Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.
Введение.
Современное развитие
самодеятельного
Рассматривая
вопрос о современной ситуации в
развитии художественного
При рассмотрении многообразных аспектов социально-культурного творчества особую значимость представляет исследование динамики и механизмов освоения традиционной культуры, форм ее бытования в конкретном регионе различными группами населения.
Осознание роли
творческого культурно-
Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако, практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.
В настоящее время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.
Тамбовский край известен множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества. Множество документов хранятся в музеях и архивах Тамбовщины, связанных с его экономикой, культурой и бытом горожан. Глубокий след в культуре этого региона оставили: С.Ф. Голицын, Г.Р. Державин, Э.Д. Нарышкин, Е.Д. Поленова, В. Поленов, В.А. Агап-кин, П.Н. Богдашев, Ю. Голицын, М.Н. Мордасова, С.Н. Клепикова, М.Ф. Якунчикова и многие другие.
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать
специфику проявления
- выявить исторические
корни и основные этапы
- рассмотреть
современное состояние и
- проанализировать
и обобщить опыт деятельности
объединений художественной
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить
экспериментальное
Объект исследования: любительские объединения, кружки и студии художественной направленности.
Предмет исследования: деятельность учреждений социально-культурной сферы по возрождению и развитию самодеятельного художественного творчества.
Базами исследования были избраны тридцать школ города Тамбова и шесть школ города Липецка, МУ ГЦ РДМ (Тамбовский городской Центр по работе с детьми и молодежью), Дом творчества и досуга пос. Сырский Рудник города Липецка.
Методологической
основой исследования являются труды
исследователей по теории и практике
культурно-досуговой
Анализ проблемной
ситуации возвращения к истокам
своих культур и традиций потребовал
обращения к
Многие исследователи по теории и методике культурно-досуговой деятельности обращались к расмотрению проблемы развития самодеятельного художественного творчества. Среди них: М.А. Ариарский, П.М. Барский, Г.П. Блинова, Т.В. Босенко, Л.Я. Витебский, Е.И. Григорьева, B.C. Гончарова, Ж.Ш. Досбенбетова, Г.А. Евтеева, А.С. Каргин, Ю.Н. Кротова, Н.В. Кипрушева, С.С. Коммисаренко, А.А. Лепуонюс, А.П. Марков, Н.Д. Пономарчук, В.А. Разумный, Т.В. Рябова, С.Н. Иконникова, З.И. Петрова, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Смирнова, Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин, Б.А. Титов, Г.И. Фролова, О.А. Хасбулатова, В.И. Шаронов и другие.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Самодеятельное художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры региона может сохраняться и развиваться при условии:
1. Изучения и
использование в практической
деятельности учреждений
2. Формирования
устойчивых интересов к
3. Обновления
содержания деятельности
4. Опоры на новые региональные технологии.
Методика и организация исследования строилась на основе использования архивных документов, материалов периодической печати и методов социологического исследования в учреждениях социально-культурной направленности. Поставленные в диссертации задачи и выдвинутые гипотезы проверялись в ходе исследования, проходившего в три этапа в течение 1995-1998 годов.
На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались:
- исторические документы
архивов Тамбовской и Липецкой
областей и краеведческого
- периодические издания,
материалы архивов научно-
Одновременно проводилось наблюдение и изучение работы творческих коллективов, студий, любительских объединений и клубов по интересам в г. Тамбове и г. Липецке, а также выявление интересов различных возрастных категорий населения методом опроса, с целью организации свободного времяпрепровождения.
В результате проведения этого этапа были уточнены и зафиксированы создавшиеся проблемы, оказывающие влияние на сохранение и развитие самодеятельного художественного творчества.
На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) осуществлялась педагогическая экспериментальная работа по внедрению методики и организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства, а также разработка и внедрение концепции «Возрождение и развитие самодеятельного творчества» в подростковые клубы г. Тамбова и учреждения культуры г. Липецка.
Реализовывались инновационные
культурно-досуговые и
Было проведено анкетирование руководителей и участников кружков, студий, клубных объединений.
Разработана и внедрена в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на кафедре социально-культурной деятельности программа по методике организации детского юношеского творчества.
Проведена диагностика состояния
самодеятельного
На третьем этапе (1997-1998 г.г.) подведены итоги и сделаны выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.
Результаты экспериментальной работы позволили разработать и внедрить в практику учреждений культуры и досуга рекомендации по сохранению, развитию и возрождению национальных культурных традиций среди разновозрастных групп населения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1.Выявлены социально-
2. Предпринята одна из
первых попыток исследования
истоков зарождения
3. Раскрыто жанрово-видовое
разнообразие самодеятельного
4. Проанализировано влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества.
5. Выявлена специфика
проявления самодеятельного
6. Разработана
и экспериментально
Практическая значимость проведенного исследования заключается:
- в создании единой системы организации самодеятельного художественного творчества через городской Центр по работе с детьми и молодежью Комитета по делам молодежи мэрии г. Тамбова;
- в разработке
и внедрении культурно-
- в организации
сравнительных социологических
исследований по развитию
- в проведении опытно-экспериментальной работы по организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения в клубах по месту жительства;
- в разработке
и апробации методики
Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Тамбовском городском Центре по работе с детьми и молодежью, результатами которой явилось присвоение ему в 1998 году статуса опорно-экспериментального Центра по социальной работе государственным Комитетом Российской Федерации по молодежной политике и получении сертификата.
Апробация работы имела место в выступлениях на областных научно-практических конференциях: «Совершенствование учебного процесса и инновационные формы современных методов обучения»; «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)»; «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (ТГУ им. Г.Р. Державина, кафедра СКД - 1996 год, 1997 год, 1998 год); «Всестороннее развитие личности ребенка в системе образования» по теме « Инновационные методы в деле воспитания и организации свободного времени для детей и подростков»; « Проблемы и пути организации досуга взрослого населения» для методистов-организаторов культурного досуга Тамбовской области (ОНМЦ г. Тамбова, май 1997 год); «Интеграция российской и региональной народной культуры на современном этапе» с темой круглого стола «Экспериментальные формы организации досуговой деятельности в клубах по месту жительства» (Дом творчества и досуга, г. Тамбов, 1998 год). Организованном семинаре «Подросток нашего двора» в Московском институте молодежи (18-24 апреля 1999 год).