Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 05:08, дипломная работа
Цель исследования: выявление социально-педагогических основ самодеятельного художественного творчества, способствующих возрождению национальных культурных традиций.
Цель определила следующие задачи:
- исследовать специфику проявления регионального самодеятельного художественного творчества в современных условиях;
- выявить исторические корни и основные этапы развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе;
- рассмотреть современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества на региональном уровне;
- проанализировать и обобщить опыт деятельности объединений художественной направленностй по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, характерных для исследуемого края;
- выработать практические рекомендации по возрождению, сохранению и развитию национально-культурных традиций среди разных групп населения во всем многообразии народного художественного творчества;
- осуществить экспериментальное исследование по разработке и внедрению методики организации самодеятельного художественного творчества для разновозрастных групп населения по месту жительства.
Выводы исследования легли в основу курса «Методика и организация детского и юношеского творчества» и «Методика и организация самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях», читаемых на кафедре социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при преподавании курсов «История досуга» и «Методика и организация любительского художественного творчества».
Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, аспирантских научно-практических семинарах ТГУ им. Державина, в Московском институте молодежи.
Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности. Глобальные социокультурные изменения, происходящие в российском обществе, все острее поднимают вопрос о месте и значении культуры в нашей жизни.
Конец XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привел к поискам нравственных ориентиров, стремлению возродить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в том числе и самодеятельному творчеству народа.
Уточнение терминологических
понятий самодеятельного
Между тем, вопросы терминологии имеют большое методологическое значение, так как терминологическая неупорядоченность сказывается отрицательно на разработке научных проблем в ходе их исследований. Хотя в терминах и не раскрывается природа обозначенных ими явлений, но удачно найденные терминологические образования не просто обозначают те или иные понятия, а могут приобрести значение факторов, стимулирующих научную мысль, побуждающих глубже разрабатывать саму проблему.
Наиболее широким и емким является понятие «культура». Ни одно определение не имело столько толкований, сколько выпало на долю «культуры». Специальные исследования культуры появились в шестидесятые годы, а наиболее широкий размах наметился в семидесятые годы и вплоть до сегодняшних дней не иссякают попытки разных авторов дать новое определение этому феномену.
Проблему культуры изучает множество наук, начиная от культурной антропологии и вплоть до кибернетики, но до сих пор нет такого универсального определения, которое удовлетворяло бы исследователей различных отраслей знаний.
В контексте нашей проблемы можно представить культуру как непрерывно развивающийся творческий процесс и синтез созданных человеком знаний, духовных ценностей, норм, которые выражены в языке, обычаях и традициях, верованиях и мировоззрении.
Обобщая различные концепции в культуре, исследователи рассматривают четыре основных подхода: аксиологический, деятельностный, функциональный и семиотический, при этом следует отметить, что все они связаны с философско-культурологическим анализом данного феномена.
Л.И. Михайлова, рассматривая эти подходы применительно к народной художественной культуре, отмечает, что они «представляют собой исследование разных способов функционирования культуры в обществе. Все они отражают последовательность культуротворческой деятельности, включающей в себя творческую переработку информации, ее накопление, воплощение новых идей, знаний, ценностей, норм, образцов в материальные формы, определение способов их трансляции субъектов и ее превращение им в личный опыт, интерпретацию в соответствии со своей системой ценностей».
Неоднозначно современной наукой определяется место художественной культуры в системе культуры вообще и еще более неоднозначным является вопрос о месте народной художественной культуры в системе художественной культуры. Среди множества концепций и теорий, выдвигаемых современными исследователями, нет единого мнения даже в трактовке понятия «народная художественная культура». Т.Н. Бакланова, В.Е. Гусев, А.С. Каргин отмечают разнообразие подходов и методов в изучении народной художественной культуры с исторических, социально-психологических, культурологических, этнографических, искусствоведческих, социологических, филологических, религиозных и других позиций.
Не удивительно,
что народную художественную культуру
отождествляют специалисты
Давая определение народной художественной культуре, В.Е. Гусев пишет: «Народная художественная культура не ограничивается фольклором и народным декоративным искусством в их традиционном смысле как формами коллективного канонического искусства. Понятием народная художественная культура интегрируются разнообразные формы творческой деятельности народа, его различных социальных слоев и групп. В процессе своего исторического развития она во все большей степени включает различные виды массовой художественной самодеятельности». К специфическим признакам народной художественной культуры он относит: а) непосредственную и опосредованную связь с трудовой деятельностью масс; б) непосредственную связь с природной средой и социальной практикой, с общественным и семейным бытом, укладом жизни; в) неразрывную связь форм материальной и духовной деятельности людей; г) единство массового и личного в коллективном творческом процессе; д) передающуюся от поколения к поколению традиционность; е) этническое своеобразие; ж) наличие многообразных региональных типов и локальных вариантов; з) создание специфических родов, видов и жанров народного искусства, отличающихся от профессионального; и) наряду с сохранением и пропагандой народного искусства развитие новых форм народной художественной культуры.
А.С. Каргин, базируясь на теоретических выводах В.Е. Гусева, рассматривает народную художественную культуру «как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, социальную стратификацию и так далее». Основными структурными образованиями современной народной художественной культуры ученый считает устно-поэтический и музыкально-драматический фольклор, художественную самодеятельность как социально-организованное творчество, неофольклор как неформализованное бытовое досуговое творчество, фольклоризм или вторичный, сценический фольклор, а также декоративно-прикладное, художественно-прикладное искусство и изобразительный фольклор. Эти структурные образования в основном совпадают с предложенным ранее В.Е. Гусевым делением на взаимосвязанные уровни видов художественного творчества. Главным формообразующим видом художественной народной культуры он считает художественную деятельность, которая связана с трудовой деятельностью, народной календарной обрядностью, общинно-семейными отношениями и обрядностью.
Ядром художественной деятельности является народное искусство, которое пронизывает все виды и формы художественного творчества. В художественную деятельность В.Е. Гусев включает четыре вида художественного творчества: народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство, обрядовый и внеобрядовый фольклор, массовую художественную самодеятельность, а также индивидуальное художественное любительство.
Нет принципиального отличия в структурных образованиях народной художественной культуры и у Т.Й. Баклановой, которая считает, что исчерпывающей формулировки понятия «народная художественная культура» нет, и разработка этого термина является перспективной научной задачей.
Отсутствие четкого
Генезис, историю и функции народного
искусства или народного
В большинстве произведений народного
искусства видна
Эстетические идеалы народного искусства определились менталитетом, психологией и нравственностью человека труда. Менталитет и народное художественное сознание различных социальных и этнических групп населения раскрывается в идеях и образах материальных и духовных ценностей народной художественной культуры. Натурфилософское мировоззрение русского народа, основанное на доверии, в котором объединились язычество и христианство, создало мифологические образы, выражающие нравственный, философский и эстетический взгляд человека на природу и самого себя. В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художественной культуры органически соединились утилитаризм, духовность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев.
Миф и религия древних славян - это не только форма восприятия миросоздания, природы, которая была для человека и «жилищем», и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христианских идей. Освященные многовековой традицией обряды, как условно-символическое действо, оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые этапы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они складывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись составной частью праздников, связанных с мифическими представлениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе и отношениях с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни.
При всей наполненности сознания древнерусского
человека мифологическими
Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской мифологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, АС. Кайсарова, Г.А. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское
время предать мифологию и фольклор забвению, ибо они отождествлялись с религией, Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследователями были разработаны методы исследования мифологии, раскрыта культурно-историческая основа мифологического мышления и были изданы труды, обобщающие столь большой материал.
Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически связаны с архетипическими элементами других этносов, с которыми вступали в контакты на различных уровнях славяне. Ассимиляция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способствовала формированию национальной культуры каждого этноса.
В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народного сознания, в котором в мифологическом контексте соединились религиозное и эстетическое освоение мира.
М.С. Каган утверждает, что «в доклассовом обществе художественное творчество было единственной формой практически-духовной деятельности, в которой религиозное созидание могло воплощаться. А это значит, что не религия породила искусство, а напротив, религиозное сознание и религиозные обряды возникли на основе и в процессе художественно-образного освоения человеком мира».
Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества
Истоки самодеятельного