Романтизм в художественной культуре России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:25, реферат

Краткое описание

Романтизм – это очень большой пласт различных видов искусства. Цель моей работы – проследить условия зарождения и причины возникновения романтизма в России, исследовать развитие романтизма в таких видах искусства, как литература, живопись и архитектура, и сопоставить их. Главной задачей для меня было выделить основные черты романтизма, характерные для всех видов искусств, определить, какое влияние оказал романтизм на развитие других направлений в искусстве.

При разработке темы я использовала учебные пособия по искусству, таких авторов, как Филимонова, Воротников и др., энциклопедические издания, монографии, посвященные различным авторам эпохи романтизма, биографические материалы таких авторов, как Аминская, Ацаркина, Некрасова и др.

Оглавление

Введение.......................................................3

1.Общая характеристика периода

Причины возникновения романтизма:

1.1 Влияние идей великой Французской революции.................4

1.2 События Отечественной войны, движения декабристов - историческая почва для возникновения романтизма................6

2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений......................................................7

2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)................................9

2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг.)................................10

2.3 К.Ф.Рылеев(1795-1826гг.)..................................12

2.4 В.К.Кюхельбекер (1797-1846гг.) - революционная тема в творчестве....................................................13

2.5 Романтизм в творчестве А.С.Пушкина(1799-1837гг.)..........15

2.6 М.Ю.Лермонтов(1814-1841гг.)...............................17

2.7 Ф.И.Тютчев(1803-1873гг.)..................................20

2.8 А.И.Герцен(1812-1870гг.)..................................22

3. Художественное совершенство непроходная ценность русского романтизма....................................................24

3.1 Андрей Рублёв «Троица»....................................24

3.2 Дионисий «Распятие».......................................27

3.3 Д.Г.Левицкий «Портрет Урсулы Мнишек»......................27

3.4 А.П.Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»...............29

4. Русское искусство первой половины девятнадцатого века......30

4.1 Архитектурные памятники первой половины XIX века..........30

4.2 Отечественная классическая живопись в XIX веке............33

4.3 О.А.Кипренский(1782-1836гг.)..............................33

4.3.1 Портрет А. С. Пушкина кисти О. Кипренского..............33

4.3.2 Картина Кипренского «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)»..............................................34

4.4 В.А.Тропинин(1776-1857гг.)................................36

4.5 К.П.Брюллов(1799-1852гг.).................................40

4.6 И.Н.Крамской(1837-1887гг.)................................40

4.7 В.Г.Перов(1834-1882гг.)...................................41

4.8 Н.Н.Ге(1831-1894гг.) ....................................42

4.9 И.Е.Репин(1844-1930гг.)...................................43

4.10 В.М.Васнецов(1848-1926гг.)...............................44

Заключение.................................................45

Список использованной литературы...........................48

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МХК.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

  Заслуга романтиков заключалась в том, что они почувствовали противоречия и дисгармонию буржуазного общества.  Однако при всем неприятии нового социального порядка романтики не могли ни понять его сущности, ни постигнуть его законов.    Романтическая критика капиталистической цивилизации носила отвлеченный характер.

      Романтики нередко идеализировали  патриархальное общество, в котором  видели царство добра, искренности,  порядочности. Поэтизируя прошлое,  они уходили в старинные легенды,  народные  сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это  в одно течение - романтизм? Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

      И если классицизм все делит  по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм – это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь человека   в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию. Именно с романтизма начинает

появляться настоящий  психологизм.

      В своем воображении романтики  преображали неприглядную

действительность  или же уходили в мир своих  переживаний.        

 Разрыв  между  мечтой  и  действительностью,  противопоставление  прекрасного  вымысла объективной реальности  лежали в основе всего романтического  движения.

      Разочарование в современности  порождало у романтиков  особый интерес  к  прошлому: к добуржуазным общественным   формациям, к патриархальной старине. Многим    романтикам    было    свойственно

представление, что  живописная экзотика стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим  контрастом скучной буржуазной обыденности. В  этих  странах,  тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали  яркие,  сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад.

      Однако романтизм не был однородным  течением: его идейное  развитие шло в различных  направлениях. Среди романтиков были   реакционно-настроенные писатели, приверженцы старого режима,  которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой  стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали  демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.                     

   

   В России романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе,  так как в XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции.  Можно говорить о русской подражательности европейскому романтизму. Это было особое проявление романтизма. Не было в    русской культуре противопоставления человека миру и Богу.    
 

  2. Творчество русских романтиков, поэтов и писателей декабристской эпохи, развитие общественного сознания последних поколений

  Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы.

  Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Им хорошо известны «изъяны» рабовладельческого и феодального строя. Отсюда мечты романтиков о внесоциальном существовании, о золотой поре человечества, когда рухнут социальные законы и войдут в силу чисто человеческие, духовные связи.

  Романтики были настроены критически также к истории. Её развитие сопровождалось, по их наблюдению, ростом духовной свободы. Отсюда культ в романтизме «естественного состояния», уход в доисторическое прошлое в жизни народов, когда действовали законы природы, а не искусственные установления испорченной цивилизации. Романтики не были социально пассивными. Они критиковали общество, в котором духовное принесено в жертву материальному. Это был протест против духовного ущемления личности в условиях феодальной, а затем буржуазной действительности.

  Из  факта ущемлённости духовного, человеческого  во все исторические эпохи многие романтики делают вывод о существовании  романтического искусства задолго  до возникновения романтизма как  литературного направления. Ф. Шлегель писал: «Я ищу и нахожу романтический дух у самых старых и новых поэтов – у Шекспира, Сервантеса, в итальянской поэзии и в том веке рыцарства, любви и сказок, откуда происходит самое понятие романтизма и самый термин».

  Романтическое искусство, так же как и реалистическое – явление исторически развивающееся. Меняя свою общественную направленность, и сохраняя типологическую общность, оно жило в самые разные исторические эпохи. Никто из шекспироведов не отрицает того, что творчество Шекспира третьего периода носило в основном романтический характер. Романтиками по типу мышления были Фет, А.Н. Толстой, Тютчев, творившие в годы торжества критического реализма.

  Антибуржуазные  тенденции были присущи европейскому романтизму, но они обнаруживаются со всей отчётливостью на втором этапе романтического движения, когда романтики увидели, что развитие нового общества не оправдывает их оптимистических прогнозов. В их творчестве появляются пессимистические, трагические ноты.

  Вместе  с тем в романтической литературе немало произведений, в которых изображается могущество божественного промысла, судьбы, обрекающих человека на пассивность. Тем не менее, романтизму свойственен историзм. Из опыта современности романтики сделали вывод об изменяемости жизни, эстетических взглядов людей. Ф. Шлегель не случайно указал на прогрессивность как на один из самых существенных признаков романтической поэзии, тем самым подчёркивалась её подвижность, историческая изменчивость.

  Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Отбрасывая провиденциалистическую точку зрения, они начали искать пружины исторического развития в социальных факторах. История предстаёт в их творчестве как арена борьбы между силами мрака и света, тирании и свободы. Показательные романы В. Гюго «Собор парижской богоматери», «Отверженные» и Э. Сю «Парижские тайны». Передовые романтики правдиво изображали современный им мир. Они глубоко раскрывали его противоречия – нищету и бесправие народных масс, и бездушие, жестокость господствующих классов. Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.

  Таким образом, романтизм как историко-литературное явление несводим к одной субъективной. Его сущность раскрывается в совокупности признаков. Романтики, как и реалисты, обладали сложным миропониманием, они широко, многогранно отражали современную им действительность и историческое прошлое, их творческая практика представляла собой сложный идейно-эстетический мир, не поддающийся однозначному определению.

  Романтики отнюдь не сводят задачу к познанию действительности, тем самым отмечают специфичность романтизма в сравнении с наукой. В своих программных выступлениях они заостряют внимание на гуманистической, воспитательной функции искусства, объясняя этим его большое общественное значение. Решая свои специфические художественные задачи, мыслители романтического направления проникли вместе с тем глубоко в гносеологическую сущность искусства, вскрыли его важнейший закон. Их большая заслуга заключается в определении места и роли субъективного начала в художественном творчестве.

  Романтическое, без чего искусство утрачивает свою подлинную сущность, - это, прежде всего, эстетический идеал, гуманистический по своей природе, включающий в себя представления художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке. О взаимодействии реализма и романтизма много писал А. Фадеев. По его мнению, настоящее искусство синтезирует объективное и субъективное, сущее и должное.

  В центре внимания писателей романтического направления – человеческая личность, её духовный мир, её судьбы в условиях феодальной и буржуазной действительности. Они изображают человека, как правило, в напряжённых жизненных ситуациях. Отсюда острый драматизм и психологизм романтической литературы, проявляющийся не только в драматургии, но также в эпических и лирических жанрах.

  2.1 В.А.Жуковский(1783-1852гг.)

        Рисунок 1

      Жуковский - первый и один из крупнейших русских романтиков. Достойнейший отклик на европейское романтическое движение. Белинский называл Жуковского «литературным Коломбом Руси, открывшим ей Америку романтизма в поэзии...». Многообразие источников, избираемых для переводов, и сам переводческий характер его творчества свидетельствовали об исключительной органичности русского романтизма, о его стремлениях, прислушиваясь к голосам народов, выработать свой оригинальный голос, найти свою национальную специфику.

  Первые  произведения Жуковского - еще в  духе сентиментализма. Романтиком же он стал с 1802 года, когда перевел элегию Грея «Сельское кладбище», и окончательно с 1808 года, когда переделал балладу Бюргера «Ленора» под названием «Людмила», а через четыре года этот же мотив переработал в русском духе в балладе «Светлана». В 1808-1810 годах он возглавил «Вестник Европы» и тихо и незаметно заложил основы целому романтическому направлению.  Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве «откровение» высших истин, оно было для него «священным». Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: 
«Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к «ночной стороне души», к 
«невыразимому» в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

  Как слит с прохладою растений фимиам!

  Как сладко в тишине у брега струй  плесканье!

  Как тихо веянье зефира по водам

  И гибкой ивы трепетанье!

  Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге «оного таинственного света». Поэт, по меткому выражению 
Белинского, «любит и голубит свое страдание», однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, 
«сыну неги и веселья», он называет поэта-эпикурейца «родным по Музе», то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному 
Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: «Отвергни сладострастья, погибельны мечты!».
 

  2.2 К.Н.Батюшков(1787-1855гг .)

  Рисунок 2 

  Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от 
Жуковского - была чужда «золотая середина». Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады «смиренного уголка», но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

  Ужели в истинах печальных

  Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

  Сидящих в платьях погребальных,

  Между обломков и гробов,

  Найдем  мы жизни нашей сладость?

  От  них, я вижу, радость

  Летит, как бабочка от терновых кустов.

  Для них нет прелести и в прелестях  природы,

  Им  девы не поют, сплетаясь в хороводы;

  Для них, как для слепцов,

  Весна без радости и лето без цветов.

Информация о работе Романтизм в художественной культуре России