989. -251с.
19. Брылин Б.А.
Вокально-инструментальные
20. Вайгаускайте Д. П. Народные традиции в любительском театре. Литовской ССР, 1960 1980 гг.: Дис. . канд. искусствовед. - М.,1988. -158с.
21. Варламов
Д.И. Становление и развитие
самодеятельных оркестров и
22. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов. М.: Владос, 1995. - 336с.
23. Велединский В.Г. Развитие самодеятельного художественного творчества в трудовом коллективе: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1984. -273с.
24. Верещагин П.А. Исторический очерк Тамбовского Александ-ринского института благородных девиц. 1843-1893. Тамбов, 1893.
25. Вирабов И. Сучок Гаврилы, или ты тоже, белянка, хороша // Экспресс Репортер. - 1994. - 5 авг. - С.2.
26. Витебский Л.Я. Формирующий эксперимент в развитии любительского движения. М.: Совет. Россия, 1989. - 112 с. - (Б-чка «В помощь клубному работнику», №10).
27. Волков Ю.,
Поликортов В. Интегральная
28. Волков Н.В. В поиске живой воды // Советская культура.-19892 дек.
29. Волокитин
В. Певческая капелла Ю.Н.
30. Вопросы философии. -М.: Наука, 1992. 191 с.
31. Воробьев Т.Г. Твоя информационная культура. М.: Наука, 1998. -281с.
32. Воронцов И. Клуб любителей искусства в Мичуринске. // -Парт, жизнь. 1974. - №7. - С. 59-61.
33. Воронцов
И. Мелодии зовут к
34. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений / Сост. В.Е. Триодин М.: Профиздат, 1987. - 144с.
35. ГАТО. Ф. 25, Оп.
4, №20, Л. 1-2. Там же: Ф. 25, Оп. 8, №19 -а.
Печатный отчет Тамбовского
36. Герасимов В. Проблемы клуба и клубок проблем // Коме. Правда. 1986. - 12 февраля.
37. Геращенко
В.В. Педагогические аспекты