Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:50, практическая работа
Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Практическое творческое задание по дисциплине:
«Культурологическое образование дошкольников»
Проект работы с детьми по теме:
«Рукотворный мир вещей»
Выполнила:
Назырова Э.А.
Актуальность: Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека.
По мнению В.М. Григорьевой - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры - современные дети стали играть не меньше, а хуже: «Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав... Необходимо спасение и возрождение народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».
Анализ
анкетирования родителей
Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах можно вести беседу невероятно долго, кроме того, это не принесёт, ни намёка на какую бы то ни было пользу, если до этого человек ни разу не видел куклу и не играл с ней. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. И игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.
Гипотеза: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.
Цель:
Систематизация знаний детей об игрушке – кукле.
Задачи проекта:
- Образовательные:
1. Познакомить детей с историей края (области) на примере народной игрушки.
2. Познакомить детей с историей создания кукол разных народов.
- Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.
2. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).
3. Развивать мелкую моторику рук (пеленание, плетение).
- Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
2. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через культурологическое развитие. Прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Содержание и формы работы по проекту:
Формы и методы работы с детьми:
Образовательная деятельность, познавательное развитие:
- опрос и мониторинг детей на тему: «С какими куклами вы любите играть?»;
- чтение глав из книги Горичева В.С. «Куклы»;
-чтение глав из книги М. Левиной «365 кукол со всего света»;
- беседа «Откуда куклы к нам пришли», «Куклы наших бабушек»;
- беседа о создании тряпичной куклы, о назначении и использовании кукол на Руси;
- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах;
- рассматривание иллюстраций «Как жили раньше, как выглядели одежда, игрушки…»;
- рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
- рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная;
- НООД «Путешествие в прошлое куклы»;
- просмотр мультимедийной презентации «Куклы, в которые играют…»
- обследование
игрушек, составление
- знакомство с «бабушкиным сундуком» - рассматривание русского народного костюма.
- знакомство с куклами разных народов.
Развитие речи:
- заучивание
народных песенок, потешек, зак
- составление
творческих рассказов «Моя
- беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше»,
- знакомство с «бабушкиным сундуком»;
- беседа о дымковской игрушке, о матрешке.
Игровая деятельность:
- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
- народные подвижные игры «Платочек», «Бубенцы», «Бараны», «Карусель», «Веселый бубен», хороводные игры;
- сюжетно-ролевые игры с куклами, «живущими» в нашей группе.
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гости к Маше».
- музыкальные игры «Тихо куколка» Железнова Е.С., «Кукла» Буренина
- игры с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).
- игры с куклами-сувенирами (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы).
Конструирование, изодеятельность:
- рисование «Раскрась матрешку»;
- лепка дымковской игрушки;
- лепка «Весёлая неваляшка»;
- роспись дымковской игрушки;
- изготовление куклы Пеленашки;
- изготовление куколок из ниток;
- изготовление глиняной куклы;
- изготовление театральных кукол (перчаточных)
- рисуем и играем с бумажными куклами;
- создание детьми своих игрушек из разных материалов;
- аппликация «Русская матрёшка»;
Музыкальная деятельность:
- Русские народные мелодии в записи;
- Колыбельная «Ай качи, качи…»
- Народные мелодии «Коробейники» «Калинка».
- Песни «Неваляшки», муз. Левиной, «Матрешки»,
Музыкальные досуги:
- «Посиделки в деревенской избе»;
- «Веселая ярмарка»;
- «Приключение куклы Пеленашки».
Экскурсии:
- в Дом
детского творчества на
- в краеведческий
музей на выставку «Куклы
Организация «Музея кукол»
- знакомство с музейной работой.
- создаем свой музей кукол.
- совместная работа воспитателя, родителей и детей по созданию музея кукол.
- экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.
Культурологическое образование и воспитание патриотических чувств ребенка, введение в традицию невозможно без поддержки семьи. И мне удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время организации совместных мероприятий родители воспитанников выступали уже не только как зрители и слушатели, но и как активные участники, а в некоторых случаях и как организаторы.
Формы и методы работы с родителями:
- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»;
- домашнее задание: «Куклы ваших мам и бабушек» (беседы с родителями, рассматривание старых кукол, изготовление кукол совместно с детьми из различных материалов).
- оформление папки-передвижки «Народная игрушка».
- изготовление альбома «Моя любимая игрушка».
- привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством, к созданию мини-музея «Моя кукла».
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:
Дети:
Родители:
В ходе реализации совместного проекта «Путешествие в мир куклы» достигнуты определённые результаты:
Список литературы.
Используемый ресурс:
Методическая литература
Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Детская литература
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
«Куклы. Лоскутное
счастье, или Приключения
«Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
«Русские обряды и традиции. Народная кукла»
Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003
Детская литература
А. Толстой «Буратино»
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков
Наглядный материал
Иллюстрации к русским народным сказкам
Показ слайдов и фильмов о куклах
Набор открыток, сувениров
Презентация «Тряпичная кукла»
План образовательного путешествия в «Мир куклы»
Праздники, обряды, игры, развлечения |
Музыкальные и литературные произведения, игры, используемые на праздниках, развлечениях |
Совместная деятельность взрослого и ребенка |
Образовательные задачи |
Самостоятельная деятельность детей |
Досуг «Посиделки в деревенской избе» |
Песенки, потешки, колыбельные. Народная игра «Платочек». Русские народные мелодии в записи. Игра «Карусель» . |
Знакомство с бабушкиным сундуком – рассматривание русского народного костюма. Заучивание народных потешек, пословиц |
Развитие детской познавательной активности. Рассматривание иллюстраций «Как жили раньше, как выглядели одежда, игрушки…». Знакомство с русским народным костюмом |
Развитие самостоятельного творчества в процессе изодеятельности (раскрашивание кукол, лепка, нанесение узора, орнамента…) |
Путешествие в прошлое куклы |
Народные игры, Загадки, стихи Колыбельная «Ай качи, качи…» «Левая и правая» Железнова Е.С. Народные
мелодии «Коробейники» « |
Беседа «Как выглядели куклы раньше» Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная Изготовление глиняной куклы |
Знакомство детей с историей создания куклы, Развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы. |
Исследовательская деятельность: обследование игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены. Раскрашивание глиняной куклы. Дидактическая игра «Найди пару». |
Досуг «Веселая ярмарка» |
Заклички, считалки, пословицы, Народная игры «Бубенцы», «Бараны», «Платочек» Песня «Матрешки», песня «Неваляшки», муз. Левиной |
Беседа о дымковской игрушке, матрешке, Оформление полки красоты «Народная игрушка». Создание семейного альбома «Моя любимая игрушка» |
Закрепление знаний о народной игрушке Формирование эстетического
отношения к народному |
Дидактические игры «Народные промыслы», «Узнай элемент узора», Создание игрушки по мотивам дымковской росписи. Роспись матрешек. |
Досуг «Приключение куклы Пеленашки» |
Загадки, потешки, хороводные игры Музыкальная игра «Тихо куколка» Железнова Е.С. Народная игра «Веселый бубен», «Кукла» Буренина |
Беседа о создании тряпичной куклы, о назначении и использовании кукол на Руси. Знакомство с куклами разных народов. Изготовление обрядовой куклы Пеленашки. |
Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке. |
Изготовление куклы в мастерской «Волшебный сундучок» |