Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.

Файлы: 1 файл

курсач нхк.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Многообразие форм самодеятельного  творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную худо-жественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:

1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2) самодеятельность в области  производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного  творчества Е.И. Смирнова относит:

1. Музыкальное искусство.

2. Театральное искусство.

3. Хореографическое искусство.

4. Изобразительное и декоративно-прикладное  искусство.

5. Цирковое искусство.

6. Киноискусство.

7. Техническое творчество.

А.С. Каргин отмечает современные аспекты  художественной самодеятельности с  устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам.. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:

Классический тип: музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное  искусство

аждый жанр представлен автором  различными видами. Например, в фольклорные  виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические, симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми формами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства. Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного  художественного творчества имеют  некоторые расхождения в определении  классификации самодеятельного  творчества, видов деятельности и  функций. Так, например, Т.И. Бакланова  отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества и видов деятельности, имеющих организационно-воспитательную, художественно-личностную основу.

Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей  и задач, стоящих в деятельности коллективов художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:

/. По ориентации на основные  пласты художественной культуры:

- ориентированная на этно-фольклорные  виды народного, национального  искусства;

- ориентированная на виды, школу и стили профессионального искусства;

- оригинальная, включающая виды  художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца  ни в профессиональном, ни в  народном искусстве.

2. По типам творчества и ориентации  на основные пласты художественной культуры:

- исполнительская деятельность;

- авторская и авторско-исполнительская;

- импровизационная.

3. По степени организации и  субъекту организации:;. - «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся  самодеятельность;

- самодеятельн9сть нестабильных организационных форм.

- организованная в стабильные  объединения разных типов на  базе различных социокультурных  институтов, социально-контролируемая  и педагогически направляемая.

4. По преобладающему виду деятельности:

- объединения учебного типа;

- объединения познавательного  и художественно-исследовательского  типа;

- художественно-пропагандистские  и художественно-организаторские  объединения;

- игрового типа;

- творческие;

- объединения комплексного типа  с широким спектром видов деятельности.

5. По месту локализации:

- сельская художественная самодеятельность;

- художественная самодеятельность  малых городов;

- художественная самодеятельность  крупного города.

6. По возрастному составу:

- детская, юношеская;

- художественная самодеятельность  взрослых 

Творческий потенциал и потребность  самоактуализации заложена в самой  природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в  организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.

Многими исследователями в области  художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности. спонтанной. В большинстве случаев  она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают  организованную форму жизнетворчества. Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.

Актуальной на сегодняшний день является и задача по оптимизации  неорганизованного самодеятельного  творчества, помощи в ее организации, как в клубных, так и школьных, внешкольных учреждениях, по месту жительства. Активность личности, коллектива проявляется в процессе реализации своих способностей и навыков в различных сферах творческой деятельности.

Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.

Таким образом, в участниках «творческого ансамбля» самодеятельного художественного  творчества непроизвольно будут  закладываться основы творческого  метода. Зарождая будущую природу коллективного творчества в каждой личности, важно использовать путь вовлечения в разнообразные виды деятельности. Этим способен возродиться полноценный духовно нравственный человек.

Заключение.

Результаты  исследования сегодняшнего состояния самодеятельного художественного творчества позволяют сделать вывод, что нравственно -эстетическое проявление потребности человека к познанию, научению возможно при:

1) изучении исторических  корней своего региона; 

2) выявлении  и привлечении любителей-одиночек в самодеятельные художественные организации;

3) поддержке  и популяризации индивидуальных  форм проявления любительства (бытовых  и массовых);

4) развитии организованных  форм деятельности распространение  их результатов через реализацию  в досуговой сфере;

5) выявлении  лидеров в организационном любительском  движении;

6) привлечении  организаций к благотворительной  деятельности.

Современная художественно-творческая деятельность во многом наследует, возрождает и развивает существовавшие традиции. Соединение творческого опыта прошлого и духовных, эстетических ценностей настоящего позволяет надеяться на укрепление нравственного здоровья нации, на обогащение внутреннего мира подрастающего поколения. Теоретический анализ проблемы возрождения культуры Тамбовского края показывает, что самодеятельность, может выступать феноменом развития духовной культуры личности посредством включения в художественно -творческую деятельность. Многообразие видов и форм досуговой деятельности способствует развитию и обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Основной смысл самодеятельного художественного творчества заключается в том, что в процессе творчества, проявляющемся в индивидуальных или массовых формах, везде есть личная необходимость в выражении внутреннего состояния как самой личности, так и единства группы. Поэтому необходимо создавать условия, в которых каждый сможет ощутить комфортное внутреннее состояние удовлетворения, которое возникает в процессе занятий творчеством в сфере свободного времени через реализацию своих способностей. Специфика работы должна способствовать закреплению позитивной тенденции роста творческой деятельности среди населения.

Главным в руководстве  самодеятельного художественного  коллектива должен быть человек инициативный, имеющий творческое воображение и положительную эмоциональную реакцию. Так, благоприятными условиями для развития личности ребенка должны стать три аспекта деятельности, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности подрастающего поколения: художественный, педагогический и организаторский. Условиями выполнения их являются социально - педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические функции культурно-досуговой деятельности. Но только при свободной организации форм воспитания, которые неотделимы от культурно-образовательной практики. При реализации этих задач необходима интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности и группы при наличии оригинальных идей и элементов новизны. К работе клубов необходимо привлекать руководителей, имеющих желание вести самоокупаемые кружки, объединения (фото-студия, студия декоративно-прикладного творчества, хореографические, цирковые, литературно-досуговые и другие). Кроме того, необходимо научное обоснование педагогического процесса современного воспитания знаниями общей дидактики, методики, психологии. В связи с этим, мы можем говорить о доступных целях коммуникативного общения между руководителем и участником студии, группы. Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга является активное и комплексное использование всех типов любительских объединений:

1) за счет  средств организации учредителя;

2) частичной  окупаемости; 

3) полный хозрасчет; 

4) осуществление  досуга на общественных началах;

5) на основе  общественных ассигнований.

Для этого необходимо провести «инвентаризацию» любительского  движения в каждом регионе. Важным итогом «инвентаризации» должно стать выявление  особенностей, тенденций, проблем современного развития любительских клубов и объединений на территории Тамбовского края. Это существенно повысит эффективность организаторской деятельности методических служб, сделав их работу более целенаправленной. Совмещая эти типы деятельности, научно-методические службы любого уровня могут создать более гибкие системы организационно-методического руководства самодеятельным досугом в регионе. Оптимизация и активизация досуга, осуществляемая в социально-педагогической среде микрорайона, возможна лишь при условии:

1) четко спланированного воспитательного процесса с привлечением к деятельности клуба внешкольных учреждений;

2) вовлечения  каждого подростка как минимум  в одну из форм до-сугового  времяпрепровождения с целью  заинтересовать, увлечь и дать  возможность для раскрытия его способностей;

3) осуществления  индивидуального воспитательного  воздействия с учетом специфики  личностных качеств подростка,  его интересов, микросреды;

4) создания в  коллективе благоприятной для  нравственно - эстетического развития  подростка психологической среды, при наличии коллективных творческих дел;

5) последовательного  и систематического проведения  мероприятий, расширяющих, дополняющих  и углубляющих знания в той  или иной интересующей области; 

6) расширения  приоритетных вакансий педагогов дополнительного образования;

7) улучшения  пропаганды деятельности любительских  объединений и клубов по интересам  среди населения с целью совместного  времяпрепровождения и эффективности  творческого процесса, имеющего  огромный воспитательный эффект;

8) создания в клубах по месту жительства филиалов Центра психологической адаптации детей и подростков, с целью диагностики и корректировки интересов и потребностей.

Первой ступенью возрождения и развития организованного  и неорганизованного самодеятельного  художественного творчества, по-нашему мнению, являются клубы по месту жительства. В созданной единой системе организации досуга могут действовать и любительские объединения и клубы по интересам. Необходимо отметить, что клубы по месту жительства - это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба. Атмосфера творческого созидания и познания, создает условия для повышения духовного и нравственного потенциала каждого подростка с учетом разумного выхода потребностей и инстинктов, не притупляя ни один из них (например, инстинкт общительности, подражательности, стремление к настойчивому исследованию и многое другое). С учетом психофизиологических и эмоциональных особенностей конкретного возраста предлагается решение следующих задач:

Информация о работе Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц