Романтизм в художественной культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:25, реферат

Краткое описание

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в России, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и архитектура, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

Оглавление

Введение.......................................................3

1.Общая характеристика периода

Причины возникновения романтизма:

1.1 Влияние идей великой Французской революции.................4

1.2 События Отечественной войны, движения декабристов - историческая почва для возникновения романтизма................6

2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений......................................................7

2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)................................9

2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг.)................................10

2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)..................................12

2.4 В.К.Кюхельбекер (1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве....................................................13

2.5 Романтизм в творчестве А.С.Пушкина(1799-1837гг.)..........15

2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)...............................17

2.7 Ф.И.Тютчев(1803-1873гг.)..................................20

2.8 А.И.Герцен(1812-1870гг.)..................................22

3. Художественное совершенство непроходная ценность русского романтизма....................................................24

3.1 Андрей Рублёв «Троица»....................................24

3.2 Дионисий «Распятие».......................................27

3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»......................27

3.4 А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»...............29

4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века......30

4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века..........30

4.2 Отечественная классическая живопись в XIX веке............33

4.3 О.А.Кипренский(1782-1836гг.)..............................33

4.3.1 Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского..............33

4.3.2 Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»..............................................34

4.4 В.А.Тропинин(1776-1857гг.)................................36

4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.).................................40

4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)................................40

4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.)...................................41

4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.) ....................................42

4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.)...................................43

4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)...............................44

Заключение.................................................45

Список использованной литературы...........................48

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МХК.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

     При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания "назначенного в академики" за картины "Кружевница", "Нищий старик" и "Портрет гравера Е.О. Скотникова".

     

 «Кружевница». Рисунок 15  

  "Кружевница" (1823) - одно из самых популярных  произведений Тропинина. Миловидная  девушка, плетущая кружева, изображена  в тот момент, когда она на  мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт - кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.    

  Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. Образы рукодельниц 1820-1830-х годов свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. От живописного стиля ранних работ он приходит к линейно-пластическому, с более четким контуром и корпусным наложением красок. Живописная фактура приобретает плотность. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. "Кружевница" выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в "Золотошвейке" (1826) цветовое решение более активно.    

  Говоря об идеализированном решении тропининских женских образов, надо иметь в виду и то обстоятельство, что эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Вот почему труд в его произведениях предстает не как изнурительное необходимое занятие, а как радостная сторона жизни, в которой раскрываются прекрасные качества женской натуры.

  К портретам  юношей братьев Морковых примыкает  и шедевр раннего творчества художника "Портрет сына" (1818г.). Детские образы были для него особенно привлекательны. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами. Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии. Просветители считали ум ребенка tabula raza ("чистой доской"), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. "Портрет Арсения Тропинина" подкупает искренность и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.   

     «Портрет сына». Рисунок 16     

  Василий Андреевич  Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном  взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи "последним сыном XVIII века", в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.)

Родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье мастера  орнаментальной скульптуры. С малых  лет проявлял способности к рисованию. Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты.

 «Всадница». Рисунок 17

На всём скаку  останавливает всадница разгорячённого коня, вызывая неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой  девочки. Тревожно по небу бегут перистые облака, бесконечными пятнами ложатся  на землю лучи восходящего солнца. 

4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)

«Неизвестная». Рисунок 18

    

Крамской  родился в 1837 году в семье мелкого чиновника в городе Острогожске Воронежской губернии. Первоначальное обучение получил в уездном училище. Сам занимался рисованием с самого детства.  

9 ноября 1863 г. большая  группа выпускников Академии  художеств отказалась писать  конкурсные работы на предложенную  тему из скандинавской мифологии  и покинула Академию. Во главе  бунтарей стоял Иван Николаевич  Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

«Передвижники»  были едины в своем неприятии  «академизма» с его мифологией, декоративными  пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

 В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова.   
     Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века.  

4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.) 

  Перов - наиболее яркий представитель критического реализма в русской живописи 60-х – начала 70-х годов XIX века. Он вводит в искусство новые темы, связанные с обличием церкви и духовенства. В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).      

  
 
 

 «Приезд гувернантки в купеческий дом». Рисунок19 
 

4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.)

  «Аэндорская волшебница». Рисунок 20  
 

      Рассматривая сейчас искусство Ге, первым, что выносишь из этого рассмотрения, является необходимость для Ге быть совершенно независимым от всяких вне его лежащих норм, условных, вызванных временем понятий мастерства, привычных форм мысли и так далее. Только когда он отбрасывал все посторонние, не исходящие из глубины его собственного существа требования, становился самим собой, таковым, каков он был — пламенным, самозабвенным, вдохновенным художником. Многолетней тяжелой борьбой была добыта эта возможность стать свободным, опираться только на самого себя, найти безусловную веру в себя в своем искусстве так, как он один может и хочет.

      Ге  был прежде всего художник, вдохновенно  переживающий свою деятельность. Для  него было необходимо наивысшее напряжение духовных, душевных и физических сил. Только в этой раскаленной атмосфере  возникали его видения, только в таком горниле могли найти осуществление его замыслы. Когда этого состояния, необходимого для его творчества, не было, когда не было вдохновенного подъема, в котором начиналась его истинная жизнь, создавались произведения, в некоторых отношениях интересные и, несомненно, созданные рукой талантливого и вдумчивого художника, но которые отделяет «дистанция огромного размера» от тех работ, где он выражает себя вполне.

      Там, где он чем-либо связан, будь это  требование академических правил «хорошего тона», художественности и мастерства в ходовом общепринятом в его время понимании, требований портретного сходства заказчиками, и вообще требований каких бы то ни было, предъявлявшихся к нему помимо его собственных стремлений и желаний, — в этих условиях несвободы его искусство становилось заурядным, почти не похожим, не связанным с его основными произведениями, определяющими его лицо. Здесь была резкая отделяющая черта. Не так, как в произведениях у других художников: это — более удачно, другое — менее, это — слабее, а то — сильнее. Здесь была остро ощущаемая граница, органический контраст между тем и другим состояниями художника и результатом в его работе.

Где художник достиг необходимой ему силы и свободы  в своем вдохновенном труде, там  создавались работы невиданной силы. Если он не сумел овладеть этим состоянием, или что-либо мешало ему — во внешнем ли окружении, или во внутреннем состоянии, — создавались заурядные произведения, никак не входящие в сравнение с теми, которые им создавались когда он обладал всеми своими силами. 

4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.) 

Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуеве, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров.  
     Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.  
     Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов.    
« Не ждали ». Рисунок 21 

4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)

  «Царь Иван Васильевич Грозный». Рисунок 22

 
Виктор  Михайлович Васнецов родился в далеком  вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после  рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.  
     Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников. 
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», писал Васнецов. 
   
Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. 
Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. 

 
Васнецов  скончался 23 июля 1926г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.

                          
 

                      5.Заключение 
 

  Исходя  из всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

  На  возникновение романтизма повлияло три главных события: Великая французская революция, наполеоновские войны, подъем национально- освободительного движения в Европе.

  Романтизм как метод и направление в  художественной культуре был явлением сложным и противоречивым. Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у романтизма есть устойчивые черты:

Информация о работе Романтизм в художественной культуре России