Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.

Файлы: 1 файл

курсач нхк.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

Введение.

Современное развитие самодеятельного художественного  творчества обусловлено общим состоянием Российского общества, нестабильностью  политической обстановки, серьезными экономическими трудностями, а также  социальными противоречиями, которые  существенно изменили культурное содержание общественной жизни. Сложившаяся кризисная ситуация во многом изменила нормы и правила жизнедеятельности субъектов и объектов социально-культурной сферы и в последнее время мы можем говорить о повышенном интересе общества к сохранению и возрождению национальных культурных традиций в различных регионах России.

Рассматривая  вопрос о современной ситуации в  развитии художественного самодеятельного  творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивали каждому краю свою самобытность и неповторимость.

При рассмотрении многообразных аспектов социально-культурного  творчества особую значимость представляет исследование динамики и механизмов освоения традиционной культуры, форм ее бытования в конкретном регионе различными группами населения.

Осознание роли творческого культурно-досугового потенциала народной художественной культуры, музыкальной педагогики и перспективность  использования такого опыта в современной культурной практике ставит проблему изучения сущности, специфики и особенности функционирования самодеятельного художественного творчества в современных условиях.

Самодеятельное  художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако, практика показывает, что большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах, забыты и утеряны традиции и обычаи предков. Сохранение и развитие культурной самобытности каждого региона, нравственного существования и «энергетического заряда» каждой личности, невозможно без непосредственного присутствия прошлого в настоящем, так как в культурных традициях каждой нации заключена многовековая мудрость житейского опыта. Современные же традиции, сохраняя преемственность накопленного опыта, развиваются и взаимоперекликаются с историческими формами народного художественного творчества.

В настоящее  время наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных  народных обычаев, праздников и обрядов, что позволяет говорить о необходимости научного подхода к исследованию современных процессов, происходящих как в целом в культуре, так и в самодеятельном художественном творчестве на локальном уровне.

Тамбовский  край известен множеством имен, сыгравших в той или иной мере значительную роль в становлении культурных традиций и способствовавших развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества. Множество документов хранятся в музеях и архивах Тамбовщины, связанных с его экономикой, культурой и бытом горожан. Глубокий след в культуре этого региона оставили: С.Ф. Голицын, Г.Р. Державин, Э.Д. Нарышкин, Е.Д. Поленова, В. Поленов, В.А. Агап-кин, П.Н. Богдашев, Ю. Голицын, М.Н. Мордасова, С.Н. Клепикова, М.Ф. Якунчикова и многие другие.

Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.

Цель определила следующие задачи:

- исследовать  специфику проявления регионального  самодеятельного художественного творчества в современных условиях;

- выявить исторические  корни и основные этапы развития  самодеятельного художественного  творчества в исследуемом регионе; 

- рассмотреть  современное состояние и тенденции  развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;

- проанализировать  и обобщить опыт деятельности  объединений художественной направленностй  по сохранению и возрождению  национальных культурных традиций, характерных для исследуемого  края;

- выработать  практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;

- осуществить  экспериментальное исследование  по разработке и внедрению  методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.

Объект исследования: любительские объединения, кружки и  студии художественной направленности.

Предмет исследования: деятельность учреждений социально-культурной сферы по возрождению и развитию самодеятельного художественного творчества.

Базами исследования были избраны тридцать школ города Тамбова и шесть школ города Липецка, МУ ГЦ РДМ (Тамбовский городской Центр  по работе с детьми и молодежью), Дом творчества и досуга пос. Сырский Рудник города Липецка.

Методологической  основой исследования являются труды  исследователей по теории и практике культурно-досуговой деятельности, которые рассматривали самодеятельное художественное творчество в сфере свободного времени: Т.И. Баклановой, Г.М.Бирженкжа, Л.Г.Брылевой, Б.А. Брылина, Э.В. Быковой, Н. Гнатюка, В. Дзюбы, О.М. Итиной, В.П.Лаврентьева, А.А. Лепуонюса, А.П.Маркова, Н.Г. Михайловой, В.Е. Триодина и других. В основу исследования положена концепция доктора педагогических наук, профессора - Е.И.Смирновой.

Анализ проблемной ситуации возвращения к истокам  своих культур и традиций потребовал обращения к культурологическим, историческим, социально-психологическим, философским, педагогическим работам разных авторов: В.Г. Афанасьева, М.М. Гадамера, С.Н. Иконниковой, Л.В. Петрова, Э.Ю. Соловьева, Э.В. Соколова, О.Тойнби, О. Шпенглера, П.И. Якобсона, К. Ясперса. Различные направления социально-культурной деятельности рассматривали М.А. Ариарский, А.П. Марков, Т.В. Рябова, Ю.А. Стрельцов, Б.А. Титов и многие другие. Привлекались к работе труды ученых в области театра (В.А. Богатырева, Д.П. Вайгаускайте, Е.В. Кабулы, Л.В. Комиссинской); музыкальной культуры (Д.И. Варламова, Р.П. Гудялиса, Ю.А. Грибкова, М.В. Савиновой); любителей хореографического творчества (В.П. Герасимова, Л.Д. Ивлевой, Н.П. Яценко); любителей книги - С.В. Перминовой; фотолюбителей - В.Т. Стигнеева; самодеятельных духовых оркестров - Г.А. Куписока, оркестра народных инструментов - В.И. Акуловича.

Многие исследователи  по теории и методике культурно-досуговой  деятельности обращались к расмотрению  проблемы развития самодеятельного  художественного творчества. Среди  них: М.А. Ариарский, П.М. Барский, Г.П. Блинова, Т.В. Босенко, Л.Я. Витебский, Е.И. Григорьева, B.C. Гончарова, Ж.Ш. Досбенбетова, Г.А. Евтеева, А.С. Каргин, Ю.Н. Кротова, Н.В. Кипрушева, С.С. Коммисаренко, А.А. Лепуонюс, А.П. Марков, Н.Д. Пономарчук, В.А. Разумный, Т.В. Рябова, С.Н. Иконникова, З.И. Петрова, Ю.А. Стрельцов, Е.И. Смирнова, Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин, Б.А. Титов, Г.И. Фролова, О.А. Хасбулатова, В.И. Шаронов и другие.

В основу исследования положена следующая гипотеза: Самодеятельное художественное творчество, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры региона может сохраняться и развиваться при условии:

1. Изучения и  использование в практической  деятельности учреждений культуры  историко-культурных традиций.

2. Формирования  устойчивых интересов к различным  формам народного художественного  творчества среди участников любительских объединений, а также различных групп населения не вовлеченных в активные формы самодеятельного художественного творчества.

3. Обновления  содержания деятельности любительских  объединений, клубов по интересам  на основе развития инициативы, активной самодеятельности населения и других форм деятельности (в т.ч. установления творческих контактов в совместном времяпрепровождении).

4. Опоры на  новые региональные технологии.

Методика и организация  исследования строилась на основе использования архивных документов, материалов периодической печати и методов социологического исследования в учреждениях социально-культурной направленности. Поставленные в диссертации задачи и выдвинутые гипотезы проверялись в ходе исследования, проходившего в три этапа в течение 1995-1998 годов.

На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались:

- исторические документы  архивов Тамбовской и Липецкой  областей и краеведческого музея  г. Тамбова; 

- периодические издания,  материалы архивов научно-методического  Центра народного творчества г. Тамбова и г. Липецка, документы о школьных и внешкольных кружках самодеятельного художественного творчества Управления образования исследуемых регионов.

Одновременно проводилось  наблюдение и изучение работы творческих коллективов, студий, любительских объединений и клубов по интересам в г. Тамбове и г. Липецке, а также выявление интересов различных возрастных категорий населения методом опроса, с целью организации свободного времяпрепровождения.

В результате проведения этого  этапа были уточнены и зафиксированы создавшиеся проблемы, оказывающие влияние на сохранение и развитие самодеятельного художественного творчества.

На втором этапе (1996 - 1997 г.г.) осуществлялась педагогическая экспериментальная  работа по внедрению методики и организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства, а также разработка и внедрение концепции «Возрождение и развитие самодеятельного творчества» в подростковые клубы г. Тамбова и учреждения культуры г. Липецка.

Реализовывались инновационные  культурно-досуговые и образовательные  программы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей  и подростков в клубах по месту  жительства с привлечением взрослого  населения в процесс их воспитания, обучения. Апробировались на практике авторские программы диссертанта: «Возрождение», «Милосердие и забота», «Я для России», «Робинзоны».

Было проведено анкетирование  руководителей и участников кружков, студий, клубных объединений.

Разработана и внедрена в  учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина на кафедре социально-культурной деятельности программа по методике организации детского юношеского творчества.

Проведена диагностика состояния  самодеятельного художественного  творчества в школах и клубных учреждениях Тамбовской и Липецкой областей.

На третьем этапе (1997-1998 г.г.) подведены итоги и сделаны  выводы по теоретическим и практическим задачам исследования.

Результаты экспериментальной  работы позволили разработать и  внедрить в практику учреждений культуры и досуга рекомендации по сохранению, развитию и возрождению национальных культурных традиций среди разновозрастных групп населения.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Выявлены социально-педагогические  основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиций.

2. Предпринята одна из  первых попыток исследования  истоков зарождения самодеятельных  инициатив среди жителей Тамбовщины  в области художественного творчества и организации любительского движения XVIII-начала XX веков.

3. Раскрыто жанрово-видовое  разнообразие самодеятельного художественного  творчества в Тамбовском крае  и определены тенденции его  развития в современных условиях.

4. Проанализировано влияние социально-демографических факторов на развитие самодеятельного художественного творчества.

5. Выявлена специфика  проявления самодеятельного художественного  творчества в подростковых клубах  по месту жительства среди  разновозрастных групп населения. 

6. Разработана  и экспериментально апробирована  на практике методика организации  самодеятельного творчества в  подростковых клубах по месту  жительства для разновозрастных  групп населения. 

Практическая  значимость проведенного исследования заключается:

- в создании единой системы организации самодеятельного художественного творчества через городской Центр по работе с детьми и молодежью Комитета по делам молодежи мэрии г. Тамбова;

- в разработке  и внедрении культурно-досуговых  и образовательных программ по  организации самодеятельного художественного творчества в клубах по месту жительства;

- в организации  сравнительных социологических  исследований по развитию самодеятельного  художественного творчества в  Тамбовской и Липецкой областях;

- в проведении  опытно-экспериментальной работы по организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения в клубах по месту жительства;

- в разработке  и апробации методики организации  детского и юношеского творчества  для студентов отделения социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Апробация исследования осуществлялась в процессе экспериментальной  работы в Тамбовском городском Центре по работе с детьми и молодежью, результатами которой явилось присвоение ему в 1998 году статуса опорно-экспериментального Центра по социальной работе государственным Комитетом Российской Федерации по молодежной политике и получении сертификата.

Апробация работы имела место в выступлениях на областных научно-практических конференциях: «Совершенствование учебного процесса и инновационные формы современных методов обучения»; «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект)»; «Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края» (ТГУ им. Г.Р. Державина, кафедра СКД - 1996 год, 1997 год, 1998 год); «Всестороннее развитие личности ребенка в системе образования» по теме « Инновационные методы в деле воспитания и организации свободного времени для детей и подростков»; « Проблемы и пути организации досуга взрослого населения» для методистов-организаторов культурного досуга Тамбовской области (ОНМЦ г. Тамбова, май 1997 год); «Интеграция российской и региональной народной культуры на современном этапе» с темой круглого стола «Экспериментальные формы организации досуговой деятельности в клубах по месту жительства» (Дом творчества и досуга, г. Тамбов, 1998 год). Организованном семинаре «Подросток нашего двора» в Московском институте молодежи (18-24 апреля 1999 год).

Информация о работе Социально-педагогические основы самодеятельного художественного творчества, способствующие возрождению национальных культурных традиц