Шаманизм как форма религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:59, реферат

Краткое описание

В настоящее время шаманству уделяют все большее внимание как ученые, так и просто заинтересованные люди. Оно становится предметом внимания этнографов, объектом исследований, популярны также выставки шаманских предметов в музеях.
Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до настоящего времени у многих народов мира: в Северной и Восточной Азии, Африке, на территории России – у северных народов манси, на территории бывших союзных республик – Киргизии, Калмыкии.

Файлы: 1 файл

шаманизм как форма религии.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

                            1.Шаманизм как форма религии

 

Шаманство – одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией. Религиозное  мировоззрение, на котором оно основано – анимизм – вера в существование души, духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов, т.е. одухотворение всего, что окружает человека. Эти духи и являются объектом почитания анимистов, они могут влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни и излечивать их, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном божестве-создателе мира, однако это божество не играет роли в жизни людей - в отличие от мировых религий, у анимистов Бог-творец не служит объектом почитания и не вызывает страха: считается, что верховное божество не вмешивается в жизнь людей, а все, что происходит вокруг - это деятельность духов.

Шаманство – это интеллектуальный и психический процесс, в котором принимают участие как сам шаман-лекарь, так и его пациент. Совершая героические путешествия и поступки, шаман помогает больным людям переступить границу обычного, повседневного осмысления действительности, в том числе и осмысления своей болезни. Шаман дает им понять, что духовно и психически они не одиноки в борьбе с болезнью и смертью. Он делится с пациентами своими тайными силами и внедряет в их глубинное сознание мысль о том, что есть человек, который рад принести себя в жертву, чтобы помочь им. Эта готовность шамана к самопожертвованию вызывает у пациентов соответствующее стремление к соучастию, они чувствуют себя обязанными встать рядом с шаманом и сражаться за свое спасение. Так лечение и увлечение начинают идти рука об руку.

Шаманская космология представляет мир из трех сфер: подземный мир, мир людей и небесный мир. Эти миры соединены древом мировым или космической рекой: её, исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье – нижнему, находящемуся на севере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного – с низом, миром мёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир – вредоносными духами и душами покойников, средний мир – людьми и многочисленными духами-хозяевами

Шаманство - это социальный институт наличия в обществе таких людей, которые отличаются от других тем, что  имеют собственных духов-помощников. Шаман может попросить своего духа-помощника, имеющего зооморфный или антропоморфный облик, оказать какую-либо услугу ему самому или кому-то из членов сообщества. Обычное занятие шаманов - лечение больных, выражающееся в изгнании духа болезни, предсказание будущего, разного рода гадания, например, отыскание пропавшего скота или предметов, у некоторых народов обязанностью шамана было провожать душу умершего в загробный мир.

Шаман в основном является защитником от злых сил. Он является связующим  звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил.

У народов Крайнего Севера стать  шаманом мог каждый - для этого  достаточно было просто объявить себя шаманом, и потом уже окружающие сами разбирались, кто из практикующих - сильный шаман, а чьи шаманские способности оцениваются как посредственные. У большинства народов, знавших институт шаманства, профессиональных шаманов не было, а шаманская практика была доступна для каждого, только на относительно поздних стадиях развития культуры шаманы превратились в относительно немногочисленную социальную группу. Важно то, что шаманы не выделялись из всего социума ни по имущественному цензу, ни по отношению к власти - их положение кардинально отличается по этим признакам от профессиональных служителей культа - жрецов и священнослужителей, и от лиц, облекавшихся властью - старейшин, ханов или военных вождей.

Общение шамана с духами – это  ритуал, называемый камлание. Во время камлания большинство шаманов используют бубен, который после совершения особого обряда считается ездовым животным – конем или оленем. На нем шаман совершает путешествия в мир духов. Некоторые шаманы вместо бубна используют специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный  костюм, включающий особым образом изготовленные плащ, головной убор и обувь.

К началу XX в. у ряда народов Сибири отмечается исчезновение бубнов под  влиянием усиленной пропаганды христианства и ламаизма. Однако у большинства этих народов в изучаемый период (конец XIX и начало XX вв.) бубны еще бытовали наряду с другими шаманскими атрибутами.

Во время камлания, которое совершается обычно для  лечебных целей, в присутствии больного и его родственников шаман  впадает в состояние транса, созывает духов, бьет в бубен совершая на нем - своем ездовом животном - путешествие  в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его. Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.

Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после  смерти шамана его дух переходит  к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, - из родственников умершего шамана.

Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.http://www.cbook.ru/peoples/ill/shaman6.shtml Теперь можно утверждать, что наследственная природа шаманизма - результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.

М. Харнер в своей книге  «Путь шамана» пишет, что шаман  может перемещаться между двумя  сознаниями: «ординарным состоянием сознания» и «шаманским состоянием сознания». Он пишет: «Когда человек шаманит, он перемещается между двумя состояниями, которые я называю «ординарным состоянием сознания» (ОСС) и «шаманским состоянием сознания» (ШСС). Эти два понятия являются ключевыми - например, для осмысления того, что Карлос Кастанеда называет «ординарной реальностью» и «неординарной реальностью». Отличие между ними лучше всего, пожалуй, показать на примере животных. Так, драконы, грифоны и прочие животные, которых мы в ОСС считаем «мифическими», оказываются «настоящими» в ШСС. Мысль о том, что существуют «мифические» животные, полезна и справедлива в жизни, основанной на ОСС, но она совершенно не нужна и не уместна, когда речь идет о ШСС. «Фантазия» - так можно обозначить то, что происходит в ШСС с точки зрения человека, находящегося в ОСС. И наоборот, находясь в ШСС, человек может воспринимать явления, характерные для ОСС, как иллюзию. При этом каждый наблюдатель будет по-своему прав, ибо его впечатления основаны на состоянии его сознания.

Преимущество шамана заключается в том, что он способен по собственному желанию перемещаться между состояниями сознания. Он может войти в ОСС, свойственное человеку, не являющемуся шаманом, и искренне согласиться с его видением действительности. После этого шаман может возвратиться в ШСС и на собственном опыте убедиться в истинности свидетельств других шаманов о событиях, происходящих в этом состоянии сознания.

Наблюдения при помощи собственных чувств - вот основа для восприятия действительности, и  никому еще не удалось неоспоримо показать, даже в рамках тех наук, которые изучают ординарную реальность, что существует лишь одно-единственное состояние сознания, пригодное для непосредственных наблюдений. Ординарная реальность оказывается мифом в ШСС, а неординарная реальность  - мифом в ОСС. Очень трудно высказать непредубежденное суждение, когда речь идет о ценности опыта, приобретенного в совершенно ином состоянии сознания.

Шаманы иногда могут  пользоваться различными народными  медицинскими средствами и методами, но они не являются знахарями. Знахари существовали в родовых коллективах независимо от шаманов.

За пределами Сибири шаманство имеет несколько другие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, именуемые дайонг. У них нет бубна, а во время  своих ритуальных действий они используют устрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, также как и сибирские шаманы впадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найти похищенную душу больного и излечить его.




Информация о работе Шаманизм как форма религии