Рукотворный мир вещей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:50, практическая работа

Краткое описание

Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

Файлы: 1 файл

печать Практическое творческое задание по дисциплине.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат опроса и мониторинга на тему:

«С  какими куклами вы любите играть?»

 

Работая над  проектом, провели исследование: С  какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

 

– 60% девочек  любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу  Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами.

 Дети всех  поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно,  что в лидерах у современных  детей кукла Барби и Беби-Бон.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Образовательная деятельность (занятие с культурой) туда входит: чтение, беседы, просмотр видиоматериала, иллюстраций.

2.      Игры. Все игры по теме.

3.      Художественная деятельность. -изо, лепка и т.д.

4.      Экскурсии, прогулки, экспедиции. -по теме.

5.      Экспозиции и выставки.

6.      Фильмотека (известные фильмы, мультики - в которых материал по теме)

7.      Искусство: перечень детской литературы, скульптура, картины.

8.      Праздники, ярмарки, карнавалы.

9.      Повседневная жизнь: задание родителям, беседы, рассказы детей, формы работы с семьёй.

В приложении: познавательный материал, картинки, фото.

 

Вообщем выбираешь тему и по этим разделам все пишешь.

В каждом разделе  указываешь форму работы и цель, тема.

Тему выбирай из истории вещей. Например: Мир посуды. И пишешь: Эволюцию развития посуды, ее виды и т.д. В приложении прикладываешь картинки посуды разных веков, игры с посудой и т.д. Ход занятий не надо.

 

***

Приложение № 1

 

 

 

Как мы играем с ребенком.

 

Анкета (для родителей)

 

 

Ф. И. О. _____________________________________________________

 

 

Состав семьи ________________________________________________

 

Есть ли друзья у Вашего ребенка?

Как Вы выбираете игры  и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?

Покупаете ли ребенку  игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?

В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?

С кем он играет дома?

Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?

Как часто Вы покупаете игрушки?

Что делаете, если игрушка  сломалась?

Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»).

В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, пазлы, кубики)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

       

 

 

Анкета для детей.

 

ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

 

Какие игрушки есть у  тебя?

Какие из них ты любишь больше всего?

Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?

Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?

Играют ли с тобой  взрослые?

Какая игра тебе запомнилась?

Если игрушка сломалась, что ты делаешь?

Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки,

 

конструктор)?

 

Классификация кукол

 

Название групп кукол

Их характеристика

Прекрасные  куклы

Развивают ребенка  по принципам единства этики и

эстетики: большие глаза, длинные ресницы, прекрасные

волосы. Такая  кукла хороша для проявления восторга,

восхищения, любви.

Куклы для любования (разновидность прекрасной)

Романтические, оригинально одетые, таинственные, незнакомые.

Характерные куклы

Это кукла-мальчик, кукла-девочка с ярко выраженными определенными человеческими качествами: наивностью, глупостью, озорством и т.д. Так как эти куклы несут в себе некую заданность, то определяют характер игры ребенка с ней.

Куклы - герои  народных сказок и современных мультфильмов (разновидность характерных)

Домовой, Баба-Яга, Кикимора, Буратино, Белоснежка, Чебурашка. Они несут в себе четко выраженную нравственную характеристику личности персонажа.

Куклы - маски

Ребенок выбирает маску для прекрасной или характерной  куклы, по своей воле меняет ее лицо, поведение, сущность

Куклы эмоциональной  рефлексии

Это набор кукол, изображающих людей в разных эмоциональных  состояниях: покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление. Играя, ребенок строит с каждой из них

отношения, соответствующие настроению, осуждает достоинства или недостатки человеческого поведения.


 

 

 

 

Тематический план

 

 

Наименование разделов и тем 

Срок

 

Русская народная кукла. 

 

 

Тема 1. Что мы знаем  о куклах?  

Октябрь

 

Тема 2. История тряпичной  куклы. 

Октябрь

 

 Обереговые куклы

 

 

 

 

Тема 1. Кукла-мать и дитя 

Октябрь

 

Тема 2. Куклы-пеленашки. 

Октябрь

 

Тема 3.мастер класс для  мам и бабушек.

 

Кукла-мотанка 

Ноябрь

 

Тема 4. Ангел. 

Ноябрь

 

Тема 5. Кубышка-травница. 

Ноябрь-декабрь

 

Тема 6. «Обережье». 

Декабрь

 

 

 

 Обрядовые куклы

 

 

 

 

Тема 1. Зернушка (Крупеничка). 

Декабрь-январь

 

Тема 2. Отдарок-на-подарок. 

Январь

 

Тема 3. Неразлучники. 

Февраль

 

Тема 4. Кукла-десятиручка. 

Февраль

 

Тема 5. «Рукодельницы». 

Март

 

 

 

 Игровые куклы.

 

 

 

 

 

Тема 1. Кукла-кормилка. 

Март

 

Тема 2. Кукла-капустка. 

Март-апрель

 

Тема 3. Зольная кукла. 

Апрель

 

Итоговое мероприятие 

 

 

 Кукла ПАСХА 

Апрель

***

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

 

Дети часто  играют в куклы. Придумываем разные сюжеты игр с куклами, даем разные имена своим куклам – подружкам (Слайд 18, 21. Презентация).

 

Что обозначает слово “кукла”, где появились  первые куклы, кто играл с куклами  раньше. Ответы на все вопросы мы стали искать в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла.

 

Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова  объясняется, что кукла — это  детская игрушка в виде фигурки  человека (Слайд 12). По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.

 

По-японски кукла  — “нинте”, что так и переводится  — “образ человека”.

 

История куклы  имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы (Слайд 13).

 

Все на свете  куклы очень разные. Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались из воска, глины, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства – изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы – из слоновой кости. Такие куклы служили не только для забавы, но и были неотъемлемой частью религиозных обрядов. Например, собираясь замуж, девушки приносили свою любимую куклу в жертву на алтарь Венеры.

 

Самые первые славянские, русские куклы делались из золы (Слайд 7). Из очагов бралась зола, смешивалась  с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая  кукла называлась Баба - женское  божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была не для игры, она служила оберегом для женщин, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

 

Известна еще  одна очень древняя кукла. Когда  женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек  и делала куклу. Считалось, что когда  человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, семье.

 

Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка" (Слайд 8). Делалась она из стриженой  травы. Когда женщина уходила  в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

 Есть еще  одна кукла, которая сопровождала  ребенка с самого детства и до тех пор, пока не портилась. Это "вепсская кукла" (Слайд 9). Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

 

Были куклы  и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" (Слайд 10) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку" или, как её ещё называли – зернушку (Слайд 11). Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. куклу женщина делала для того, чтобы были дети.

 Обычно первую  куклу делали детям взрослые  — мама, бабушка, старшая сестра. Следующих кукол девочки шили себе сами. Это рукоделие всегда поощрялось, так как девочка получала необходимые ей навыки шитья, вышивания; училась, играя, пользоваться иголкой, ножницами, пяльцами.

 

Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Но они интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми. Ведь кукла - это живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую ауру куклы (Слайд 17). Создание куклы позволяет, как нельзя полно отразить внутренний мир создателя. Ведь кукла повторяет человека не только внешне. И после рождения каждая кукла начинает жить своей жизнью, создавая свою неповторимую историю и накапливая в себе энергию, которую она впоследствии передает людям, созерцающим ее (Слайд 16).

 

Для каждой маленькой  девочки, кукла – это значительный мир. Когда ребёнок совсем кроха, он играет с пупсиком, кормит его, одевает, укладывает спать, через него познаёт  мир (Слайд 19). Кукла помогает ребёнку  социализироваться и находить выход из трудных ситуаций, при этом, делает это мягко и не навязчиво.

 

Куклы - это нечто  волшебное, что на протяжении всей жизни  связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые  чувства (Слайд 22). Мы растём, и делимся с куклой всеми своими переживаниями, она для нас и мама, и подруга, и ребёнок. Играя в дочки матери, девочки всегда одаривают кукол какими-то им одним понятными ролями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История развития куклы берет свое начало с давних времен. Возникновение куклы связано с появлением человека. Первые куклы появились в Египте. Следует заметить, как и в древние времена, так и в настоящее время наблюдается множество разнообразных кукол. Каждая из них имеет свое название и назначение. Так кукла “стригушка” делалась из стриженой травы и использовалась в лечебных целях, а кукла “зернушка” делалась после сбора урожая, в основе куклы - мешок с зернами, собранными с поля. С появлением разных материалов, кукол стали изготовлять из резины, пластмассы.

 

Куклы в жизни  подрастающего человечка играют важные роли, они учат ребёнка многому, через их роли, он переживает и свои. Кукла воспитывает интеллектуально - нравственного человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Войдикова  Н.М. Куклы в доме. - М.: ТЦ “Сфера”, 1998. - С.224.

 

2. Голдовский  Б. Детская энциклопедия. - М.: Просвещение, 2006. - С.280.

Информация о работе Рукотворный мир вещей