Рукотворный мир вещей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:50, практическая работа

Краткое описание

Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

Файлы: 1 файл

печать Практическое творческое задание по дисциплине.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  творческое задание по дисциплине:

«Культурологическое образование дошкольников»

 

Проект  работы с детьми по теме:

«Рукотворный  мир вещей»

 


 

 

 

 

Выполнила:

Назырова  Э.А.

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и значения в жизни людей. Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства. Куклы - это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи, куклы - душа человека, который их изготовил. История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека.

По мнению В.М. Григорьевой - собирателя, организатора и «реставратора» народной игры - современные дети стали играть не меньше, а хуже: «Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав... Необходимо спасение и возрождение народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа».

    Анализ  анкетирования родителей показал,  что современный ребенок ориентирован  на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Данная тема особенно актуальна, ведь о куклах можно вести беседу невероятно долго, кроме того, это не принесёт, ни намёка на какую бы то ни было пользу, если до этого человек ни разу не видел куклу и не играл с ней. Игровая деятельность с куклой обеспечивает ребёнку процесс восприятия и познания различных явлений культуры и является особой формой жизни ребёнка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром. Кукла, сопровождая детские игры, имеет огромное значение в развитии и воспитании ребёнка. И игры с куклой охватывают все основные сферы культуры, так что в период детства в ребёнке закладывается широкий круг навыков и понятий, подготавливающих его к дальнейшей взрослой созидательной деятельности в коллективе людей.

Гипотеза: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.

 

Цель:

Систематизация знаний детей  об игрушке – кукле.

 

Задачи проекта:

- Образовательные:

 1. Познакомить детей с историей края (области) на примере народной игрушки.

2. Познакомить детей с  историей создания кукол разных народов.

- Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.

2. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).

3. Развивать мелкую моторику рук (пеленание, плетение).

- Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

2. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через культурологическое развитие. Прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

 

Содержание и формы работы по проекту:

 

Формы и методы работы с детьми:

Образовательная деятельность, познавательное развитие:

- опрос и  мониторинг детей на тему: «С  какими куклами вы любите играть?»;

- чтение глав из книги Горичева В.С. «Куклы»;

-чтение глав из книги М. Левиной «365 кукол со всего света»;

- беседа «Откуда куклы к нам пришли», «Куклы наших бабушек»;

- беседа о создании тряпичной куклы, о назначении и использовании кукол на Руси;

- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах;

- рассматривание  иллюстраций «Как жили раньше, как выглядели одежда, игрушки…»;

- рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

- рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная;

- НООД «Путешествие в прошлое куклы»;

- просмотр мультимедийной  презентации «Куклы, в которые  играют…»

- обследование  игрушек, составление описательных  рассказов.

- знакомство  с «бабушкиным сундуком» - рассматривание  русского народного костюма.

- знакомство  с куклами разных народов.

 

Развитие  речи:

- заучивание  народных песенок, потешек, закличек, пословиц о народной игрушке;

- составление  творческих рассказов «Моя любимая  игрушка»;

- беседы с  детьми «Как выглядели куклы  раньше», 

- знакомство с «бабушкиным сундуком»;

- беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

 

Игровая деятельность:

- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;

- народные подвижные игры «Платочек», «Бубенцы», «Бараны», «Карусель», «Веселый бубен», хороводные игры;

- сюжетно-ролевые игры с куклами, «живущими» в нашей группе.

- сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гости к Маше».

- музыкальные игры «Тихо куколка» Железнова Е.С., «Кукла» Буренина

- игры с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).

- игры с куклами-сувенирами (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы).

 

Конструирование, изодеятельность:

- рисование «Раскрась матрешку»;

- лепка дымковской игрушки;

- лепка «Весёлая неваляшка»;

- роспись дымковской игрушки;

- изготовление куклы Пеленашки;

- изготовление куколок из ниток;

- изготовление глиняной куклы;

- изготовление театральных кукол (перчаточных)

- рисуем и играем с бумажными куклами;

- создание детьми своих игрушек из разных материалов;

- аппликация «Русская матрёшка»;

 

Музыкальная деятельность:

- Русские народные  мелодии в записи;

- Колыбельная  «Ай качи, качи…»

- Народные мелодии  «Коробейники» «Калинка».

- Песни «Неваляшки», муз. Левиной, «Матрешки»,

 

Музыкальные досуги:

- «Посиделки в деревенской избе»;

- «Веселая ярмарка»;

- «Приключение куклы Пеленашки».

 

Экскурсии:

-  в Дом  детского творчества на выставку  «Куклы из соломы»;

- в краеведческий  музей на выставку «Куклы народов  мира»

 

Организация «Музея кукол»

- знакомство с музейной работой.

- создаем свой музей кукол.

- совместная работа воспитателя, родителей и детей по созданию музея кукол.

- экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.

 

Культурологическое  образование и воспитание патриотических чувств ребенка, введение в традицию невозможно без поддержки семьи. И мне удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время организации совместных мероприятий родители воспитанников выступали уже не только как зрители и слушатели, но и как активные участники, а в некоторых случаях и как организаторы.

Формы и методы работы с родителями:

- беседы с родителями о важности данной проблемы;

- консультация  для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»;

- домашнее задание: «Куклы ваших мам и бабушек» (беседы с родителями, рассматривание старых кукол, изготовление кукол совместно с детьми из различных материалов).

- оформление папки-передвижки «Народная игрушка».

- изготовление альбома «Моя любимая игрушка».

- привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством, к созданию мини-музея «Моя кукла».

 

 

 

 

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети –  родители в реализации проекта:

Дети:

  • устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
  • изготовление кукол своими руками;
  • проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
  • создание выставок из детских работ.

 

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

 

 

 

 

В ходе реализации совместного проекта «Путешествие в мир куклы» достигнуты определённые результаты:

  • создана предметно - развивающая зона «Наши любимые куклы»;
  • сформированы устойчивые знания и интерес  к  происхождению куклы;
  • создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
  • сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
  • установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта «Мир кукол».

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Аскарова А. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».
  2. Голдовский  Б.П. Куклы: энциклопедия. – М.: Айрис-Пресс,2004. – 495с.
  3. Горичева В.С.Куклы./ Художник В.Н.Куров. – Ярославль:  «Академия развития», «Академия» К. 1999 с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  4. Морозова Е.Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48с.
  5. Новосёлова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений \ С.Л.Новосёлова, Н.А.Реуцкая. – М.: Просвещение, 1997. – 64с.
  6. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол\\ Психологическая наука и образование. – 2008. - №3 – С. 91-99.
  7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки \ Сост. Н.Г.Юрина. – М.: АСТ,1998. – 496с.

 

 

Используемый ресурс:

 

Методическая литература

Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей  в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь

Е. Морозова «Кукла как  образ человека» Д/В п 1-2009

А. Греков «Музей игрушки  и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

 

Детская литература

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная  кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и  традиции, 2007.- 120 с.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла 

И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Народная кукла: [Электронный  ресурс] //vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

Ручная Работа: Электронный  ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru

  «Куклы. Лоскутное  счастье, или Приключения тряпиенсов  с фотографиями, рисунками и выкройками»  .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс 2001 г.

«Русская тряпичная  кукла.   Культура, традиции, технология».

 Галина и Мария  Дайн.   «Культура и традиции».    2007 г.

«Русские обряды и  традиции. Народная кукла»

Котова И.Н., Котова А.С  .Паритет   2003

 

 

Детская литература

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Рассматривание книги  Курбатовой Н. «Игрушки»

Энциклопедия для детей  «Чудо всюду. Мир вещей и машин»

Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

 

 

Наглядный материал

Иллюстрации к русским  народным сказкам

Показ слайдов и фильмов о куклах

 

Набор открыток, сувениров

Презентация «Тряпичная кукла»

 

 

План образовательного путешествия в «Мир куклы»

 

Праздники, обряды, игры, развлечения

Музыкальные и литературные произведения, игры, используемые на праздниках, развлечениях

Совместная деятельность взрослого  и ребенка

Образовательные задачи

Самостоятельная деятельность детей

Досуг «Посиделки в деревенской избе»

Песенки, потешки, колыбельные.

 Народная  игра «Платочек».

 Русские  народные мелодии в записи.

 Игра «Карусель» .

Знакомство  с бабушкиным сундуком – рассматривание русского народного костюма.

Заучивание  народных потешек, пословиц

Развитие детской  познавательной активности. Рассматривание иллюстраций «Как жили раньше, как выглядели одежда, игрушки…».

Знакомство  с русским народным костюмом

Развитие самостоятельного творчества в процессе изодеятельности (раскрашивание кукол, лепка, нанесение  узора, орнамента…)

Путешествие в  прошлое куклы

Народные игры,

 Загадки,  стихи

 Колыбельная  «Ай качи, качи…»

 «Левая и  правая» Железнова Е.С.

 Народные  мелодии «Коробейники» «Калинка»

Беседа «Как выглядели куклы раньше»

 Рассматривание  кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная

 Изготовление  глиняной куклы

Знакомство  детей с историей создания куклы,

 Развить  ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы.

Исследовательская деятельность: обследование игрушек, определение  материалов, из которых они изготовлены.

 Раскрашивание  глиняной куклы.

 Дидактическая  игра «Найди пару».

Досуг «Веселая ярмарка»

Заклички, считалки, пословицы,

 Народная  игры «Бубенцы», «Бараны», «Платочек»

 Песня «Матрешки»,

 песня «Неваляшки»,  муз. Левиной

Беседа о  дымковской игрушке, матрешке,

 Оформление полки красоты  «Народная игрушка».

 Создание семейного альбома «Моя любимая игрушка»

Закрепление знаний о народной игрушке

 Формирование эстетического  отношения к народному декоративно-прикладному  искусству

Дидактические игры «Народные  промыслы»,

 «Узнай элемент узора»,

 Создание  игрушки по мотивам дымковской  росписи. 

 Роспись  матрешек.

Досуг «Приключение куклы Пеленашки»

Загадки, потешки, хороводные игры

 Музыкальная  игра «Тихо куколка» Железнова  Е.С.

 Народная  игра «Веселый бубен»,

 «Кукла»  Буренина

Беседа о  создании тряпичной куклы, о назначении и использовании кукол на Руси.

 Знакомство  с куклами разных народов.

 Изготовление  обрядовой куклы Пеленашки.

Расширить представления  детей о куклах разных народов, народной игрушке.

Изготовление  куклы в мастерской «Волшебный сундучок»

Информация о работе Рукотворный мир вещей