Романтизм в художественной культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:25, реферат

Краткое описание

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в России, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и архитектура, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

Оглавление

Введение.......................................................3

1.Общая характеристика периода

Причины возникновения романтизма:

1.1 Влияние идей великой Французской революции.................4

1.2 События Отечественной войны, движения декабристов - историческая почва для возникновения романтизма................6

2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений......................................................7

2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)................................9

2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг.)................................10

2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)..................................12

2.4 В.К.Кюхельбекер (1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве....................................................13

2.5 Романтизм в творчестве А.С.Пушкина(1799-1837гг.)..........15

2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)...............................17

2.7 Ф.И.Тютчев(1803-1873гг.)..................................20

2.8 А.И.Герцен(1812-1870гг.)..................................22

3. Художественное совершенство непроходная ценность русского романтизма....................................................24

3.1 Андрей Рублёв «Троица»....................................24

3.2 Дионисий «Распятие».......................................27

3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»......................27

3.4 А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»...............29

4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века......30

4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века..........30

4.2 Отечественная классическая живопись в XIX веке............33

4.3 О.А.Кипренский(1782-1836гг.)..............................33

4.3.1 Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского..............33

4.3.2 Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»..............................................34

4.4 В.А.Тропинин(1776-1857гг.)................................36

4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.).................................40

4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)................................40

4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.)...................................41

4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.) ....................................42

4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.)...................................43

4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)...............................44

Заключение.................................................45

Список использованной литературы...........................48

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МХК.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

  Подлинный трагизм редко звучит в его  стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

  Ты  помнишь, что изрек,

  Прощаясь  с жизнию, седой Мельхиседек?

  Рабом родился человек,

  Рабом в могилу ляжет,

  И смерть ему едва ли скажет,

  Зачем он шел долиной чудной слез,

  Страдал, рыдал, терпел,

   Наследственное  проклятие тяготело над Батюшковым:  его мать поразил душевный недуг, когда Константину было четыре года. Как поэт Батюшков погиб за тридцать четыре года до своей физической смерти - в 1821 году: его талант победило безумие. Представление о Батюшкове как "неудачнике", недоделанном" новаторе, "записной книжке нерожденного Пушкина" (О. Мандельштам) утвердилось довольно прочно. 

  Главную заслугу  его видят обычно в том, сто  он стал "предтечей Пушкина в  поэзии" (В. Белинский). Но у Батюшкова  была своя звезда, и он умел уходить с того пути, который указывал юному последователю - Пушкину. Державин для Батюшкова стал школой и иконой.  

2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)

     Рисунок 3

Рылеев Кондратий  Федорович (1795 - 1826) - поэт-декабрист, член Северного Общества, один из наиболее активных участников декабрьского восстания. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Отставной подпоручик. Правитель дел канцелярии Российско-Американской компании. Как поэт, он был известен своими "Думами" и историческими поэмами "Войнаровский", "Наливайко" и др. Его лирические стихотворения представляют собой в русской литературе первые образцы так называемой "гражданской поэзии". 
Отец — подполковник Федор Андреевич Рылеев (ум. 1814, в Киеве), главноуправляющий имениями кн. С.Ф. Голицына, перешедшими после смерти в 1810г. к его жене В.В. Голицыной; мать — Анастасия Матвеевна (11.12.1758 — 2.6.1824), в 1800г. приобрела у генерал-майора П.Ф. Малютина с. Батово Петербургской губернии, где и поселилась с сыном (после ее смерти имение перешло к К.Ф. Рылееву, в 1826г. в нем 48 душ). Воспитывался в первом кадетском корпусе, поступил в отделение для малолетних — 12.01.1801г., выпущен прапорщиком в первую конную роту первой резервной артиллерийской бригады — 1.02.1814г. Участник заграничных походов 1814—1815гг., прибыл в действующую армию в Дрезден — 14.02.1814гг., с 4.03.1814г. в походе (Швейцария, Франция, Германия, Польша), вернулся в Россию — 3.12.1814г., с 12.4.1815г. вновь в заграничном походе (Польша, Германия, Франция), вернулся в Россию — 4.12.1815г. После войны вместе с ротой (переименована в одиннадцатую — 28.7.1816г., в двенадцатую — 26.3.1818г.) квартировал в местечке Ретово Росиянского уезда Виленской губернии, а затем в слободе Подгорной у г. Павловска Острогожского уезда Воронежской губернии, подал прошение об увольнении от службы — 8.9.1818г., уволен от службы по домашним обстоятельствам подпоручиком — 26.12.1818г. Переехал в Петербург — 1819г., определен на службу заседателем от дворянства в Петербургскую палату уголовного суда — 21.01.1821г., с весны 1824г. правитель дел канцелярии Российско-Американской компании. 
С 1819г. сотрудничал в журналах («Невский зритель», «Благонамеренный», «Сын отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения» и др.), 25.04.1821г. вступил членом-сотрудником в Вольное общество любителей российской словесности (другое название — Общество соревнователей просвещения и благотворения), действительный член — 19.12.1821г., 30.12.1824г. избран членом Цензурного комитета и в 1824—1825гг. исполнял обязанности цензора поэзии. В 1823—1825гг. издавал вместе с А.А. Бестужевым альманах «Полярная Звезда». Масон, мастер петербургской ложи «Пламенеющая звезда» (1820—1821гг.), состоящей в союзе «Астреи». 
Член Северного общества (с осени 1823г.), после отъезда С.П. Трубецкого в конце 1824г. в Киев заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Один из руководителей подготовки восстания на Сенатской площади. 
Арестован ночью 14.12.1825г. и к двенадцати часам доставлен в Петропавловскую крепость, где помещен в №17 Алексеевского равелина («присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, но, не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно»). 19.12.1825 по высочайшему повелению доставлен во дворец «с надежным чиновником», 21.3.1826 отказано в свидании с женой, но разрешено писать ей о домашних делах, 10.04.1826г. разрешено написать доверенность жене, 9.061826г. дано свидание с женой. 
Осужден вне разрядов и 11.7.1826г. приговорен к повешению. 13.7.1826г. казнен вместе с Пестелем, Каховским, Бестужевым-Рюминым и С. Муравьевым-Апостолом 13 июля 1826 г на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен на о. Голодае. 
Письмом от 15.7.1826 кн. А.И. Голицын сообщил генералу Сукину, что «государь император указать соизволил, чтобы образ, бывший в каземате у Рылеева, и письмо, им писанное к жене, вы доставили ко мне для возвращения жене». В тот же день образ и письмо были доставлены Голицыну, а им — вдове Рылеева. 
Жена (с 22.1.1819г.) — Наталья Михайловна Тевяшева. Сестра — Анна Федоровна (побочная дочь его отца, ум. 3.12.1858г.).

2.4 В.К.Кюхельбекер(1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве

  Рисунок 4

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 - 1846), поэт, прозаик. Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан  в частный пансион, а через  три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатается в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимает активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности", на одном из заседаний которого в 1820 читает стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А.Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение "К Прометею". В Париже читает лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызывает недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли  ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А.Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию "Аргивяне", сочиняет поэму "Кассандра", начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства  материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с В.Одоевским, вместе с которым издает альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов". В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в тайное общество. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После десяти лет  одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер  женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске. Умер Кюхельбекер 11 августа (23 н.с.) 1846 в Тобольске.  

2.5 Романтизм в творчестве  А.С.Пушкина(1799-1837гг.) 

 Рисунок 5

 У Пушкина взгляды на романтизм вполне соответствовали духу его романтического творчества. Большинство замечаний и высказываний Пушкина о романтизме относится к 1824-1825 годам, когда были завершены или завершались южные поэмы (в 1824 году были написаны “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан”, в октябре того же года были закончены “Цыганы”).

  Пушкин часто  подчеркивал свое несогласие с наиболее распространенными определениями  романтизма. Он писал друзьям: “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”.

  В шестой главе “ Евгения Онегина”, Пушкин, цитируя предсмертные стихи Ленского, замечал:

  Так он писал темно и вяло

  Что романтизмом мы зовем,

  Хоть  романтизма тут нимало

  Не  вижу я; да что нам  в том?

  Это ироническое  замечание по поводу стихов было похоже на сделанное Пушкиным позднее, в 30-е  годы категорическое заявление: нельзя относить к романтической литературе “все произведения, носящие на себе печать уныния или мечтательности”.

  Взгляды Пушкина  на романтизм были, прежде всего, антиклассическими. Пушкин высмеивал и осуждал тех, кто пишет “по всем правилам парнасского православия”. Он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин рассматривал романтизм как подлинную революцию в области формы. В одном из писем к П.А. Катенину он говорил о “ перевороте” в словесности, который должны произвести романтики.

  Теоретические позиции Пушкина определяли и  его взгляды на конкретную историю  романтизма. Пушкин относил к романтической  литературе произведения Данте, Шекспира, Сервантеса, Лопе де Вега и многих других писателей. Это довольно неожиданно, но с точки зрения теорий Пушкина, который считал самой привлекательной чертой поэта-романтика художественную смелость разрыва с общепринятыми нормами, было вполне логичным.

  Таким образом, Пушкин теоретически определял романтизм как отказ от старых классических литературных форм. В своей переписке Пушкин дал ряд высказываний о романтических героях в жизни. Эти высказывания проливают яркий свет на то, в чём он видел содержание романтизма. Пушкин не считал, что романтических героев в современной ему русской жизни можно найти только среди разочарованных молодых людей, читающих Байрона. Он связывал с понятием романтизма людей, совершенно чуждых чувствам уныния и разочарованности. Это люди, отличающиеся бурными страстями, которые являются героями самых необыкновенных приключений, поднимающих человека над обыденностью. Таким образом, Пушкин включал в интеллектуально-психологическую сферу романтизма необыкновенное, поднимающее человека над повседневностью. Как художник он воплотил это в своих произведениях. Пушкин хотел нарисовать в своих романтических произведениях именно современного героя. В “ равнодушии к жизни, к её наслаждениям”, в “преждевременной старости души”, т. е. в душевной охладелости романтического героя, он видел “отличительные черты” “ молодёжи 19-го века”. Впервые в русской романтической литературе Пушкин создаёт образ современного героя, живущего интересами и волнениями своего века. Этим объясняется успех пушкинских “южных поэм”. В противоречивом внутреннем мире их главных героев и в их необычайной судьбе современники узнавали самих себя.

  Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния, непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике Пушкина нарисованы или “могучая страсть”, подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная охладелость . То же мы находим в южных поэмах Пушкина. В “Кавказском пленнике” Черкешенка - “страстная дева”, полная “восторгов сердца”. Ей противопоставлен Пленник, который погубил “ страстями сердце” , стал “жертвою страстей”. Он почти совершенно охладел душой. В “Бахчисарайском фонтане” Заремой владеют “порывы пламенных желаний”, она “для страсти рождена” и говорит “языком мучительных страстей”. Но тут же нарисован образ разочарованного героя- татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы “скучает бранной славой”, а после смерти Марии приходит к полному унынию . В “Цыганах” , вершине романтизма Пушкина , “ всюду страсти роковые”. Поэт подчёркивает, что “ послушной душой” Алеко “играли страсти”. Играют они и Земфирой , и её любовником – молодым цыганом , и её матерью Мариулой. Но в поэме действует также охладевший герой – старый цыган, которому после любовной катастрофы “постыли... все девы мира”. Постараемся же теперь разобраться в этом лучше, на конкретном художественном материале романтических произведений Пушкина.

2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)

 Рисунок 6

 

Как поэт и гражданин Михаил Юрьевич Лермонтов  формировался в эпоху после разгрома декабристского восстания, которое  произошло в декабре 1825 года. Прогрессивная  часть дворянской молодежи не могла принять жесткого николаевского режима, последовавшего за восстанием на Сенатской площади, но она не вступала в открытую борьбу с самодержавием, не верила в победу над ним. И все же реакция не могла остановить развития общественной мысли в России. Изредка печатались произведения поэтов-декабристов Кюхельбекера, Одоевского и других, начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский.  
В тридцатые годы XIX века продолжал развиваться критический реализм, но одновременно с ним существовал и романтизм. Ярким примером романтизма в творчестве Лермонтова является стихотворение Парус, написанное восемнадцатилетним поэтом:  
Белеет парус одинокий  
В тумане моря голубом!..  
Что ищет он в стране далекой  
Что кинул он в краю родном..  
Играют волны ветер свищет,  
И мачта гнется и скрипит...  
Увы! Он счастия не ищет  
И не от счастия бежит!  
Под ним струя светлей лазури,  
Над ним луч солнца золотой...  
А он, мятежный, просит бури,  
Как будто в бурях есть покой!  
В интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного, что было характерно и для Пушкина. В одном из стихотворений он признавался:  
Пусть я когда-нибудь люблю:  
Любовь не красит жизнь мою.  
Любовное чувство лирического героя у Лермонтова наполнено тоской, ему сопутствуют трагические обстоятельства, тяжелые предчувствия. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщины, не сумевшей оценить возвышенные чувства.  
Трагизм любовной лирики был обусловлен обстоятельствами личной жизни поэта. Цикл стихов посвящен Наталье Федоровне Ивановой, дочери известного драматурга. Вначале Иванова отвечала взаимностью Лермонтову, была его близким другом, но любовное увлечение поэта окончилось несчастливо. Измена любимой женщины послужила поводом для создания стихотворения «Я не унижусь пред тобою...»  
Я не унижусь пред тобою;  
Ни твой привет, ни твой укор  
Не властны над моей душою.  
Знай: мы чужие с этих пор.  
Ты позабыла: я свободы  
Для заблужденья не отдам;  
И так пожертвовал я годы  
Твоей улыбке и глазам,  
И так я слишком много видел  
В тебе надежду юных дней  
И целый мир возненавидел,  
Чтобы любить тебя сильней.  
Я был готов на смерть и муку  
И целый мир на битву звать,  
Чтобы твою младую руку  
Безумец! лишний раз пожать!  
Не знав коварную измену,  
Тебе я душу отдавал;  
Такой души ты знала ль цену  
Ты знала я тебя не знал!  
С резкой критикой современного ему поколения выступил Лермонтов в стихотворении Дума (1838 г.). Это стихотворение горькая поэтическая исповедь поколения, которое живет без активного действия и не верит в его пользу. Оно старится в бездействии. У этого поколения нет ни глубоких чувств, ни прочных убеждений:  
И ненавидим мы, и любим мы случайно,  
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,  
И царствует в душе какой-то холод тайный,  
Когда огонь кипит в крови.  
Это поколение не способно сказать новое слово в истории России. Стихотворение заканчивается пессимистически:  
Толпой угрюмою и скоро позабытой  
Над миром мы пройдет без шума и следа,  
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,  
Ни гением начатого труда.  
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,  
Потомок оскорбит презрительным стихом,  
Насмешкой горькою обманутого сына  
Над промотавшимся отцом.  
Дума это и лирическое стихотворение, проникнутое грустью, мечтательностью, и одновременно сатира.  
По идейному содержанию с Думой связано стихотворение «И скучно и грустно...», написанное в форме лирического монолога. Критик В. Г. Белинский восторгается этим произведением. Он сравнивает его с потоком слез, давно накипевших, со струей горячей крови из раны, с которой вдруг сорвали повязку. В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова. Стихи Лермонтова это почти всегда напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на внутреннем душевном состоянии человека. Поэт раскрывает борьбу противоречивых мыслей своего лирического героя.  
И скучно и грустно, и некому руку подать  
В минуту душевной невзгоды... Желанья!,  
что пользы напрасно и вечно желать…  
А годы проходят все лучшие годы!  
Любить... но кого же, на время не стоит труда,  
А вечно любить невозможно.  
В себя ли заглянешь там прошлого нет и следа:  
И радость, и муки, и все там ничтожно...  
Что страсти ведь рано иль поздно их сладкий недуг  
Исчезнет при слове рассудка;  
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,  
Такая пустячная и глупая штука...  
Состояние души, которое, казалось бы, трудно выразить словами, занимает главное место и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...». Философское содержание этого произведения выявляется из сопоставления спокойной и величественной природы и страдающего человека, задающегося извечными вопросами. Лирический герой Лермонтова устал от невозможности понять самого себя, от неосуществимости желаний. Поэтому в нем нет той гармонии, которую он чувствует в природе. Но у него осталась жажда прекрасного, которое он связывает с любовью, с единением с природой.  
Выхожу один я на дорогу;  
Сквозь туман кремнистый путь блестит;  
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,  
И звезда с звездою говорит.  
В небесах торжественно и чудно!  
Спит земля в сиянье голубом...  
Что же мне так больно и так трудно  
Жду ль чего Жалею ли о чем  
Уж не жду от жизни ничего я,  
И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя!  
Я б хотел забыться и заснуть!  
Но не тем холодным сном могилы...  
Я 6 желал навеки так заснуть,  
Чтоб в груди дремали жизни силы,  
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...  
Лирика этого замечательного русского поэта близка каждому человеку. Поэзия Лермонтова это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с разочарованием и страданием. На мой взгляд, основной ее мотив это мотив одиночества, который пронизывает все его творчество. Одиноки герои его произведений, одинок и сам поэт. Многообразные оттенки этого чувства мы находим в его стихотворениях. Это одиночество на лоне природы (Выхожу один я на дорогу...), одиночество человека в толпе (Как часто пестрою толпою окружен...). Это неприятие всего, что составляет эмоциональную жизнь людей: любви, желаний, страстей (И скучно и грустно...), бесплодность поисков счастья и борьбы (Парус), одиночество в заточении (Узник).
 

Информация о работе Романтизм в художественной культуре России