Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.
Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольклорное и любительское творчество. К тому же возможна «... внедренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную худо-жественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:
1) самодеятельность в области потребления художественной культуры;
2) самодеятельность в области
производства художественных
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:
1. Музыкальное искусство.
2. Театральное искусство.
3. Хореографическое искусство.
4. Изобразительное и декоративно-
5. Цирковое искусство.
6. Киноискусство.
7. Техническое творчество.
А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он предлагает осуществлять классификацию по шести признакам.. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художественное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:
Классический тип: музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство
аждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.
Раскрывая традиционный классический тип, можно представить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические, симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми формами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформительского искусства. Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности.
Мнения исследователей самодеятельного
художественного творчества имеют
некоторые расхождения в
Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художественной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:
/. По ориентации на основные пласты художественной культуры:
- ориентированная на этно-
- ориентированная на виды, школу и стили профессионального искусства;
- оригинальная, включающая виды
художественной
2. По типам творчества и
- исполнительская деятельность;
- авторская и авторско-
- импровизационная.
3. По степени организации и
субъекту организации:;. - «неорганизованная»,
«неформальная» или
- самодеятельн9сть нестабильных организационных форм.
- организованная в стабильные
объединения разных типов на
базе различных
4. По преобладающему виду
- объединения учебного типа;
- объединения познавательного
и художественно-
- художественно-
- игрового типа;
- творческие;
- объединения комплексного типа
с широким спектром видов
5. По месту локализации:
- сельская художественная
- художественная
- художественная
6. По возрастному составу:
- детская, юношеская;
- художественная
Творческий потенциал и
Многими исследователями в области художественного творчества отмечается преимущество неорганизованной самодеятельности. спонтанной. В большинстве случаев она быстро появляется и распадается, и не многие из них приобретают организованную форму жизнетворчества. Подобная созидательная деятельность имеет высшую форму проявления человеком своих творческих сил и умений.
Актуальной на сегодняшний день
является и задача по оптимизации
неорганизованного
Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, клубах по интересам и привлечь наибольшее количество участников, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе.
Таким образом, в участниках «творческого
ансамбля» самодеятельного
Заключение.
Результаты исследования сегодняшнего состояния самодеятельного художественного творчества позволяют сделать вывод, что нравственно -эстетическое проявление потребности человека к познанию, научению возможно при:
1) изучении исторических корней своего региона;
2) выявлении
и привлечении любителей-одиноч
3) поддержке
и популяризации
4) развитии организованных
форм деятельности
5) выявлении
лидеров в организационном
6) привлечении
организаций к
Современная художественно-творческая деятельность во многом наследует, возрождает и развивает существовавшие традиции. Соединение творческого опыта прошлого и духовных, эстетических ценностей настоящего позволяет надеяться на укрепление нравственного здоровья нации, на обогащение внутреннего мира подрастающего поколения. Теоретический анализ проблемы возрождения культуры Тамбовского края показывает, что самодеятельность, может выступать феноменом развития духовной культуры личности посредством включения в художественно -творческую деятельность. Многообразие видов и форм досуговой деятельности способствует развитию и обоюдному слиянию нравственного и эстетического идеала, формированию внутренней духовности. Основной смысл самодеятельного художественного творчества заключается в том, что в процессе творчества, проявляющемся в индивидуальных или массовых формах, везде есть личная необходимость в выражении внутреннего состояния как самой личности, так и единства группы. Поэтому необходимо создавать условия, в которых каждый сможет ощутить комфортное внутреннее состояние удовлетворения, которое возникает в процессе занятий творчеством в сфере свободного времени через реализацию своих способностей. Специфика работы должна способствовать закреплению позитивной тенденции роста творческой деятельности среди населения.
Главным в руководстве
самодеятельного
1) за счет
средств организации
2) частичной окупаемости;
3) полный хозрасчет;
4) осуществление досуга на общественных началах;
5) на основе общественных ассигнований.
Для этого необходимо провести «инвентаризацию» любительского движения в каждом регионе. Важным итогом «инвентаризации» должно стать выявление особенностей, тенденций, проблем современного развития любительских клубов и объединений на территории Тамбовского края. Это существенно повысит эффективность организаторской деятельности методических служб, сделав их работу более целенаправленной. Совмещая эти типы деятельности, научно-методические службы любого уровня могут создать более гибкие системы организационно-методического руководства самодеятельным досугом в регионе. Оптимизация и активизация досуга, осуществляемая в социально-педагогической среде микрорайона, возможна лишь при условии:
1) четко спланированного воспитательного процесса с привлечением к деятельности клуба внешкольных учреждений;
2) вовлечения каждого подростка как минимум в одну из форм до-сугового времяпрепровождения с целью заинтересовать, увлечь и дать возможность для раскрытия его способностей;
3) осуществления
индивидуального
4) создания в коллективе благоприятной для нравственно - эстетического развития подростка психологической среды, при наличии коллективных творческих дел;
5) последовательного
и систематического проведения
мероприятий, расширяющих,
6) расширения
приоритетных вакансий педагого
7) улучшения
пропаганды деятельности
8) создания в клубах по месту жительства филиалов Центра психологической адаптации детей и подростков, с целью диагностики и корректировки интересов и потребностей.
Первой ступенью
возрождения и развития организованного
и неорганизованного