Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:50, практическая работа
Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Результат опроса и мониторинга на тему:
«С какими куклами вы любите играть?»
Работая над проектом, провели исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:
– 60% девочек любят играть куклой Барби.
– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.
– 10% выбирают куклу Братц.
– 5% играют пластмассовыми куклами.
Дети всех
поколений любят играть с
1.Образовательная деятельность (занятие с культурой) туда входит: чтение, беседы, просмотр видиоматериала, иллюстраций.
2. Игры. Все игры по теме.
3. Художественная деятельность. -изо, лепка и т.д.
4. Экскурсии, прогулки, экспедиции. -по теме.
5. Экспозиции и выставки.
6. Фильмотека (известные фильмы, мультики - в которых материал по теме)
7. Искусство: перечень детской литературы, скульптура, картины.
8. Праздники, ярмарки, карнавалы.
9. Повседневная жизнь: задание родителям, беседы, рассказы детей, формы работы с семьёй.
В приложении: познавательный материал, картинки, фото.
Вообщем выбираешь тему и по этим разделам все пишешь.
В каждом разделе указываешь форму работы и цель, тема.
Тему выбирай из истории вещей. Например: Мир посуды. И пишешь: Эволюцию развития посуды, ее виды и т.д. В приложении прикладываешь картинки посуды разных веков, игры с посудой и т.д. Ход занятий не надо.
***
Приложение № 1
Как мы играем с ребенком.
Анкета (для родителей)
Ф. И. О. ______________________________
Состав семьи ______________________________
Есть ли друзья у Вашего ребенка?
Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?
В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
С кем он играет дома?
Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
Как часто Вы покупаете игрушки?
Что делаете, если игрушка сломалась?
Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»).
В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?
Приложение № 2
Анкета для детей.
ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ
Какие игрушки есть у тебя?
Какие из них ты любишь больше всего?
Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?
Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?
Играют ли с тобой взрослые?
Какая игра тебе запомнилась?
Если игрушка сломалась, что ты делаешь?
Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,
конструктор)?
Классификация кукол
Название групп кукол |
Их характеристика |
Прекрасные куклы |
Развивают ребенка по принципам единства этики и эстетики: большие глаза, длинные ресницы, прекрасные волосы. Такая кукла хороша для проявления восторга, восхищения, любви. |
Куклы для любования (разновидность прекрасной) |
Романтические, оригинально одетые, таинственные, незнакомые. |
Характерные куклы |
Это кукла-мальчик, кукла-девочка с ярко выраженными определенными человеческими качествами: наивностью, глупостью, озорством и т.д. Так как эти куклы несут в себе некую заданность, то определяют характер игры ребенка с ней. |
Куклы - герои народных сказок и современных мультфильмов (разновидность характерных) |
Домовой, Баба-Яга, Кикимора, Буратино, Белоснежка, Чебурашка. Они несут в себе четко выраженную нравственную характеристику личности персонажа. |
Куклы - маски |
Ребенок выбирает маску для прекрасной или характерной куклы, по своей воле меняет ее лицо, поведение, сущность |
Куклы эмоциональной рефлексии |
Это набор кукол, изображающих людей в разных эмоциональных состояниях: покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление. Играя, ребенок строит с каждой из них отношения, соответствующие настроению, осуждает достоинства или недостатки человеческого поведения. |
Тематический план
Наименование разделов и тем
Срок
Русская народная кукла.
Тема 1. Что мы знаем о куклах?
Октябрь
Тема 2. История тряпичной куклы.
Октябрь
Обереговые куклы
Тема 1. Кукла-мать и дитя
Октябрь
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Октябрь
Тема 3.мастер класс для мам и бабушек.
Кукла-мотанка
Ноябрь
Тема 4. Ангел.
Ноябрь
Тема 5. Кубышка-травница.
Ноябрь-декабрь
Тема 6. «Обережье».
Декабрь
Обрядовые куклы
Тема 1. Зернушка (Крупеничка).
Декабрь-январь
Тема 2. Отдарок-на-подарок.
Январь
Тема 3. Неразлучники.
Февраль
Тема 4. Кукла-десятиручка.
Февраль
Тема 5. «Рукодельницы».
Март
Игровые куклы.
Тема 1. Кукла-кормилка.
Март
Тема 2. Кукла-капустка.
Март-апрель
Тема 3. Зольная кукла.
Апрель
Итоговое мероприятие
Кукла ПАСХА
Апрель
***
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Дети часто играют в куклы. Придумываем разные сюжеты игр с куклами, даем разные имена своим куклам – подружкам (Слайд 18, 21. Презентация).
Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы мы стали искать в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла.
Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (Слайд 12). По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.
История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы (Слайд 13).
Все на свете куклы очень разные. Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.
Самые первые славянские, русские куклы делались из золы (Слайд 7). Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была не для игры, она служила оберегом для женщин, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, семье.
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка" (Слайд 8). Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Есть еще
одна кукла, которая
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" (Слайд 10) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку" или, как её ещё называли – зернушку (Слайд 11). Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. куклу женщина делала для того, чтобы были дети.
Обычно первую куклу делали детям взрослые — мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялось, так как девочка получала необходимые ей навыки шитья, вышивания; училась, играя, пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами.
Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы (Слайд 17). Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее (Слайд 16).
Для каждой маленькой девочки, кукла – это значительный мир. Когда ребёнок совсем кроха, он играет с пупсиком, кормит его, одевает, укладывает спать, через него познаёт мир (Слайд 19). Кукла помогает ребёнку социализироваться и находить выход из трудных ситуаций, при этом, делает это мягко и не навязчиво.
Куклы - это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства (Слайд 22). Мы растём, и делимся с куклой всеми своими переживаниями, она для нас и мама, и подруга, и ребёнок. Играя в дочки матери, девочки всегда одаривают кукол какими-то им одним понятными ролями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека. Первые куклы появились в Египте. Следует заметить, как и в древние времена, так и в настоящее время наблюдается множество разнообразных кукол. Каждая из них имеет свое название и назначение. Так кукла “стригушка” делалась из стриженой травы и использовалась в лечебных целях, а кукла “зернушка” делалась после сбора урожая, в основе куклы - мешок с зернами, собранными с поля. С появлением разных материалов, кукол стали изготовлять из резины, пластмассы.
Куклы в жизни
подрастающего человечка играют
важные роли, они учат ребёнка многому,
через их роли, он переживает и свои.
Кукла воспитывает
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Войдикова Н.М. Куклы в доме. - М.: ТЦ “Сфера”, 1998. - С.224.
2. Голдовский Б. Детская энциклопедия. - М.: Просвещение, 2006. - С.280.